Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -

Файлы: 1 файл

диплом бахичев.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Компьютерные программы педагогического назначения - программы многократного применения, специально разработанные или адаптированные для реализации педагогической цели (компьютерные учебные среды, обучающие программы, программы-тренажеры, системы контроля (тестовые программы), мультимедийные программы, программы-конструкторы, предназначенные для конструирования собственных учебных курсов). На основе этих программ обеспечивается компьютерная поддержка формирования, закрепления, отработки и применения знаний и умений; контроль уровня сформированности знаний, умений и его коррекция при необходимости.

Глобальную компьютерную сеть можно рассматривать как электронное средство обучения. Интернет является своеобразной магистралью доставки информации и имеет свои особенные дидактические функции обучения. Интернет предоставляет следующие возможности: вещательные: книги, лекции, методическая литература, газеты, журналы в мультимедийном виде; электронные библиотеки, базы данных, информационно-справочные системы; интерактивные: электронная почта, помимо выполнения своего основного назначения - доставки информации, вырабатывает у пользователей культуру общения, умение кратко и четко формулировать свои мысли; па ее основе можно организовывать оперативную консультационную помощь по разнообразным вопросам учебного процесса; электронные телеконференции в учебном процессе используются пока редко, в основном по техническим причинам. Это трансляции лекций на пространственно разделенные аудитории с возможностью интерактивного диалога слушателей с лектором и обмена научным, методическим, практическим опытом без привлечения материальных и временных затрат на командировки; чат - специальное сетевое программное средство для общения, которое при организации занятий группы в компьютерном сетевом пространстве можно использовать с целью первоначального знакомства, обмена мнениями по теме обучения или актуальной проблеме; для предварительного или итогового опроса учащихся; проведения группового консультирования по наиболее часто встречаемым проблемам; поисковые: поиск необходимой информации (в виде электронных текстов, картинок, видеороликов и пр.) в различных каталогах с помощью разных поисковых систем.

Интерактивная доска — это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С се помощью можно повысить интерес учащихся к учебному процессу, облегчить усвоение учебного материала, разнообразить систему средств обучения. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества: материалы к уроку можно приготовить заранее, что обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждение; можно создавать ссылки с одного файла на другой, например, на аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы, - это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов; учебный материал можно структурировать по страницам, что требует аналитического, логического подхода к отбору материалов и соответственно влияет на качество подачи учебного содержания; после занятия файлы можно сохранить в локальной сети учреждения образования, чтобы учащиеся всегда имели доступ к ним. Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательную среду позволяет представить учебный материал в наиболее удобном для восприятия виде, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке, повышает их интерес к учебному процессу, способствует развитию навыков самообразования и компьютерной грамотности.

Разработки электронных средств обучения являются достаточно трудоемкими. Учитель, имеющий отношение к созданию электронных средств обучения, обязан овладеть многими "тонкостями" искусства создания компьютерных ресурсов.

Достаточно часто внедрение ЭСО в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядного и теоретического образного мышления обучаемых.

Рынок программного обеспечения в настоящее время заполнен разработками электронных средств обучения, но высокую эффективность имеют ресурсы, разработанные самими педагогами.

Большинство создаваемых ЭСО построено на основе использования различных информационных и телекоммуникационных технологий. При этом авторы ресурсов не пытаются обосновать выбор той или иной технологии, зачастую используя их хаотично. Это приводит к тому, что педагоги должны не только неоправданно знакомить обучаемых с различными технологиями, тратя на это учебное время, но и самим являться специалистами в области различных технологий.

Создаваемые ЭСО строятся на совершенно различных парадигмах организации интерфейса, подчиняясь различным дизайн-эргономическим и эстетическим принципам. Нередки случаи, когда интерфейсные элементы ЭСО вообще не подчиняются никакой системе. Отсутствие единообразия в правилах навигации по учебной информации, и меню, имеющимися практически в каждом ЭСО, также приводит к существенным практическим затруднениям информатизации отдельных дисциплин. Примечательно, что упомянутые ничем не оправданные различия в ЭСО характерны не только продукции, выпускаемой разными организациями, не успевшими или не сумевшими наладить внутриотраслевое взаимодействие, но ЭСО, выпускаемым одной и той же фирмой или компанией.

При создании ЭСО используются совершенно различные принципы и подходы к формированию содержания. В данном случае речь идет как о принципах отбора содержания для вхождения в состав содержательной базы ЭСО, так и о правилах описания терминологии, соблюдении лингвистических принципов и правил; формировании системы навигации по содержательному наполнению; правилах адаптации содержания под психолого-возрастные особенности контингента обучаемых и тип ЭСО. Кроме этого, нельзя не отметить, что содержание всех, без исключения, ЭСО должно единообразно удовлетворять требованиям научности, логичности, полноты и концептуальной замкнутости.

Существующая система разработки практически не предоставляет возможности интеграции ЭСО. При этом речь идет как о возможности их технической интеграции как в рамках единых электронных учебно-методических комплексов, сред и Интернет-порталов, так и о возможности их содержательно-методической интеграции в рамках единых методических комплексов, что в сложившихся в конкретных системах или учреждениях образования. Как правило, существующие ЭСО неоправданно дублируют учебную информацию и не позволяют их совместного использования в полном объеме, предусмотренном разработчиком. Кроме того, даже совместное использование всех имеющихся ресурсов по отдельным дисциплинам, как правило, все еще оставляет содержательные элементы, не отраженные в их содержимом.

Разработчики, создающие ЭСО и педагоги, занимающиеся внедрением их в образовательный процесс, используют различную терминологию, не придавая значения корректному толкованию терминов, называя одно и то же разными именами, подменяя понятия. Нередки случаи, когда для обозначения одного и того же понятия некорректно используются различные термины даже в рамках одного ресурса. Отсутствие терминологической унификации является одним из самых существенных препятствий на пути к формированию единой информационной образовательной среды и интегрированного русскоязычного образовательного сегмента сети Интернет.

Сщественным фактором является отсутствие единообразных подходов к формализации и автоматизации процессов создания электронных средств обучения.

Мы можем сформулировать специфические требования к педагогу, необходимые при работе с ЭСО:

    • знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами информационных и телекоммуникационных технологий,
    • знание принципов формирования содержания, структуризации интерфейса и визуального представления сетевых образовательных ресурсов,
    • владение подходами к определению качества подобных ресурсов,
    • владение методами практического проектирования образовательного ресурса в рамках обучения "своей" дисциплине.

Соответствие данным требованиям позволит педагогу разработать такие электронные средства обучения, которые будут максимально соответствовать его представлению об особенностях преподаваемого курса и реализовывать его личные методические авторские решения.

 

1.2. Обучающие возможности компьютерной  презентации

 

Презентация (от лат. presentatio) означает общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Презентация в электронном виде – форма объединения различных видов информации в одном мультимедийном документе, предназначенном для показа на экране монитора1. Этот документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов, то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора. Технический инструментарий программы позволяет оптимально использовать графические, аудио- и видеоматериалы (средства мультимедиа), вследствие чего, достигается бóльшая наглядность подачи информации и ее восприятие во время взаимодействия с аудиторией. Таким образом, и программа PowerPoint, и ее продукт (учебная презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных «некомпьютерных» ТСО. К ним относятся следующие:

Интерактивность – способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем предоставляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию.

Мультимедийность – использование комплекса эффектов для  представления информации (текст, звук, графика, анимация, видео) одним техническим средством.

Комплексность представления информации – возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно с эффектами анимации или без них, с помощью гиперссылок).

Дискретность – смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации).

Программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например, из приложений MS Office.

Доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office .

Коммуникативная направленность на процесс обучения – возможность совместить технические возможности компьютерной техники в предоставлении учебного материала с «живым» общением учителя с учениками.

Часто на уроке возникает необходимость использования комбинированного набора различных видов наглядных средств. Прикладная компьютерная программа PowerPoint позволяет объединять разнородную наглядность одним ТСО. При этом оформительские возможности программы не идут в противоречие с требованиями к традиционной наглядности, а лишь вносят некоторые технические коррективы.

Таблица 1

Требования к традиционной наглядности и наглядности, представляемой презентацией PowerPoint.  

 

Перечень требований

Традиционная наглядность

Презентация PowerPoint

1. Соответствие специфике предметной деятельности обучающихся на уроке  (соответствие задачам урока и специфике учебного материала, а также ступени обучения иностранным языкам)

 

 

 

 

 

 

                 +*

+

2. Умеренное  использование средств наглядности

+

+

3. Выделение  главных, существенных характеристик демонстрируемого объекта

+

+

4. Нейтральность  и уместность оформления

+

+

Специфичные требования:

— нейтральная цветовая гамма фона слайда;

— простая, однородная структура фона;

— оправданное использование  эффектов анимации и звуковых эффектов;

— расположение на слайде не более пяти элементов;

— максимальный размер фотографий 500б (подробнее см. 28-35)

5. Зрительная  досягаемость

+

+

Специфичные требования:

— наименьший размер шрифта, который может увидеть аудитория, 24пт

6. Оптимальная  организация процесса демонстрации

+Специфичные  требования:- расположение серии  картинок на доске;- использование  ТСО (магнитофона, телевизора, кодоскопа, диапроектора, эпидиаскопа и пр.).

+

Специфичные требования:

— локализация различных средств наглядности посредством компьютера с использованием экрана и проектора или

телевизионного экрана;

— использование гиперссылок и эффектов анимации;

— необходимость распечатки структуры презентации на бумаге.

7. Детальное  продумывание пояснений, сопровождающих ход демонстрации явлений

+

Специфичные требования:

— сопровождение слайдов функциями Заметки, Примечание

8. Привлечение  самих учеников к нахождению  желаемой информации в демонстрируемом  объекте

+

+

Специфичные требования:

— использование функции Элементы управления (Visual Basic) в ходе показа;

— использование гиперссылок.


* «+» — совпадение требований   

Из таблицы видно, что круг требований, предъявляемых к презентации, расширяется за счёт большого количества технологических нюансов, в то время как требования к традиционной наглядности в основном не содержат конкретных предписаний по исполнению тех или иных пунктов перечня. Данное утверждение не свидетельствует о том, что подготовка презентации с помощью PowerPoint требует больше затрат, нежели обращение к традиционной наглядности. Перечисленные требования касаются исключительно технологической стороны подготовки презентации, к тому же технический инструментарий программы обширен. В связи с этим следует подчеркнуть, что при подготовке презентации педагог, стремящийся добиться максимально высокого результата своей работы, должен обращать внимание не только на традиционные требования к наглядности, но и на специфичные требования к ней, приведённые в таблице.  

При подготовке мультимедийных презентаций учебного назначения необходимо учитывать:

    • общедидактические принципы создания обучающих программ;
    • требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана;
    • эргономические требования.

При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

    • в презентации не должно быть лишнего: каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею электронного продукта;
    • презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;
    • продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут;
    • презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, а не дублировать материал урока;

Гибкость - одна из основ успешной презентации. Необходимо быть готовым внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию обучающихся.

Презентация может иметь две версии:

    • для обучающегося;
    • для преподавателя.

Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для обучающегося его презентация может пополняться личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения