Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -
Вопрос, предназначенный для закрепления правила выполнения рассылки нескольким адресатам одновременно, предлагает два варианта ответа, при выборе неправильного на экране будет отображено сообщение об этом, в случае правильного ответа – появится управляющий элемент для перехода на следующий слайд.
В конце представленной презентации обучающимся предлагается задание для самостоятельной работы по регистрации почтового ящика и отправке сообщения педагогу.
Таким образом в предлагаемом комплексе презентаций использованы различные интерактивные элементы, позволяющие как проводить освоение учебного материала по произвольной схеме, так и осуществлять контроль за усвоением рассматриваемого учебного материала, позволяя обучающемуся обращать особое внимание на западающие информационные модули, а так же формировать первоначальные практические умения путем моделирования рабочих ситуаций.
Разработанный комплекс интерактивных презентаций был апробирован на базе преддипломной практики – ГПОАУ ЯО Ярославском педагогическом колледже при подготовке по специальности Профессиональное обучение (по отраслям), группа 24, при изучении дисциплины Инфокоммуникационные системы и сети.
Все презентации использовались при групповой форме работы во время аудиторных лекционных занятий. Кроме того, данные презентации были предоставлены студентам, отсутствующим на занятиях, для подготовки к индивидуальному собеседованию по пропущенной теме.
Все презентации сопровождались лекционным материалом и словами педагога.
При выполнении контролирующей части презентации использовались две формы работы:
- демонстрация презентации шла при помощи проектора, за компьютером работал один из обучающихся (желающий либо определенный педагогом), при этом ответ готовился вместе с группой;
- презентация была доступна
и на рабочих местах обучающихс
В случае, если обучающийся пропустил учебное занятие, презентация была представлена ему в электронном виде для самостоятельной работы.
Необходимо отметить, что вопросов по работе с презентацией (как начать работу с презентацией, как выбрать правильный вариант ответа, как перейти на другую страницу презентации) у обучающихся не возникало.
На занятиях присутствовало от 8 до 10 обучающихся, что составляло от 67% до 83% от состава группы.
Наиболее сложными для обучающихся оказались темы «Методы доступа» и «Аутентификация и авторизация».
Освоение остальных тем не вызвало у обучающихся проблем.
Апробация выявила следующие достоинства разработанных интерактивных презентаций:
- простая система навигации
позволяет использовать
- использование демонстраций презентации позволяет использовать презентации при любом уровне обеспеченности современной компьютерной техники, в том числе и на устаревших компьютерных рабочих местах;
- материал в презентациях
- использование интерактивного содержания позволяет обучающемуся выбирать индивидуальную стратегию изучения материала учебного занятия, а педагогу – варьировать изложение материала и при необходимости, возвращаться для уточнения;
- вопросы в контролирующей части презентаций не вызывают у обучающихся дополнительных уточняющих вопросов, ответы являются однозначными, логичными и опираются только на изученный материал и его всесторонний анализ;
- используемая символика является интуитивно-понятной.
Однако были выявлены и некоторые недостатки разработанных презентаций:
- не все презентации были
обеспечены достаточным
- в контролирующей части ряда презентаций принудительный переход от контролирующего вопроса к правильной информации вызывал у обучающихся негативную реакцию, так как им приходилось проходить ряд вопросов заново.
В целом можно сделать вывод о том, что интерактивная презентация является достаточно эффективным инструментом в учебном процессе в том случае, если соблюдаются следующие правила ее построения и оформления:
- в презентации имеется интерактивное содержание, позволяющее обучающемуся и педагогу обращаться к любому необходимому информационному модулю;
- в презентации активно используются графические элементы;
- презентация имеет
- в случае ознакомления с
алгоритмами выполнения
Особо необходимо обратить внимание на построение контролирующей части презентации.
Наиболее удобной для обучающихся оказалась следующая система ее построения:
- обучающемуся предлагается вопрос и варианты ответа;
- при выборе неправильного
- при выборе правильного ответа
обучающемуся предоставляется
В курсе подготовки мастера по обработке цифровой информации присутствует достаточно важный аспект – ознакомление с особенностями работы в локальных и глобальных сетях. При этом у обучающихся необходимо сформировать знания о топологии сетей и процессах организации доступа к ним.
Возможности инструментального средства разработки презентаций Microsoft PowerPoint предоставляют нам возможность разрабатывать не только презентации для сопровождения представления информации, но и вносить в них элемент интерактивности, позволяя обучающемуся выбирать собственную траекторию изучения информации, использовать презентацию как справочное издание, а так же осуществлять контроль и самоконтроль усвоения учебной информации.
Разработанный нами комплект интерактивных презентаций был апробирован на базе преддипломной практики и позволил сформулировать ряд требований к интерактивной презентации.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональные компетенции обучающихся.
Компьютерные презентации являются уникальным средством визуализации учебной информации, но использование интерактивных элементов позволяет усилить их обучающую роль.
Целью нашей работы явилась разработка системы интерактивных презентаций для сопровождения темы «Локальные и глобальные сети».
Для достижения цели мы реализовали следующие задачи:
Разработанный нами комплекс интерактивных презентаций может быть использован при подготовке обучающихся по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» при изучении основ локальных и глобальных компьютерных сетей как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.
1 Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. –с. 7
2 Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009 – стр. 8.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 7-8
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 13
5 Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 16-17
Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения