Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс обучения школьников географии в рамках курса «География России»(8 класс).
Предмет исследования: методика применения интерактивных карт в школьном курсе «География России» (8 класс).
Гипотеза исследования: применение интерактивных карт будет способствовать формированию предметных компетенций обучающихся в процессе обучения географии России. Достигнуть поставленной цели можно, если:
Провести анализ интерактивных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 8.66 Мб (Скачать файл)

Заключение

 

В соответствии с поставленными в начале исследования целями и задачами были получены следующие результаты:

    1. Определены теоретико-методологические основы применения интерактивных средств обучения в процессе обучения географии. Установлено, что применение современного комплекса ИСО продолжает существующие теоретические и методологические основы обучения географии с использованием в процессе обучения технических средств и учитывает существующие в настоящий момент идеи применения в процессе обучения географии компьютера и компьютерных технологий. Выявлено, что применение современного ИСО (интерактивной карты), позволяет решать задачи, направленные не только на формирование конкретных знаний науки, но и на формирование умений устанавливать логические взаимосвязи между понятиями, развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Уточнены психолого-педагогические основы применения ИСО, способствующие развитию познавательной активности учащихся.

2. Разработаны, теоретически обоснованы  и реализованы на практике методические условия применения интерактивных карт в процессе обучения географии России (на примере темы «Климат и климатические ресурсы»).

Выделены основные методические условия по применению в процессе обучения ИСО: логика построения урока; методы изложения материала; конкретные методические приемы предъявления информации; системность использования ИСО; наличие необходимых электронных изданий (интерактивных пособий) и умение отбирать их, исходя из целей и задач обучения.

Библиографический список

 

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Ин-т общеобразоват. шк. рос. акад. образования; М.: Ип-г общеобразоват. шк. РАО, 1994.  228 с.
  1. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. - Дис. д-ра пед. наук; М.: Школа-Пресс, 1994. 354 с.
  1. Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1960. 303 с.
  1. Баранов A.C., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «Гептер», 2004.  80 с.
  1. Баранов A.C. О возможности использования средств MS Office в обучении географии // География в школе.  2003.  № 7.  С. 64 - 65.
  1. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии. М.: Просвещение, 1989.  159 с.
  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК». 2002.  352 с.
  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во Института профессионального образования России, 1995. 336 с.
  1. Бондаренко Е.А., Журип A.A. Состояние медиаобразовапия в мире // Педагогика,  2002.  № 3. С. 88 - 98.
  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий.//Вопросы психологии. 2002. №3. С. 80-87.
  1. Вестицкий М.Б. Технические средства в обучении географии.   Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1977.  144 с.
  1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс,           1988. 336 с.
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. 536 с.
  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кп. Дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 327 с.
  1. Галанов А.Б. Новые информационные технологии для учителей- предметников. - Уфа, изд-во БИРО, 2004. 56 с.
  1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.  264 с.
  1. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации: (Пробл. интеллектоемких технологий преподавания) // Психол. журн. - 1993. т. 14, № 6. с 35 - 45.
  1. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
  1. Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // педагогика. - 1994. - № 5. - с. 46 - 49.
  1. Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникативных технологий в учреждениях общего и среднего образования: Дис. канд. пед. наук. М.: 2001.  235 с.
  1. Дорн Вольфганг и Ян Вальтер. Формирование представлений и понятий при обучении географии. М.: Педагогика. 1970.
  1. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление. Вопросы психологии, 1993. № 1.   С. 34-38.
  1. Дрига И.И., Pax Г.И.Техиические средства обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (как мы мыслим).  М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.  2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.
  1. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. М., АПК и ППРО, 2005. – 80 с.
  1. Ильясова Т.В. Технические средства обучения в учебном процессе современной школы: Учебник для ВУЗов. Оренбург: издательство ОГПУ, 1997.69 с.
  1. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию.  М.: Изд. ИНТ, 2005. 288 с.
  1. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании, 2002. Материалы Международной конференции «ИТТО - 2002». 23-24 мая 2002 г., Сб. Статей/ под ред. Шадрикова В.Д.  М.: изд-во СГУ, 2002. 298 с.
  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей.  М.: Изд. ИНТ, 2005. 168 с.
  1. Информатизация общего среднего образования. Научно- методическое пособие/ под ред. Д.Ш. Матроса; М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.
  1. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.  М., 1968.  266 с.
  1. Козлов O.A., Солодова Е.А., Холодов E.H. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника // Информатика и образование.  1995.  № 3. С. 97 - 99.
  1. Каменский Я.А. Великая дидактика.  Избр. пед. соч.  М.: 1982, т.1.
  1. Локшииа Л.М. Использование технических средств па уроках географии.  Минск: Нар. асвета, 1977. 46 с.
  1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы.  М.: Знание, 1986. 80 с.
  1. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.  М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  1. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды.  М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  1. Менчинская H.A. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. Избранные психологические труды; М., изд-во Московского психолого-социальиого института; Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 512 с.
  1. Мягков И.Ф. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 2001. 21 с.
  1. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе.  2004.  № 5.  С. 47 - 51.
  1. Обухова Л.Ф., Поршнев A.B., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 103 - 113.
  1. Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов. Материалы научно-практической конференции. М.: РМЦ, 2002. 134 с.
  1. Панченшикова Л.М. Применение компьютеров в обучении географии. // География в школе.  1984.  № 3.
  1. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. П.И. Пидкасистого; М.: Педагогическое общество России, 2002.  608 с.
  1. Петрова H.H., Новенко Д.В. География. Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.).  М.: Школа-Пресс, 1999.  126 с.
  1. Пичугин Б.В., Фисуненко О.П. Электронные помощники учителя географии.  М.: Просвещение, 1988.  106 с.
  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебник для ВУЗов.  М.: Академия, 1999.  224 с.
  1. Пятунин В.Б. Использование средств вычислительной техники в обучении физической географии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1992.  20 с.
  1. Раковская Э. М., Давыдова М. И., Физическая география России. Часть 1-. М., Владос, 2001., 285 с.
  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.  М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.  406 с.
  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств.  М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.
  1. Современный урок географии, ч. 2. Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. / Ред.  сост. И.И.Баринова; М.: Школа-Пресс, 2001.   80 с.
  1. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. 2004.  № 4. С. 46 - 50.
  1. Теоретические основы процесса обучения. / под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я.; М., Педагогика, 1989.
  1. Филатова Н.Б. Компьютер на уроке географии // География в школе.-2001. № 2.С. 51 -53.
  1. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии.// География в школе. 2003. №8. С. 45-49
  1. Элькин Г.Н. География России: Природа.8 класс. С-Пб.: Паритет, 2001. 201 с.

Интернет-ресурс

 

  1. http://mygeog.ru/interaktivnye-karty/ - интерактивные карты
  1. http://geoman.ucoz.ru/index/ - интерактивные карты учителям географии
  1. http://pedsovet.org/component/ - статья о применении интерактивных карт на уроках географии
  1. http://geograf-portal.ru/ - статья о климате России
  1. http://www.priroda.ru/ - характеристика климата России
  1. http://www.interactiv.kz/ - статья о преимуществах интерактивного обучения
  1. http://dic.academic.ru/ - географическая энциклопедия, климат
  1. http://russia.big-map.ru/ - географический атлас России

Информация о работе Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии