Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -
Междисциплинарный курс МДК 01.01. Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации так же включает и теоретическую базу – о структуре, видах информационных ресурсов и основных видах услуг в сети Интернет, но так же указывает и на требование формирования практического опыта «осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет»4.
Междисциплинарный курс МДК 02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной информации так же включает в теоретическое содержание структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет, но направлен в том числе на формирование умения «Осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера; создавать и обмениваться письмами электронной почты; публиковать мультимедиа контент на различных сервисах в сети Интернет; осуществлять резервное копирование и восстановление данных»5, а так же получение практического опыта по осуществлению навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет, публикации мультимедиа контента в сети Интернет.
Таким образом мы можем выделить темы занятий, где обучающимся предоставляется информация для изучения, которая может наиболее эффективно сопровождаться визуальным рядом с элементами интерактивности:
- Топология сетей
- Идентификация и авторизация пользователей
- Адресация и доменные имена Интернет
- Электронная почта.
Разработанные интерактивные презентации могут быть использованы как во время учебных занятий для передачи новой информации и контроля освоенности учебного материала, так и в самостоятельной работе обучающихся для повторения изученного материала.
Для построения данного комплекса необходимо разработать подробные сценарии каждой презентации на основе информационного наполнения презентации.
Определим содержание каждой из презентаций следующим образом:
- Топология сетей: понятие топологии сетей, виды топологий и их схематическое представление
- Методы доступа и их особенности;
- Идентификация и авторизация пользователей: основные понятия и способы аутентификации, идентификация, авторизация;
- Адресация и доменные имена Интернет: понятие ip-адреса, его внешний вид, классы адресов, доменное имя и его расшифровка, виды доменов верхнего уровня
- Электронная почта: понятие, протоколы, структура адреса электронной почты, этапы доставки почты, создание и настройка почты на сервере mail.ru, ведение переписок и рассылки.
Данный комплекс интерактивных презентаций позволит более эффективно формировать знаниевый компонент вышеуказанной темы.
Каждая из представленных презентаций должна иметь общую структуру, соответствующую требованиям:
Словарь терминов будет включен в отдельные слайды презентации.
Справочную систему по работе с управляющими элементами использовать в каждой презентации нецелесообразно по ряду причин:
- во всех презентациях комплекса будет использована одна и та же система работы с управляющими элементами;
- презентации будут использованы в подготовке обучающихся по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации», у которых на данный момент уже имеется сформированный практический опыт по работе с компьютерными презентациями.
Разработанный комплекс состоит из 5 презентаций, каждая из которых может быть использована как в аудиторной работе с группой, так и в самостоятельной работе студента.
Каждая презентация состоит из двух логических блоков – теоретического и контролирующего.
Все презентации имеют одинаковую систему навигации. С титульной страницы доступен переход на страницу содержания. Со страницы содержания доступен переход на каждый из рассматриваемых информационных модулей. С каждой страницы доступен переход на страницу содержания и на следующую страницу.
Тема «Топология сетей»:
На странице содержания перечислены темы. Для осуществления перехода необходимо убрать щелчком мыши овалы, закрывающие кнопки перехода. При возвращении с других страниц на страницу содержания студент будет видеть, какие информационные модули уже рассмотрены, а какие – еще нет.
Закрепление изученного теоретического материала происходит по завершении каждого информационного модуля.
Цель задания № 1 – анализ определения понятия «топология». При выборе правильного ответа обучающийся получает подтверждение в виде плюса. В случае неправильного ответа обучающемуся сообщается об этом, при этом дается возможность по желанию вернуться на недостаточно изученный теоретический материал и повторить его.
Рассмотрение классов топологий закрепляется ответом на вопрос. Переход на новый информационный слайд возможен только при выборе правильного ответа, в противном случае появляется сообщение об ошибку и обучающемуся предлагается вернуться на информационный слайд.
Изучение видов топологий может совершаться последовательно или в произвольном порядке в зависимости от желания обучающегося или решения педагога.
По окончании рассмотрения топологий обучающемуся предлагается ряд вопросов тестового характера, каждый из которых имеет только один правильный ответ. При выборе неправильного ответа данный вариант перечеркивается. При выборе правильного ответа становится доступен переход на следующий вопрос.
Все предлагаемые вопросы имеют общую структуру и позволяют путем повторения материала определить наиболее характерные черты, а так же достоинства и недостатки каждой рассматриваемой топологии.
В конце презентации обучающемуся предлагается задание для самостоятельной работы, которое может быть использовано в качестве домашнего.
Тема «Методы доступа»:
Презентация предназначена для введения и закрепления теоретических понятий «Метод доступа» и «Виды методов доступа».
Презентация состоит из двух информационных модулей, доступных из перечня «Содержание». Контроль усвоения материала находится в конце презентации.
При возврате на страницу содержания использованная ранее гиперссылка помечается при помощи графического маркера, что позволяет обучающемуся видеть, какой модуль он может считать рассмотренным.
Кроме того, презентация позволяет изучать материал последовательно.
Примеры методов доступа так же могут рассматриваться в произвольном порядке.
Часть описаний методов снабжена графическими схемами. Данные схемы педагог, демонстрирующий презентацию на учебном занятии, может при необходимости рассмотреть более подробно.
Выполнение заданий на определение метода по описанию позволяет обучающемуся самостоятельно или совместно с педагогом выделить основные характерные черты каждого из рассмотренных методов.
При выборе неправильного ответа вариант будет перечеркнут. Такая пометка позволяет оценить количество неправильных попыток.
При выборе правильного ответа станет доступен переход на следующий слайд презентации.
По окончании презентации обучающимся предлагается задание для самостоятельной работы.
Тема «Аутентификация и авторизация»:
Данная тема включает в себя много информационных модулей, поэтому страница «Содержание» не включает в себя переизбыточных графических элементов, а только перечень всех модулей, название каждого из которых является гиперссылкой. Таким образом презентация может служить не только для последовательного, но и для произвольного изучения информации, кроме того, для повторения отдельных ее элементов.
Контролирующая часть расположена в конце презентации.
Ее построение является более жестким, чем в предыдущих презентациях.
Вопросы, касающиеся терминологии, предлагают различные варианты ответов, являющиеся гиперссылками. Выбор правильного ответа приводит к переходу на следующий вопрос. Выбор неправильного ответа отбрасывает пользователя на слайд с информацией, которая оказалась недостаточно усвоенной. Таким образом имеется возможность оценить качество усвоения материала еще и по скорости прохождения обучающимся всей презентации до конца.
Подобная жесткая система может быть эффективно использована при создании контролирующих презентаций.
В конце презентации обучающемуся предлагается задание для самостоятельной работы.
Тема «Адресация в Интернет»:
Цель изучения данной презентации – ознакомление и закрепление представлений о системе ip и доменных имен в сети Интернет.
В разделе «Содержание» представлены как текстовые, так и графические гиперссылки, позволяющие визуально закрепить отличие рассматриваемых систем имен.
Презентация позволяет изучать каждый раздел отдельно либо рассматривать все предлагаемые информационные модули последовательно.
Контролирующая часть расположена во второй части презентации.
При повторении структуры ip-адреса предлагается 4 варианта ответа, при выборе неправильного обучающийся переходит к недостаточно усвоенной информации для ее повторения. При выборе правильного ответа – на следующее задание.
В задании на анализ ip-адреса используется более гибкая система. При выборе неправильного ответа обучающемуся сообщается об этом и при желании он может вернуться на слайд, где размещена правильная информация. При вторичном выборе неправильного ответа количество сообщений увеличивается. При выборе правильного ответа становится доступным переход на следующий слайд. В этом случае обучающийся получает возможность оценить, сколько попыток он потратил на получение правильного ответа и каким же является правильный ответ на поставленный вопрос.
Следующие задания позволяют обучающемуся не только выбрать правильный ответ и перейти на следующий вопрос, но и в случае выбора неправильного ответа сразу получить информацию для анализа. Это позволяет сделать выбора правильного ответа логически обоснованным, а не выбранным по принципу исключения.
Задание на определение в доменных адресах доменов верхнего уровня дает обучающемуся много попыток для ответа. При выборе правильных и неправильных ответов на экране накапливаются плюсы и минусы.
Для выбора пути дальнейших действий на экране имеется кнопка «Продолжить». При нажатии на данную кнопку обучающемуся предлагается оценить результат, видимый им на экране, и по его желанию проанализировать еще раз плохо освоенный информационный модуль, вернуться к содержанию в целом или закончить работу с презентацией.
Тема «Электронная почта»:
Презентация предназначения для ознакомления с технологией работы электронной почты, а так же для подготовки обучающегося к выполнению практических работ по передаче информации посредством электронной почты.
Презентация позволяет изучает материал как последовательно, так и отдельными информационными модулями.
Стадии доставки почты объединены в мини-справочник. При работе с данным информационным разделом обучающийся может как последовательно изучать стадии, так и в произвольном порядке, всегда имея возможность вернуться на общую схему и выбрать другой рассматриваемый этап. Это позволяет проводить более подробный анализ и сравнение стадий доставки почты.
Часть презентации, знакомящая с особенностями создания, настройки и использования почтового ящика на сервере mail.ru, может использоваться как для ознакомления с почтой, так и в качестве инструкционной карты для выполнения практического задания.
Презентация позволяет познакомиться с основными этапами регистрации почты, моделируя ситуацию регистрации, а так же обзорно познакомиться с наиболее популярными настройками почтового ящика.
При рассмотрении особенности отображения прочитанных и непрочитанных писем в почте педагог может заострить внимание учащихся не только словами, но и вызвать визуальный эффект по сравнению отображения прочитанных и непрочитанных писем.
Контроль усвоения материала находится во второй части презентации. Часть заданий построена как тест с вариантами ответов. При выборе неправильного ответа на экране появляется сообщение об этом. При выборе правильного ответа становится доступным переход на другой слайд. Это позволяет проанализировать как неверные попытки, так и закрепить правильный ответ.
Задания для закрепления алгоритмов работы с почтой являются моделирующими. Обучающемуся предлагается графическое изображение почтового ящика с выделенными областями. Он должен выбрать ту из областей, которая будет ему необходима при выполнении той или иной определенной операции. Выбор неправильного элемента ящика приведет к переходу на страницу с описанием правильных алгоритмов. Выбор правильного вызовет появление управляющего элемента для дальнейшего перехода, но отсутствие мгновенного перехода позволит проанализировать действия и рассмотреть более подробно остальные предложенные варианты решения.
Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения