Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -

Файлы: 1 файл

диплом бахичев.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос, предназначенный для закрепления правила выполнения рассылки нескольким адресатам одновременно, предлагает два варианта ответа, при выборе неправильного на экране будет отображено сообщение об этом, в случае правильного ответа – появится управляющий элемент для перехода на следующий слайд.

В конце представленной презентации обучающимся предлагается задание для самостоятельной работы по регистрации почтового ящика и отправке сообщения педагогу.

Таким образом в предлагаемом комплексе презентаций использованы различные интерактивные элементы, позволяющие как проводить освоение учебного материала по произвольной схеме, так и осуществлять контроль за усвоением рассматриваемого учебного материала, позволяя обучающемуся обращать особое внимание на западающие информационные модули, а так же формировать первоначальные практические умения путем моделирования рабочих ситуаций.

 

 

2.3. Анализ апробации комплекса  интерактивных презентаций

 

Разработанный комплекс интерактивных презентаций был апробирован на базе преддипломной практики – ГПОАУ ЯО Ярославском педагогическом колледже при подготовке по специальности Профессиональное обучение (по отраслям), группа 24, при изучении дисциплины Инфокоммуникационные системы и сети.

Все презентации использовались при групповой форме работы во время аудиторных лекционных  занятий. Кроме того, данные презентации были предоставлены студентам, отсутствующим на занятиях, для подготовки к индивидуальному собеседованию по пропущенной теме.

Все презентации сопровождались лекционным материалом и словами педагога.

При выполнении контролирующей части презентации использовались две формы работы:

- демонстрация презентации шла при помощи проектора, за компьютером работал один из обучающихся (желающий либо определенный педагогом), при этом ответ готовился вместе с группой;

- презентация была доступна  и на рабочих местах обучающихся, каждый обучающийся выполнял работу индивидуально под наблюдением педагога.

В случае, если обучающийся пропустил учебное занятие, презентация была представлена ему в электронном виде для самостоятельной работы.

Необходимо отметить, что вопросов по работе с презентацией (как начать работу с презентацией, как выбрать правильный вариант ответа, как перейти на другую страницу презентации) у обучающихся не возникало.

На занятиях присутствовало от 8 до 10 обучающихся, что составляло от 67% до 83% от состава группы.

Наиболее сложными для обучающихся оказались темы «Методы доступа» и «Аутентификация и авторизация».

Освоение остальных тем не вызвало у обучающихся проблем.

Апробация выявила следующие достоинства разработанных интерактивных презентаций:

- простая система навигации  позволяет использовать презентации  как педагогу – в сопровождение  учебного занятия, так и обучающимся  – для самостоятельной работы  как в аудитории, так и вне  ее;

- использование демонстраций презентации позволяет использовать презентации при любом уровне обеспеченности современной компьютерной техники, в том числе и на устаревших компьютерных рабочих местах;

- материал в презентациях изложен  логично и доступно для обучающихся;

- использование интерактивного содержания позволяет обучающемуся выбирать индивидуальную стратегию изучения материала учебного занятия, а педагогу – варьировать изложение материала и при необходимости, возвращаться для уточнения;

- вопросы в контролирующей части презентаций не вызывают у обучающихся дополнительных уточняющих вопросов, ответы являются однозначными, логичными и опираются только на изученный материал и его всесторонний анализ;

- используемая символика является интуитивно-понятной.

Однако были выявлены и некоторые недостатки разработанных презентаций:

- не все презентации были  обеспечены достаточным объемом  графической информации (схем, иллюстраций  и т. д.);

- в контролирующей части ряда презентаций принудительный переход от контролирующего вопроса к правильной информации вызывал у обучающихся негативную реакцию, так как им приходилось проходить ряд вопросов заново.

В целом можно сделать вывод о том, что интерактивная презентация является достаточно эффективным инструментом в учебном процессе в том случае, если соблюдаются следующие правила ее построения и оформления:

- в презентации имеется интерактивное содержание, позволяющее обучающемуся и педагогу обращаться к любому необходимому информационному модулю;

- в презентации активно используются графические элементы;

- презентация имеет контролирующую  часть, позволяющую определить, насколько  учебная информация оказалась  освоена;

- в случае ознакомления с  алгоритмами выполнения операций  презентация должна моделировать  условия их выполнения.

Особо необходимо обратить внимание на построение контролирующей части презентации.

Наиболее удобной для обучающихся оказалась следующая система ее построения:

- обучающемуся предлагается вопрос и варианты ответа;

- при выборе неправильного ответа  обучающемуся демонстрируется предупреждающий знак и предлагается перейти к соответствующему слайду, либо правильная информация демонстрируется на самом текущем слайде;

- при выборе правильного ответа  обучающемуся предоставляется возможность  перехода к другому вопросу.

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе 2:

 

В курсе подготовки мастера по обработке цифровой информации присутствует достаточно важный аспект – ознакомление с особенностями работы в локальных и глобальных сетях. При этом у обучающихся необходимо сформировать знания о топологии сетей и процессах организации доступа к ним.

Возможности инструментального средства разработки презентаций Microsoft PowerPoint предоставляют нам возможность разрабатывать не только презентации для сопровождения представления информации, но и вносить в них элемент интерактивности, позволяя обучающемуся выбирать собственную траекторию изучения информации, использовать презентацию как справочное издание, а так же  осуществлять контроль и самоконтроль усвоения учебной информации.

Разработанный нами комплект интерактивных презентаций был апробирован на базе преддипломной практики и  позволил сформулировать ряд требований к интерактивной презентации.

 

Заключение

 

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональные  компетенции обучающихся.

Компьютерные презентации являются уникальным средством визуализации учебной информации, но использование интерактивных элементов позволяет  усилить их обучающую роль.

Целью нашей работы явилась разработка системы интерактивных презентаций для сопровождения темы «Локальные и глобальные сети».

Для достижения цели мы реализовали следующие задачи:

    • Проанализировали деятельность мастера производственного обучения и определили важность использования ИКТ в образовательном процессе;
    • Рассмотрели обучающие возможности компьютерной презентации;
    • Определили особенности интерактивной презентации и технологию ее разработки
    • Следуя рассмотренной технологии мы подготовили структуру комплекса интерактивных презентаций по теме «Локальные и глобальные сети» и выполнили их разработку;
    • Разработали методические рекомендации по использованию комплекса и апробировали разработку на базе ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа.
    • Проанализировали результаты апробации и определили, какие интерактивные элементы оказались наиболее удобными для использования в образовательном процессе.

Разработанный нами комплекс интерактивных презентаций может быть использован при подготовке обучающихся по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» при изучении основ локальных и глобальных компьютерных сетей как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.

 

 

 

 

 

Список информационных источников

 

    1. Аллёнов С. В. Возможности использования гипертекстовых технологий в подготовке современного учителя // Сборник трудов участников Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в общем образовании». Часть 1. - Саратов: Изд-во ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. - С. 7-10. (informatika.mgosgi.ru)
    2. Аллёнов С.В., Плеханова М.В., Агапова Е.Е. Методическое обеспечение курса «Математика и информатика» для гуманитарных факультетов (филологических) // Университетское образование: традиции и инновации. Материалы международного молодежного форума. [Текст] - Ульяновск: УлГПУ, 2010. - с. 257-260. (informatika.mgosgi.ru)
    3. Безручко В.Т. Презентации PowerPoint. [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2005. –  112 с
    4. Брыскина О.Ф., Овчинникова О.А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. [Текст] Самара; СИПКРО, 2004. — 40 с.
    5. Бурдина М.И., Толстых Л.А.  Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. [Текст] – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009 – 48 с.
    6. Воронин Ю. А., Чудинский Р. М., Антонова О. И. и др.; Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ЕН. Ф. 03-использование соврем, информ. и коммуникац. технологий в учеб. процессе)/ Ю. А. Воронин, Р. М. Чудинский, О. И. Антонова и др.; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, "Воронеж, гос. пед. ун-т".[Текст]  -Воронеж: ВГПУ, 2007. -175 с.
    7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. [Текст] -Томск: Издательство «ТМЛ- Пресс», 2008.- 286с.
    8. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» [Текст] - М.Центр «Педагогический поиск» 2004г.
    9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие- 5-е изд. [Текст]  - М.: Академия,2008- 192с Гриф
    10. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ - КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (http://www.ki4.ru/online-branding/36.html)
    11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие- 5-е изд. [Текст] - М.: Академия, 2008 -352с
    12. Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности /  / Т. Ю. Кудрявцева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2008. – № 2. – С. 63-67.
    13. Методическая работа мастера профессионального обучения : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.И.Кругликов. — 2-е изд., стер. —[Текст] М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 160 с.
    14. Мысин М. Н. Интерактивные визуальные средства ИКТ как объект и средство обучения в педагогическом вузе/ М. Н. Мысин // Интегративный характер современного математического образования. [Текст]  -Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. -4.2. - С. 192-195.
    15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
    16. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. [Текст] – М.: Наука, 1999г.
    17. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. [Текст] – М.: МЭСИ, 2000г.
    18. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат М. Ю. Бухаркина. [Текст] - М.: Академия, 2007г.
    19. Руденко-Моргун О.И. Традиционные и электронные средства обучения (http://virmary.ucoz.ru/publ/rudenko_morgun_o_i_tradicionnye_i_ehlektronnye_sredstva_obuchenija/65-1-0-245)
    20. Самоучитель по MS PowerPoint [Электронный ресурс] http://elektron-book.narod.ru/PowerPoint.html
    21. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 464 с.
    22. Тангиров Х. Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников [Текст] / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 860-864.
    23. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев И. В. Трайнев. [Текст] - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007г.
    24. Учебник по MS PowerPoint [Электронный ресурс] http://the-textbook.at.ua/index/0-85
    25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации

 

1 Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. –с. 7

2 Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009 – стр. 8.

3  Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 7-8

4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 13

5 Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, стр. 16-17

 


 

 



Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения