Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -
Приложения:
Комплекс интерактивных презентаций для изучения темы «Локальные и глобальные сети» (на электронном носителе)
Отзыв мастера производственного обучения базы преддипломной практики
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональные компетенции учащихся.
Компьютерные презентации являются уникальным средством визуализации учебной информации, но использование интерактивных элементов позволяет усилить их обучающую роль, но интерактивная презентация будет эффективна только в случае грамотного ее построения.
Целью нашей работы является разработка системы интерактивных презентаций для сопровождения темы «Локальные и глобальные сети».
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
Объектом нашего исследования является процесс использования электронных средств обучения в деятельности мастера производственного обучения.
Предметом исследования являются особенности использования интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии.
Теоретическая значимость работы заключается в проведенном нами анализе особенностей построения и использования интерактивных презентаций.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса в процессе изучения темы «Локальные и глобальные сети» педагогами профессиональных образовательных организаций, осуществляющими подготовку по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по рабочим профессиям на практике реализуют принцип неразрывной связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания обучения с производственным трудом учащихся. Это определяет особенности работы мастера производственного обучения, который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством, но иметь необходимую педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать учащихся, ему нужны разносторонние знания, высокая общая культура.
Мастер должен постоянно повышать свою квалификацию и одна из первоочередных задач мастера в этом направлении - изучение передового производственного и педагогического опыта, отбор и использование в учебном процессе того, что наиболее полно отвечает специфике будущей профессии учащихся, а также изучение вопросов материально-технического оснащения мастерских и подготовки молодых рабочих для работы.
Методическая подготовка мастера к новому учебному году влияет на организацию производственного обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной.
Чтобы подготовить рабочего соответствующего разряда, высокой квалификации, мастер производственного обучения должен ясно представлять себе какие знаний, умения и в какой последовательности, и в какой период обучения необходимо усвоить учащимся. Для этого ему нужно изучить квалификационную характеристику, учебные и сводно - тематические планы учебных программ производственного обучения, спецтехнологии и других предметов теоретического обучения. Необходимо также подробно изучить методические рекомендации в разделах программ производственного обучения.
В настоящее время многие учебные учреждения профессионального образования России открывают новые специальности, пользующиеся спросом, совершенствуют учебные планы и программы, модернизируют содержание стандартов, углубляют уровень подготовки по существующим специальностям, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т. д. Это большая, ответственная и трудная работа, в реализации которой методические аспекты зачастую играют решающую роль.
Все методические аспекты обучения для огромного перечня профессий отечественной системы профессионального образования нельзя охватить в полном объеме: слишком много специфических различий возникает при подготовке, например, будущих специалистов по технологиям, связанным с производственными сферами, и специалистов гостиничного сервиса, ресторанного или парикмахерского дела. Различны не только формы организации труда, применяемые методы обучения, но и требования к профессиональным компетенциям подготавливаемых специалистов.
Вместе с тем есть то общее, что отечественная профтехшкола выделяет на современном этапе реформирования образования. Это — понимание практическими работниками необходимости применения инновационных, более эффективных технологий обучения, воспитания работников новой формации.
Внедрение новых инновационных педагогических технологий предполагает не только освоение этих технологий практиками, но и переосмысление работниками системы профессионального образования старого багажа методических приемов. Однако обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса очень часто осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов.
Инновационные интенсивные компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны.
Система образования всегда очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационно-компьютерных технологий, базирующихся на программных продуктах разного назначения. В образовательных организациях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки данных, системы (разработки расписания и т. д.). Образовательная система должна готовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в современных условиях т. е. выпускники учебных заведений для успешной профессиональной деятельности должны быть осведомлены о новейших разработках ИКТ и обучены применять их. Таким образом, образовательная система, с одной стороны, выступает как активный потребитель достижений (разработок) ИКТ, с другой - как их заказчик. Профессиональное образование обеспечивает подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками различных специальностей, с учетом общественных потребностей, экономического, технического развития общества. Повышение его эффективности и качества подготовки выпускников обеспечивается также и за счет развития информационно-образовательной среды учебных заведений. Включение в учебно-воспитательный процесс ИКТ обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие учащихся, разнообразие форм педагогического взаимодействия между педагогом и учащимися, развитие у учащихся навыков практикоориентированного мышления, интереса к учебному процессу.
В учебно-методическом обеспечении образовательного процесса ИКТ используются при подготовке к учебным занятиям (дидактические средства, средства контроля за качеством обучения, опорные конспекты, раздаточный учебный материал, всевозможные списки - групп, литературы, планы урока и т. д.); для информационного обеспечения педагогической деятельности (электронная библиотека УО, Интернет, педагогические форумы и т. д.); для внутренней издательской деятельности (методические рекомендации к курсовым работам, методички по выполнению лабораторно-практических работ, программы, отчеты о работе педагогических и методических советов и т. д.). В учебном процессе - для предъявления новой информации, опыта действий (мультимедиа, CD, DVD, видеофильм, презентации и т. д.); организации нетрадиционных уроков (интернет-урок, урок с использованием CD-тренажеров, симуляторов, урок-презентация, урок контроля результатов обучения с использованием ИКТ и т. д.). Для активизации исследовательской, творческой, познавательной деятельности учащихся целесообразно создавать побуждающую к творчеству обстановку учебного процесса, включая в содержание и структуру урока; использование разнообразных электронных средств обучения.
Активное включение ИКТ позволяет формировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшего самообразования.
Анализ литературы и практического опыта включения информационно-компьютерных технологий в образовательную среду позволяет классифицировать электронные средства обучения, применяемые в учебном процессе, по их дидактическим возможностям.
Электронный учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий непрерывность и полноту всего процесса обучения: предоставление теоретического материала, формирование практических навыков и умений, контроль, мониторинг, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции для осуществления интерактивной обратной связи. Сегодня разработаны и успешно применяются в преподавании конкретных предметов различные электронные учебники. Можно выделить несколько путей применения электронного учебника в учебном процессе: использование отдельных материалов и структурных компонентов учебника на теоретических уроках, практических занятиях и уроках производственного обучения; организация самостоятельного усвоения знаний учащимися как на уроке, так и во внеурочное время; получение рекомендаций для выполнения домашнего задания; использование как дополнительного источника информации и др. Однако пока наблюдается острая нехватка качественных электронных учебников для преподавания предметов профессионального цикла и производственного обучения. Многие учебники, созданные силами самих преподавателей и мастеров производственного обучения, представляют собой, по сути, слайд-шоу (правда, довольно высокого качества) или видеофрагменты конкретных производственных процессов. Электронное учебное пособие (ЭУП) - электронное учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник. Как правило, данное средство обучения предназначено в помощь овладению теоретическими знаниями по учебному предмету или практическими умениями.
Презентация учебного
Цифровые (видео) учебно-информационные материалы — представляют собой учебные аудио-, видео- и мультимедиа материалы в специальных цифровых форматах. Их место в учебном процессе зависит от того, какую цель ставит мастер. Это может быть формирование новых знаний о способах деятельности, решение проблемных ситуаций, контроль знаний, формирование ориентировочной основы деятельности, обобщение знаний, рефлексия и др.
Виртуальный практикум - компьютерно-программная имитация реальных действий учащегося без контакта с реальными устройствами, приборами, процессами. Применяется в случае невозможности осуществления учебных действий в силу отсутствия или недостаточности необходимых ингредиентов, материалов, повышенной опасности действий учащихся (например, химический опыт), недостаточного количества рабочих мест для учащихся.
Виртуальная экскурсия - создается на основе учебного курса. Применяется как альтернатива реальной экскурсии, которую невозможно осуществить в силу различных причин, как дополнительный источник информации, для отчета о результатах исследовательской деятельности, для профориентации, формирования представлений о передовых производственных технологиях, оборудовании, материалах.
Электронное справочное издание (ЭСИ) — электронное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскивания, не предназначенное для сплошного чтения. Выделяют следующие виды ЭСИ: электронная энциклопедия, содержащая в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний, практической деятельности; электронный словарь, содержащий упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов), снабженных относящимися к ним справочными данными; электронный справочник, носящий прикладной характер, аналогичный электронной энциклопедии. Данные средства обучения предназначены в помощь деятельности мастера п. о. при подготовке к уроку и во время его проведения, учащимся для овладения учебным содержанием, углубления, совершенствования знаний самостоятельно или под руководством мастера в урочное и внеурочное время.
Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения