Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -

Файлы: 1 файл

диплом бахичев.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения 
Содержание

 

Приложения:

Комплекс интерактивных презентаций для изучения темы «Локальные и глобальные сети» (на электронном носителе)

Отзыв мастера производственного обучения базы преддипломной практики

 

Введение

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине,  мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональные  компетенции учащихся.

Компьютерные презентации являются уникальным средством визуализации учебной информации, но использование интерактивных элементов позволяет  усилить их обучающую роль, но интерактивная презентация будет эффективна только в случае грамотного ее построения.

Целью нашей работы является разработка системы интерактивных презентаций для сопровождения темы «Локальные и глобальные сети».

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

    • Проанализировать деятельность мастера производственного обучения
    • Рассмотреть обучающие возможности компьютерной презентации
    • Определить особенности интерактивной презентации и технологию ее разработки
    • Подготовить структуру комплекса интерактивных презентаций по теме «Локальные и глобальные сети»
    • Разработать методические рекомендации по использованию разработанного комплекса и апробировать разработку на базе профессиональной образовательной организации.
    • Проанализировать результаты апробации.

 Объектом нашего исследования является процесс использования электронных средств обучения в деятельности мастера производственного обучения.

Предметом  исследования являются особенности использования интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии.

Теоретическая значимость работы заключается в проведенном нами анализе особенностей построения и использования интерактивных презентаций.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса в процессе изучения темы «Локальные и глобальные сети» педагогами профессиональных образовательных организаций, осуществляющими подготовку по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

 

 

Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии

1.1. Разработка электронных средств  обучения как одно из направлений  деятельности мастера производственного  обучения

 

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по рабочим профессиям на практике реализуют принцип неразрывной связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания обучения с производственным трудом учащихся. Это определяет особенности работы мастера производственного обучения, который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством, но иметь необходимую педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать учащихся, ему нужны разносторонние знания, высокая общая культура.

Мастер должен постоянно повышать свою квалификацию и одна из первоочередных задач мастера в этом направлении - изучение передового производственного и педагогического опыта, отбор и использование в учебном процессе того, что наиболее полно отвечает специфике будущей профессии учащихся, а также изучение вопросов материально-технического оснащения мастерских и подготовки молодых рабочих для работы.

Методическая подготовка мастера к новому учебному году влияет на организацию производственного обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной.

Чтобы подготовить рабочего соответствующего разряда, высокой квалификации, мастер производственного обучения должен ясно представлять себе какие знаний, умения и в какой последовательности, и в какой период обучения необходимо усвоить учащимся. Для этого ему нужно изучить квалификационную характеристику, учебные и сводно - тематические планы учебных программ производственного обучения, спецтехнологии и других предметов теоретического обучения. Необходимо  также  подробно изучить методические рекомендации в разделах программ производственного обучения.

В настоящее время многие учебные учреждения профессионального образования России открывают новые специальности, пользующиеся спросом, совершенствуют учебные планы и программы, модернизируют содержание стандартов, углубляют уровень подготовки по существующим специальностям, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т. д. Это большая, ответственная и трудная работа, в реализации которой методические аспекты зачастую играют решающую роль.

Все методические аспекты обучения для огромного перечня профессий отечественной системы профессионального образования нельзя охватить в полном объеме: слишком много специфических различий возникает при подготовке, например, будущих специалистов по технологиям, связанным с производственными сферами, и специалистов гостиничного сервиса, ресторанного или парикмахерского дела. Различны не только формы организации труда, применяемые методы обучения, но и требования к профессиональным компетенциям подготавливаемых специалистов.

Вместе с тем есть то общее, что отечественная профтехшкола выделяет на современном этапе реформирования образования. Это — понимание практическими работниками необходимости применения инновационных, более эффективных технологий обучения, воспитания работников новой формации.

Внедрение новых инновационных педагогических технологий предполагает не только освоение этих технологий практиками, но и переосмысление работниками системы профессионального образования старого багажа методических приемов. Однако обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса очень часто осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов.

Инновационные интенсивные компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны.

Система образования всегда очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационно-компьютерных технологий, базирующихся на программных продуктах разного назначения. В образовательных организациях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки данных, системы (разработки расписания и т. д.). Образовательная система должна готовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в современных условиях т. е. выпускники учебных заведений для успешной профессиональной деятельности должны быть осведомлены о новейших разработках ИКТ и обучены применять их. Таким образом, образовательная система, с одной стороны, выступает как активный потребитель достижений (разработок) ИКТ, с другой - как их заказчик. Профессиональное образование обеспечивает подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками различных специальностей, с учетом общественных потребностей, экономического, технического развития общества. Повышение его эффективности и качества подготовки выпускников обеспечивается также и за счет развития информационно-образовательной среды учебных заведений. Включение в учебно-воспитательный процесс ИКТ обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие учащихся, разнообразие форм педагогического взаимодействия между педагогом и учащимися, развитие у учащихся навыков практикоориентированного мышления, интереса к учебному процессу.

В учебно-методическом обеспечении образовательного процесса ИКТ используются при подготовке к учебным занятиям (дидактические средства, средства контроля за качеством обучения, опорные конспекты, раздаточный учебный материал, всевозможные списки - групп, литературы, планы урока и т. д.); для информационного обеспечения педагогической деятельности (электронная библиотека УО, Интернет, педагогические форумы и т. д.); для внутренней издательской деятельности (методические рекомендации к курсовым работам, методички по выполнению лабораторно-практических работ, программы, отчеты о работе педагогических и методических советов и т. д.). В учебном процессе - для предъявления новой информации, опыта действий (мультимедиа, CD, DVD, видеофильм, презентации и т. д.); организации нетрадиционных уроков (интернет-урок, урок с использованием CD-тренажеров, симуляторов, урок-презентация, урок контроля результатов обучения с использованием ИКТ и т. д.). Для активизации исследовательской, творческой, познавательной деятельности учащихся целесообразно создавать побуждающую к творчеству обстановку учебного процесса, включая в содержание и структуру урока; использование разнообразных электронных средств обучения.

Активное включение ИКТ позволяет формировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшего самообразования.

Анализ литературы и практического опыта включения информационно-компьютерных технологий в образовательную среду позволяет классифицировать электронные средства обучения, применяемые в учебном процессе, по их дидактическим возможностям.

Электронный учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий непрерывность и полноту всего процесса обучения: предоставление теоретического материала, формирование практических навыков и умений, контроль, мониторинг, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции для осуществления интерактивной обратной связи. Сегодня разработаны и успешно применяются в преподавании конкретных предметов различные электронные учебники. Можно выделить несколько путей применения электронного учебника в учебном процессе: использование отдельных материалов и структурных компонентов учебника на теоретических уроках, практических занятиях и уроках производственного обучения; организация самостоятельного усвоения знаний учащимися как на уроке, так и во внеурочное время; получение рекомендаций для выполнения домашнего задания; использование как дополнительного источника информации и др. Однако пока наблюдается острая нехватка качественных электронных учебников для преподавания предметов профессионального цикла и производственного обучения. Многие учебники, созданные силами самих преподавателей и мастеров производственного обучения, представляют собой, по сути, слайд-шоу (правда, довольно высокого качества) или видеофрагменты конкретных производственных процессов. Электронное учебное пособие (ЭУП) - электронное учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник. Как правило, данное средство обучения предназначено в помощь овладению теоретическими знаниями по учебному предмету или практическими умениями.

 Презентация учебного назначения - логически организованная совокупность  слайдов, содержащих информацию учебного назначения. В большинстве случаев применяемые презентации повторяют (дублируют) содержание урока по конкретной учебной теме, усиливая восприятие материала, акцентируя внимание на ключевых моментах. Однако дидактические возможности презентации гораздо шире и разнообразнее: с ее помощью можно организовать контроль уровня усвоения учащимися учебного материала, актуализацию опорных знаний, организовать разрешение проблемных ситуаций и др.

Цифровые (видео) учебно-информационные материалы — представляют собой учебные аудио-, видео- и мультимедиа материалы в специальных цифровых форматах. Их место в учебном процессе зависит от того, какую цель ставит мастер. Это может быть формирование новых знаний о способах деятельности, решение проблемных ситуаций, контроль знаний, формирование ориентировочной основы деятельности, обобщение знаний, рефлексия и др.

Виртуальный практикум - компьютерно-программная имитация реальных действий учащегося без контакта с реальными устройствами, приборами, процессами. Применяется в случае невозможности осуществления учебных действий в силу отсутствия или недостаточности необходимых ингредиентов, материалов, повышенной опасности действий учащихся (например, химический опыт), недостаточного количества рабочих мест для учащихся.

Виртуальная экскурсия - создается на основе учебного курса. Применяется как альтернатива реальной экскурсии, которую невозможно осуществить в силу различных причин, как дополнительный источник информации, для отчета о результатах исследовательской деятельности, для профориентации, формирования представлений о передовых производственных технологиях, оборудовании, материалах.

Электронное справочное издание (ЭСИ) — электронное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскивания, не предназначенное для сплошного чтения. Выделяют следующие виды ЭСИ: электронная энциклопедия, содержащая в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний, практической деятельности; электронный словарь, содержащий упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов), снабженных относящимися к ним справочными данными; электронный справочник, носящий прикладной характер, аналогичный электронной энциклопедии. Данные средства обучения предназначены в помощь деятельности мастера п. о. при подготовке к уроку и во время его проведения, учащимся для овладения учебным содержанием, углубления, совершенствования знаний самостоятельно или под руководством мастера в урочное и внеурочное время.

Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения