Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:07, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, по любой дисциплине, мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.
Введение - 3 -
Глава 1. Электронные средства обучения в подготовке по рабочей профессии - 5 -
1.1. Разработка электронных средств обучения как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения - 5 -
1.2. Обучающие возможности компьютерной презентации - 16 -
1.3. Интерактивная презентация и особенности ее построения - 26 -
Выводы по Главе 1: - 29 -
Глава 2. Использование интерактивных презентаций при подготовке по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - 30 -
2.1. Структура комплекса интерактивных презентаций на примере изучения темы «Локальные и глобальные сети» - 30 -
2.2. Методические рекомендации по использованию комплекса интерактивных презентаций. - 34 -
2.3. Анализ апробации комплекса интерактивных презентаций - 41 -
Выводы по Главе 2: - 44 -
Заключение - 45 -
Список информационных источников - 47 -
К обязательным структурным элементам презентации учебного назначения относятся2:
Титульный слайд должен включать:
Оглавление (план) является важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гиперссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).
Учебный материал в электронной презентации представляется в краткой форме.
Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и элементов, не свойственных бумажным носителям (анимации, видеовставок, звуковых фрагментов).
Информационное обеспечение презентации удобно организуется в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяется функциональной направленностью учебного материала. При этом большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков, оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации. На элементы этого альбома возможна ссылка с других слайдов через гиперссылки или с помощью специальных кнопок.
Словарь терминов и определений весьма желателен для презентации учебного назначения. Предпочтительнее оформлять его на отдельном слайде. Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующие кнопки.
Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основное требования к элементам управления - понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное количество элементов управления на каждой странице.
Основными элементами управления являются:
Система контроля знаний в системе MS PowerPoint может быть организована как экспресс-тестирование (для быстрого усвоения лекционного материала) или через систему гиперссылок (для организации самоконтроля при работе с презентацией как с опорным конспектом).
При экспресс-тестировании возможно предъявление тестовых заданий в автоматическом режиме на ограниченное (зависящее от сложности вопроса) время (задается при выборе параметров анимации объекта). Ответы обучающихся при этом могут фиксироваться на бумажном носителе (с указанием фамилий или анонимно, в зависимости от целей тестирования) и анализироваться преподавателем после завершения урока.
Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных, используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые обучающимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.
Вывод: мультимедийная презентация состоит из нескольких составляющих, каждый из которых играет немаловажную роль в достижении эффективности учебного процесса.
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, может вызвать утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Вследствие этого при создании слайдов необходимо учесть целый ряд требований.
1. Содержание информации:
размещение на слайде понятий, определений, терминов, предложений, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях учащихся;
максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения:
а) минимально возможное количество слов,
б) короткие слова и предложения,
в) одинаковая временная форма глаголов,
г) минимум предлогов, наречий, прилагательных;
наличие кратких и "емких" заголовков;
отведение каждому положению отдельного абзаца; формулировка идеи абзаца в первой строке;
предъявление материала в табличном формате;
наличие маркированных и нумерованных списков;
размещение таблиц на одном экране; замена таблиц графиками;
тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
2. Объем и расположение информации на слайде:
не стоит перегружать слайды слишком большим объемом информации;
наибольшая эффективность тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде;
наиболее важную информацию следует размещать в центре слайда;
если на слайде располагается рисунок, надпись должна располагаться под ним;
лучше не располагать на одном слайде более 2-3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться.
3. Шрифт:
размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт:
а) для заголовков - не менее 24 пт.;
б) для информации - не менее 18 пт.;
предпочтительный шрифт - Times New Roman;
не следует злоупотреблять прописными буквами;
лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиям
Соблюдение всех указанных правил позволит педагогу создать максимально эффективные презентации.
Важно, чтобы образовательная деятельность была направлена на формирование мышления студентов, нравственное и интеллектуальное развитие, на активизацию их задатков и способностей, включение в успешную трудовую деятельность, на формирование и удовлетворение познавательных потребностей, создание условий для творческого самовыражения.
Современные возможности компьютеров позволяют работать с различными формами электронной информации: текстовой, графической, звуковой, видео, мультимедийной.
В зависимости от того, изменяется ли представление информации по отношению к пользователю (человеку, приемнику информации) можно выделить следующие типы электронной информации: статическая (не изменяется с течением времени), динамическая (изменяется с течением времени), интерактивная (изменяется при взаимодействии). Одним из компьютерных инструментов представления информации является электронная презентация, являющаяся по типу мультимедийной. Современные мультимедийные средства предоставляют богатые возможности по созданию сюжета будущей презентации, созданию и внесению в неё высококачественной графики и видео, звукового сопровождения, анимации и спецэффектов. Имеется множество программных средств для создания и проведения мультимедийных презентаций в среде Windows (PPT Create, Image (Open Office), Macromedia Flash, Media Mixer). Мы используем для этого MS Power Point. Среди мультимедийных презентаций можно выделить интерактивные презентации, они выполняются под управлением пользователя и предполагают возможность получить данные презентации с разной степенью детализации и подготовленности пользователя к её восприятию. Интерактивные презентации построены на диалоге между компьютером и человеком, когда человек сам определяет нужную ему информацию и путь её нахождения.
Способность использовать в своей деятельности интерактивные презентации, уметь их разрабатывать и применять в профессиональной деятельности - важная составляющая информационной культуры современного специалиста, педагога.
Понятие «интерактивная презентация» идет от сложения двух понятий: интерактивности и мельтимедийной презентации. Интерактивность подразумевает участие или влияние пользователя на процесс презентации. Мудьтимедийная презентация - понятие уже достаточно давно сложившееся, и являет собой сложение трех основных видов подачи материала: видео, аудио и текстовой информации.
В настоящий момент интерактивная мультимедийная презентация может быть не только простым слайд-шоу с текстовыми комментариями, но и сложной системой связанных между собой видеоматериалов, анимации, трехмерной графики, актеров, музыкального и звукового сопровождения, звуковых спецэффектов, то есть всех возможностей подачи материала основными способами (видео, текста, звука). К этому добавляется возможность управления процессом.
Интерактивные возможности PowerPoint можно условно разделить на три группы:
• управление переходом на новый слайд (гиперссылки, управляющие кнопки);
• запуск анимационных эффектов (триггер);
• использование макросов (использование программного кода VBA). Рассмотрим интерактивное средство анимации - триггер и его использование в презентации.
Триггер запускает группу анимационных эффектов после щелчка мыши по настроенному объекту на слайде. При использовании триггера решается проблема очередности в настройках анимации, так как неизвестно какой объект на слайде выберет пользователь.
Отметим некоторые особенности создания интерактивных презентаций. При разработке интерактивной презентации необходимо предусмотреть незапланированные переходы слайдов по щелчку мыши. Пользователь может произвести щелчок мышью мимо управляющего элемента, тогда переход осуществиться на следующий слайд. Либо на слайде настроена группа анимационных эффектов, запускаемых по щелчку, любой лишний щелчок мышью приведет к переходу на следующий слайд. Чтобы переход со слайда на слайд осуществлялся в соответствии с навигационной схемой презентации и желанием пользователя необходимо заблокировать режим смены слайдов по щелчку мыши.
При установке данного режима необходимо обязательно предусмотреть переход с одного слайда на другой с помощью управляющих элементов. Особенностью данного режима является невозможность анимации объектов на слайде, запускаемых по щелчку мыши. В данном случае либо необходимо использовать режим анимации с предыдущим или после предыдущего, либо продублировать слайд и последовательно предусмотреть появление объектов на них, используя режим после предыдущего.
Электронные средства обучения существенно повышают эффективность образовательного процесса. Однако для полноценного отражения специфики содержания учебного материала и методики преподавателя необходимо, чтобы средства были разработаны непосредственно использующим их педагогом.
Большие образовательные возможности среди различных электронных средств обучения имеют компьютерные презентации. Они позволяют наглядно представлять учебный материал в едином документе.
Понятие «интерактивная презентация» идет от сложения двух понятий: интерактивности и мельтимедийной презентации. Интерактивность подразумевает участие или влияние пользователя на процесс презентации. Мудьтимедийная презентация - понятие уже достаточно давно сложившееся, и являет собой сложение трех основных видов подачи материала: видео, аудио и текстовой информации.
Интерактивные презентации построены на диалоге между компьютером и человеком, когда человек сам определяет нужную ему информацию и путь её нахождения.
Способность использовать в своей деятельности интерактивные презентации, уметь их разрабатывать и применять в профессиональной деятельности - важная составляющая информационной культуры современного специалиста, педагога.
Для определения структуры интерактивных презентаций нами было проанализировано содержание Федерального государственного образовательного стандарта по рабочей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» в области изучения локальных и глобальных сетей.
Дисциплина ОП.01. Основы информационных технологий в перечне формируемых знаний перечисляет необходимую теоретическую базу: «локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей, топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети; поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей; идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей; общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение; информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам»3.
Информация о работе Интерактивные презентации в работе мастера производственного обучения