Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа
Объектом исследования является процесс обучения школьников географии в рамках курса «География России»(8 класс).
Предмет исследования: методика применения интерактивных карт в школьном курсе «География России» (8 класс).
Гипотеза исследования: применение интерактивных карт будет способствовать формированию предметных компетенций обучающихся в процессе обучения географии России. Достигнуть поставленной цели можно, если:
Провести анализ интерактивных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;
Очень важным в обучении географии является понимание учащимися механизмов изучаемых явлений. Современные интерактивные средства обучения, уровень компьютерной грамотности учащихся восьмых классов позволяют создавать простые модели.
Создаваемая компьютерная версия урока имеет две составляющие основы - методическую и демонстрационную. Это означает, что в процессе подготовки к уроку учитель формулирует цели и задачи занятия, определяет методы обучения, тип урока, выбирает форму урока и учебной работы, выделяет его структурные элементы. Прописывая сценарий урока с применением интерактивной карты, учитель заранее подбирает задания к каждому этапу урока. Необходимым условием является определение учителем объема учебной информации, которую должны усвоить учащиеся в процессе урока.
Составляя собственную разработку занятия, учитель может разнообразить формы начала урока, закрепления, повторения, обобщения. А возможность использования интерактивной карты придаст динамизм данным элементам урока.
Изложение информации урока должно осуществляться с учетом выделенных ранее особенностей, применяемой педагогической технологии и существующими методическими подходами в раскрытии основных географических понятий. Одной из задач учителя становится формирование мотивации, интереса учащихся к изучению предмета. А для этого, как уже подчеркивалось ранее, информация должна быть яркой и разнообразной.
Всего на тему «Климат России» отведено 5 часов и выделено три практические работы. Предложенные практические работы не отменяют рекомендованных планированием, они могут проводиться совместно. Данные работы могут стать хорошим дополнительным иллюстрационным материалом на уроке. Подобная форма проведения урока может быть для учащихся новой и необычной, поэтому эффект новизны скажется на уровне мотивации к предмету.
В ходе изучения темы «Климат России» одной из основных задач педагога становится научить учащихся понимать карту. Для этого целесообразно использовать типовой план анализа:
Знакомство с географическими интерактивными картами в ходе самостоятельного изучения целесообразнее проводить в кабинете информатики. Учителю необходимо подготовить к этому уроку материал:
- подборку разных типов карт в электронном виде;
-презентацию «Климат России» с иллюстративным и систематизированным материалом согласно типовому плану.
На первом этапе урока учащимся предлагается ознакомиться с легендой и условными обозначениями климатической интерактивной карты, а так же картой климатических поясов. На интерактивной карте присутствуют климатические пояса (Рис.5), направление воздушных масс по сезонам (Рис.6, 7). Даны климатические диаграммы отдельных населенных пунктов нашей страны с их описанием.
Рис.5. Климатическая карта России (климатические пояса).
Рис. 6. Климатическая карта России (изотермы июля)
Рис.7. Климатическая карта России (изотермы января)
Рис.8. Климатическая карта России (направление воздушных масс)
Учитель объясняет материал, сочетая его с беседой:
- «Острова Северного Ледовитого океана и сибирские побережья получают очень мало тепла, в течение года здесь господствует холодный воздух. Какая воздушная масса, по-вашему мнению, господствует здесь? Учащиеся отвечают – арктическая ВМ. Следовательно, назовите каковы там погодные условия в течение всего года?
- Назовите климатические пояса России, которые носят одноименное название с воздушной массой. Учащиеся называют умеренный, арктический климатические пояса. (Рис.8)
- Какова погода в умеренном климатическом поясе?
Анализируя климатическую интерактивную карту вместе с учителем, учащиеся делают вывод, что это самый большой по площади климатический пояс и для него характерны существенные различия в температурных условиях и увлажнении, а общим являются для всего умеренного пояса четко выраженные четыре сезона года.
Учащиеся дают правильные ответы, заполняя таблицы (Рис.9). И делают вывод, что в некоторых районах страны погодные условия не меняются в течение года, т.е. складывается постоянный режим погоды, который и называется климат».
Рис.9. Свойства для воздушных масс.
Рис.10. Картосхема основных климатообразующих факторов (не заполненная)
Рис.11. Картосхема основных климатообразующих факторов (заполненная)
На втором этапе урока с интерактивной картой учитель снимает слой с названиями воздушных масс и обучающиеся самостоятельно перетаскивают названия воздушных масс на карту (Рис.10, 11).
При изучении циркуляции воздушных масс на территории России, учащимся дается задание проанализировать интерактивную карту циркуляции воздушных масс и физическую интерактивную карту. Затем, включив режим рисования, ученики по очереди рисуют на карте направления перемещения воздушных масс:
- Западный перенос в умеренных зонах
- Северо-восточные ветры на побережье Северного Ледовитого океана
- Муссоны на Дальнем Востоке
Предложенная модель урока в курсе «География России» по теме «Климат и климатические ресурсы» с использованием интерактивных средств обучения способствует развитию у обучающихся интереса к предмету, таких умений, как:
При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Интерактивная карта рассматривается как средство, помогающее сделать урок наиболее продуктивным. Учащиеся, работая в творческих группах, получают целостное представление о главных чертах климата России, изучают особенности типов климата, распространенных на территории России. У них формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Методическая модель урока по теме «Типы климатов России» | |||||
Организационная информация | |||||
Тема урока |
Типы климатов России | ||||
Предмет |
География | ||||
Класс |
8 | ||||
Методическая информация | |||||
Тип урока |
Изучение нового материала | ||||
Цели урока |
Выяснить особенности климата России | ||||
Задачи урока Образовательные
Развивающие
Мировоззренческие аспекты урока |
Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере и климате Земли; познакомить учащихся с климатическими поясами; выявить отличия между основными и переходными климатическими поясами; продолжить формирование умения работать с климатической картой. Познакомить учащихся с разливными видами климатических, синоптических карт
Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, работать с интерактивными климатическими картами.
Повышение эффективности работы с электронными пособиями, более качественное использование их достоинств и возможностей. | ||||
Необходимое оборудование и материалы |
Средства обучения: Учебник - авт. Э.М.Раковская «География: природа России» 8 класс, Атлас по географии, интерактивные карты: климатическая карта России, карта климатических поясов, Учебное электронное издание
«География России» | ||||
Ход урока | |||||
Мотивация учащихся |
Создание проблемной ситуации. Изучение особенностей природы нашей Родины, повышение уровня своих знаний и подготовка к итоговой аттестации по географии, общее развитие | ||||
Ход и содержание урока Вступительное слово учителя. |
Задачи урока: - изучить характерные черты климата России; - выяснить причины разнообразия климата; - развивать навыки анализа
и объяснения причинно- - воспитывать умение | ||||
Этап учебного задания |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | ||
I. Организационный момент |
3 мин. |
Подготовить учащихся к работе. Создать оптимальные условия для логического и практического решения учебных задач, для достижения цели урока. Продолжаем изучать тему «Климат и климатические ресурсы» На доске таблица «Климатообразующие факторы», беседа об их значении. (Это мы уже знаем). Объявление темы урока: «Типы климатов России». Какова же цель нашей работы на уроке? (Предстоит узнать) |
Учащиеся формулируют цель урока – Выяснить особенности климата России. | ||
II этап (Поисковый). Организация групповой творческой деятельности. |
10 мин. |
Создание проблемной ситуации. Скажите, какие показатели необходимо проанализировать для того, чтобы дать характеристику климата? Отсюда вытекает задача, которую вам предстоит решить - выяснить климатические показатели для каждого типа климата . Итак, цель поставлена, задачи ясны. Работаем! |
По интерактивной климатической карте ученики анализируют средние t января и июля, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы | ||
Вам необходимо разделиться на 6 групп и выбрать консультанта, каждый в группе выполняет определенную совместно задачу, советуясь с консультантом, по необходимости и с учителем. В ходе поиска информации консультант корректирует результаты поиска. На экране интерактивная карта «Типы климатов России»
Назовите источники, в которых вы будете вести поиск информации |
Учащиеся разделяются на группы Результаты поиска заносит в таблицу, в тетрадь и на доску, предварительно проверив и уточнив все данные (внутри группы и, возможно, с учителем). Учебник, интерактивная карта «Типы климатов России» | ||||
III этап. (Рефлексии и творчества) |
10 мин. |
Работа завершена, данные заносятся в таблицу на доске и сверяются таблицей на экране (электронное пособие «типы климатов»). Самопроверка и самооценка. Выяснить тип ошибки – данные по температуре, воздушные массы, осадки и их режим, тип погоды. Критерии выставления оценок: «5» - ответы верны или неточности в показателях температур; «4» - допущены небольшие неточности, но работа выполнена полностью; «3» - заполнены не все разделы таблицы, но выполнено большой объем работы; «2» - выполнено менее 1\2 работы. Работа завершена, подведем итоги. Заслушаем приготовленные сообщения по теме «Типы климатов России». Выводы: 1. Главными причинами
многообразия климата на - географическое положение; - большая протяженность территории с запада на восток; - особенности рельефа; 2. Континентальность
климата нарастает при |
Ученики вписывают полученные данные в таблицы. Проверяют свои знания и оценивают их.
Ученики делают краткие сообщения по теме.
| ||
IV этап. (Оценочный) |
15 мин. |
Коррекция и закрепление знаний. Задание1. Учитель дает задания для двух вариантов. Для выполнения задания 1 варианта с интерактивной карты снимается слой «Названия климатических поясов», для 2 варианта – слой «Климатообразующие факторы - движение воздушных масс» Задание
2. По интерактивной карте
типов климата определить тип климата
для предлагаемой территории. Север Западной
Сибири -
2 вар. Татария –
Взаимопроверка ( на экране ответы и критерии) – «5»- все ответы верны; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3 ошибки. |
Ученики, разделившись на две группы, выполняют задание за компьютером учителя.
Ответы учащихся: 1 вар. Карелия - умеренно-континентальный 2 вар. | ||
V этап. Подведение итога урока, задание на дом. |
7 мин. |
Итак, подведем итоги, возвращаясь к цели урока. В каких климатических поясах располагается территория России? Каковы причины разнообразия климата?
Учитель обращается к учащимся: «цель нашего урока выполнена?
д/з –параграф№17,на к/к климатические пояса России, по желанию приготовить доп. материал «субтропический климат Черноморского побережья», «Климат Курской области».
Комментарий и оценка работы на уроке. Урок окончен, всем спасибо. |
1. Основная территория России располагается в 3-х климатических поясах – арктическом, субарктическом и умеренном. 2. Главными причинами многообразия климата на территории России являются - географическое положение; - большая протяженность территории с запада на восток; - особенности рельефа; - континентальность климата нарастает при движении на восток. | ||
В помощь учителю | |||||
Использованные источники и литература |
Учебник географии (Э.М.Раковская, География: природа России), Интерактивные карты: климатических поясов России, физическая карта России Ресурсы сети Интернет, Учебное электронное издание «География России» «Живая природа. Планета Земля» | ||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием интерактивных средств обучения (интерактивной картой), каким образом осуществить |
Наглядно, доступно, интересно. Иметь желание работать |
Так же в качестве примера может быть приведен урок по теме «Распределение тепла и влаги на территории России» (Прил.1)
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что для эффективного обучения на основе применения ИСО необходимо построение определенной модели, предусматривающей организацию деятельности учителя и ученика.
3.3. Результаты опытно-
Свою работу по обоснованию целесообразности разработки учителем–предметником уроков с использованием интерактивных средств обучения, соответствующих его методике преподавания, я завершила исследованием эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.
Проверка эффективности разработанной модели применения интерактивных средств обучения географии в 8 классе осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы. Целью работы стала проверка истинности выдвигаемой гипотезы исследования, её основных положений, что методика применения интерактивных средств в процессе обучения географии 8 класса будет эффективна, если:
- разработана модель построения процесса обучения географии в 8 классе на основе применения интерактивных средств обучения, обеспечивающая их систематическое и последовательное использование и учитывающая компьютерную компетентность как учителя, так и ученика;
- определен вариант классификации интерактивных средств обучения с учетом их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющей осуществлять подбор средств к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;
Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность урока повысится по всем показателям, если учитель будет использовать на уроке интерактивные средства обучения (интерактивную карту).
В качестве показателей эффективности урока рассматривались следующие параметры:
- учебная мотивация учащихся,
- затраты учебного времени на выполнение учебных заданий,
- затраты на подготовку учителя к уроку,
- качество обучения в классе.
Для проведения формирующего эксперимента, подтверждающего выдвинутую гипотезу, были разработаны и проведены уроки географии с использованием ИСО в 8 «А» классе. В качестве контрольной группы эксперимента рассматривался 8 «Б» класс. В констатирующем эксперименте были зафиксированы однородные значения замеряемых показателей. Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования. Анкетирование учащихся проводилось по следующему опросному листу:
а) ты с интересом работал весь урок
б) ты с интересом выполнял самостоятельные задания
в) ты познакомился с дополнительными материалами
г) ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового
д) оцени свою усталость после урока
Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели.
Статистическая обработка опросных листов экспериментального (8 А) и контрольного (8 Б) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся. Ниже приведено табличное представление полученных данных. Что позволяет констатировать, что урок с использованием ИСО оценивается учащимися в среднем на 1 балл выше традиционного урока.
Кроме того, сравнилось качество знаний в экспериментальном (8 А) и контрольном (8 Б) классах до эксперимента (оценки за месяц до эксперимента) и после (оценки за следующий месяц). Результат анализа полученных данных заключается в следующем: качество обучения в экспериментальном классе увеличилось на 15%, а в контрольном классе — на 5 %.
Рис.12. Сравнение качества знаний в 8А и 8Б классах
Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (40 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением — 47,8% учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.
Можно сделать и общие выводы.
Электронные интерактивные карты поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной карты учитель может всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получить возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом. Интерактивная карта может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников. Наглядность электронных интерактивных карт - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.
Выводы.
В главе рассмотрены методические условия эффективного применения ИСО в процессе обучения, разработаны методические условия применения интерактивных карт в процессе обучения географии России., приведены результаты опытпо-эксперимепталыюй работы.
Информация о работе Интерактивные карты – как средство обучения в школьной географии