Заключение
В соответствии с поставленными в начале
исследования целями и задачами были получены
следующие результаты:
- Определены теоретико-методологические
основы применения интерактивных средств
обучения в процессе обучения географии. Установлено, что применение современного комплекса ИСО продолжает существующие теоретические и методологические основы обучения географии с использованием в процессе обучения технических средств и учитывает существующие в настоящий момент идеи применения в процессе
обучения географии компьютера и компьютерных
технологий. Выявлено, что применение современного ИСО (интерактивной карты), позволяет решать задачи, направленные не только на формирование конкретных знаний науки, но и на формирование умений устанавливать логические взаимосвязи между понятиями, развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Уточнены психолого-педагогические основы применения ИСО, способствующие развитию познавательной
активности учащихся.
2. Разработаны, теоретически обоснованы
и реализованы на практике методические условия применения
интерактивных карт в процессе обучения
географии России (на примере темы «Климат
и климатические ресурсы»).
Выделены основные методические условия
по применению в процессе обучения ИСО: логика
построения урока; методы изложения материала;
конкретные методические приемы предъявления
информации; системность использования
ИСО; наличие необходимых электронных
изданий (интерактивных пособий) и умение
отбирать их, исходя из целей и задач обучения.
Библиографический список
- Апатова Н.В. Информационные
технологии в школьном образовании. Ин-т общеобразоват. шк. рос. акад. образования; М.: Ип-г общеобразоват. шк. РАО,
1994. 228 с.
- Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание
и методы обучения в средней школе. - Дис.
д-ра пед. наук; М.: Школа-Пресс, 1994. 354 с.
- Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1960. 303 с.
- Баранов A.C., Суслов В.Г., Шейнис
А.И. Компьютерные технологии в школьной
географии. М.: Издательский Дом «Гептер»,
2004. 80 с.
- Баранов A.C. О возможности
использования средств MS Office в обучении географии // География
в школе. 2003. № 7. С. 64 - 65.
- Барышева Ю.Г. Использование
средств обучения в преподавании географии. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
- Беспалько В.П. Образование
и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК». 2002. 352 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во Института профессионального образования России,
1995. 336 с.
- Бондаренко Е.А., Журип A.A. Состояние медиаобразовапия в мире // Педагогика, 2002. № 3. С. 88 - 98.
- Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические
аспекты применения информационных технологий.//Вопросы
психологии. 2002. №3. С. 80-87.
- Вестицкий М.Б. Технические
средства в обучении географии. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1977. 144 с.
- Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. 336 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. 536 с.
- Гальперин П.Я. Введение в
психологию. М.: Кп. Дом «Университет»:
Высшая школа, 2002. 327 с.
- Галанов А.Б. Новые информационные технологии для
учителей- предметников. - Уфа, изд-во БИРО,
2004. 56 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация
в сфере образования: проблемы и перспективы.
М.: Педагогика, 1987. 264 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А.,
Демидова Л.Н. Психологические основы
конструирования учебной информации:
(Пробл. интеллектоемких технологий преподавания)
// Психол. журн. - 1993. т. 14, № 6. с 35 - 45.
- Голов В.П. Средства обучения
географии и условия их эффективного использования.
М.: Просвещение, 1987. 222 с.
- Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации
обучения в школе // педагогика. - 1994. - №
5. - с. 46 - 49.
- Дацюк Г.И. Психолого-педагогические
особенности применения информационных
и коммуникативных технологий в учреждениях
общего и среднего образования: Дис. канд. пед. наук. М.: 2001. 235 с.
- Дорн Вольфганг и Ян Вальтер.
Формирование представлений и понятий при обучении географии. М.: Педагогика. 1970.
- Доронина О.В. Страх перед
компьютером: природа, профилактика, преодоление.
Вопросы психологии, 1993. № 1. С. 34-38.
- Дрига И.И., Pax Г.И.Техиические средства
обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения:
Современная интерпретация. 2-е изд., испр. М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 192
с.
- Заславская О.Ю., Левченко
И.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. М., АПК и ППРО, 2005. – 80 с.
- Ильясова Т.В. Технические
средства обучения в учебном процессе
современной школы: Учебник для ВУЗов. Оренбург: издательство ОГПУ,
1997.69 с.
- Информационные и коммуникационные
технологии в подготовке преподавателей:
руководство по планированию. М.: Изд.
ИНТ, 2005. 288 с.
- Информационно-телекоммуникационные
технологии в образовании, 2002. Материалы Международной конференции «ИТТО - 2002». 23-24 мая 2002 г., Сб. Статей/ под ред. Шадрикова В.Д. М.: изд-во СГУ, 2002. 298 с.
- Информационные и коммуникационные
технологии в образовании: учебные планы
для средней школы и программы подготовки преподавателей. М.: Изд. ИНТ,
2005. 168 с.
- Информатизация общего среднего образования. Научно- методическое пособие/ под ред. Д.Ш. Матроса; М.: Педагогическое
общество России, 2004. 384 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное
развитие учащихся. М., 1968. 266 с.
- Козлов O.A., Солодова Е.А., Холодов
E.H. Некоторые аспекты создания и применения
компьютеризированного учебника // Информатика и образование. 1995. № 3. С. 97 - 99.
- Каменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч.
М.: 1982, т.1.
- Локшииа Л.М. Использование
технических средств па уроках географии.
Минск: Нар. асвета, 1977. 46 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация
обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание,
1986. 80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. М.: Педагогика,
1988. 192 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения
и умственного развития школьника: Избранные
психологические труды. М.: Педагогика,
1989. 224 с.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения,
воспитания и психологического развития ребенка. Избранные психологические труды; М., изд-во Московского психолого-социальиого института; Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК»,
2004. 512 с.
- Мягков И.Ф. Влияние компьютеризации
учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 2001. 21 с.
- Новенко Д.В. Новые информационные
технологии в обучении // География в школе. 2004.
№ 5. С. 47 - 51.
- Обухова Л.Ф., Поршнев A.B., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 103 - 113.
- Основные направления развития
образовательных электронных изданий
и ресурсов. Материалы научно-практической конференции. М.: РМЦ, 2002. 134 с.
- Панченшикова Л.М. Применение компьютеров в обучении географии. // География в школе. 1984. № 3.
- Педагогика. Учебник для студентов
педагогических вузов и педагогических
колледжей под ред. П.И. Пидкасистого; М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.
- Петрова H.H., Новенко Д.В. География. Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999. 126 с.
- Пичугин Б.В., Фисуненко О.П. Электронные помощники учителя географии. М.: Просвещение, 1988. 106 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические
и информационные технологии в системе
образования: учебник для ВУЗов. М.:
Академия, 1999. 224 с.
- Пятунин В.Б. Использование средств вычислительной техники в обучении физической географии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1992. 20 с.
- Раковская Э. М., Давыдова
М. И., Физическая география России. Часть
1-. М., Владос, 2001., 285 с.
- Роберт И.В. Современные информационные
технологии в образовании: дидактические
проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Сайков Б.П. Организация информационного
пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.
- Современный урок географии,
ч. 2. Методические разработки уроков с
использованием новых педагогических
технологий обучения. / Ред. сост. И.И.Баринова; М.: Школа-Пресс, 2001. 80 с.
- Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования //
География в школе. 2004. № 4. С. 46 - 50.
- Теоретические основы процесса
обучения. / под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я.; М., Педагогика, 1989.
- Филатова Н.Б. Компьютер на
уроке географии // География в школе.-2001. № 2.С. 51 -53.
- Шульгина О.В. Возможности
и проблемы использования компьютерных
технологий в преподавании географии.// География в школе. 2003. №8. С. 45-49
- Элькин Г.Н. География России:
Природа.8 класс. С-Пб.: Паритет, 2001. 201 с.
Интернет-ресурс
- http://mygeog.ru/interaktivnye-karty/ - интерактивные карты
- http://geoman.ucoz.ru/index/ - интерактивные карты учителям географии
- http://pedsovet.org/component/ - статья о применении интерактивных карт на уроках географии
- http://geograf-portal.ru/ - статья о климате России
- http://www.priroda.ru/ - характеристика климата России
- http://www.interactiv.kz/ - статья о преимуществах интерактивного обучения
- http://dic.academic.ru/ - географическая энциклопедия, климат
- http://russia.big-map.ru/ - географический атлас России