Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". Игра для детей это сама жизнь, только игра их увлекает.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……..3
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника……………6
1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории. ………………..6
Своеобразие дидактических игр…………………………..…………..12
Методика организации дидактических игр и их структура…………16
Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей
5-6 лет.……………………………………………………………………..22
2.1 Изучение уровня первоначальных знаний по теме «Питание животных»...………………………………….22
2.2 Формирование расширенных представлений
по теме «Питание животных».……..……...……….…..……….…….….24
2.3 Определение уровня знаний по теме «Питание животных»………..…30
Заключение………..………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…..……………………………………….…37
Приложения…..………………………………………………………………….…38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждения  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

 

Факультет дошкольного  образования

Кафедра общей  и детской психологии

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПИТАНИИ  ЖИВОТНЫХ.

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 219 группы заочной

формы получения  образования

Нихаева Надежда Валерьевна

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры 

общей и детской  психологии

Аверьянова 

Татьяна Станиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….. ……..3

Глава 1. Теоретические  основы дидактической игры дошкольника……………6

1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории. ………………..6

    1. Своеобразие дидактических игр…………………………..…………..12
    2. Методика организации дидактических игр и их структура…………16

Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей

              5-6 лет.……………………………………………………………………..22

2.1 Изучение  уровня первоначальных знаний  по теме «Питание       животных»...……………………………………………….…………..22

2.2 Формирование  расширенных представлений

      по теме «Питание животных».……..……...……….…..……….…….….24

2.3 Определение  уровня  знаний по теме «Питание животных»………..…30

Заключение………..………………………………………………………………..34

Список использованной литературы…..……………………………………….…37

Приложения…..………………………………………………………………….…38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. 

(Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт))

 

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".  Игра для детей это сама жизнь, только игра их увлекает.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов   -  филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Актуальность исследования.

Настоящее время – это период становления  экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое  мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе  и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и  молодёжи.

Таким образом, в наши дни, когда мир находится  на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

Обладая специфическими особенностями (сочетание  познавательных и занимательных  начал), экологические игры предоставляют  детям возможность оперировать  заключёнными в их содержании знаниями. (В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, О. Газина).

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство  в природу может повлечь за собой существенные проблемы.

Т.о. можно  выделить цель работы: определить роль дидактической игры в процессе формирования у детей 5-6 лет представления о питании животных.

Объектом исследования является формирование представлений о питании животных у детей 5-6 лет. В качестве предмета исследования - дидактическая игра в формировании у детей 5-6 лет представлений о питании животных..

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему дидактической игры в трудах психологов и педагогов.
  2. Изучение своеобразия и классификации дидактической игры.
  3. Изучение методики организации дидактических игр.
  4. Разработка дидактических игр по данной теме.
  5. Методические рекомендации.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ  психологической, методической литературы по теме исследования;

- изучение  и разработка дидактических игр  по данной теме;

- проведение  опытного формирующего обучения;

- экспериментальная  проверка предложенной методики.

Работа  состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части, раскрываются роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим, классификация дидактических игр, методика организации дидактических игр. В практической части экспериментально проверяется предложенная методика. Проводятся констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Так же разрабатываются дидактические игры по данной теме.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, приложения, списка используемой литературы. Основная часть состоит из 2 глав. Первая глава состоит из 3 параграфов. Вторая глава состоит из 3 параграфов. Объем работы 40 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника.

1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории.

 

Значение  игры в воспитании ребенка рассматривается  во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов  расценивают игру как серьезную  и нужную для ребенка деятельность. [2]

В истории  зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования  игры в воспитании детей: для всестороннего  гармонического развития и в  узкодидактических  целях.

Ярким представителем первого направления был великий  чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе  и склонностям: игра – серьезная  умственная деятельность, в которой  развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и  обогащается круг представлений  об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. [7]

Дидактическое направление использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов   -  филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. [7]

С наибольшей полнотой дидактическое направление  представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое  воспитательное значение: игра развивает  ребенка физически, обогащает его  речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей  дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».[22]

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной  английской педагогики. В детских  учреждениях, работающих по системе  М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим  играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими  играми детей не придается значения.

В  трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли  о роли игры в формировании ребенка.

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских  игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для  ребенка бесследно: они могут  определить характер и поведение  человека в обществе. Так, дитя, привыкшее  командовать или подчиняться  в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал  большое  значение совместным играм, так как  в них завязываются первые общественные отношения. Он  ценил самостоятельность  детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские  игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. [4]

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева рассматривает  игру как одну их форм организации  педагогического процесса в детском  саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного  воздействия на ребенка.

В детском  саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры 2 видов: свободные  игры, стимулированные окружающей средой, и игры, организованные педагогом, игры с правилами. Особая заслуга принадлежит  Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической  игры. Она справедливо считала, что  дидактическая игра дает возможность  развивать самые разнообразные  способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической  игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. [5]

У каждого  метода имеются игры, которые в  течение веков создавались взрослыми  для детей, а некоторые и самими детьми. Русские народные игры были впервые собраны и обработаны Е.А.Покровским. Богатство   содержания, разнообразие форм, простота, занимательность, юмор – характерные их черты.

Народная  педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и  внесла известный вклад в понимание  особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми, в  подвижные игры с правилами и  заслуживают дальнейшего глубокого  изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной  деятельность ребенка, вносящий в его  развитие такой вклад, какой не может  сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным занимающим, но никогда не развлекающим. Известный  педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в  ознакомлении детей с предметами, явлениями  окружающей жизни. Особое значение она  предавала сенсорному восприятию родного  языка. Ею разработаны специальные  дидактические игры под названием  «Парные игры», которые требовали  внимания, умения выделять в предмете общее и различное. Оценивая дидактическую  игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».[13] В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Психолог  А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».[9]

Если  анализировать игры, представленные в разных сборниках В.А.Дрязгунова, А.К,Бондаренко, А.В.Артемова, А.А.Венгер, А.И.Сорокина, П.Г.Саморукова (2, 3, 6,) , то можно увидеть, что они часто имеют одностороннюю направленность, то есть игры природоведческого содержания присутствуют, несомненно, во всех этих сборниках, но большинство из них решает только узкий круг задач: формирование знаний, обобщение, систематизация знаний, совершенствование чувственного восприятия и т.п.

Таким образом, задачи экологического содержания в  них представлены не в полном объёме, т.е. эти игры не позволяют включать детей в природоохранную деятельность, не ставят задачи воспитания любви  и бережного отношения к природе  и некоторые другие. Однако благодаря  именно исследованиям и разработкам  данных авторов вопрос о создании игр с экологическим содержанием  имеет в своей основе научную  базу. Исследователи одними из первых подняли вопрос об использовании  игровой деятельности именно в формировании экологических представлений дошкольников.

Но в  последние годы этот вопрос получил  ещё более широкое распространение  в различных изданиях, публикациях, методических пособиях, где авторы представляют свои варианты использования  игр в экологическом образовании  дошкольников. О.Газина предлагает несколько различных вариантов экологических игр, направленных на решение задач по формированию экологических знаний и экологической культуры ребёнка . В игровой деятельности решение задач экологического воспитания у детей дошкольного возраста наиболее эффективно, это позволяет в первую очередь сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости в ней, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Разработанные варианты игр позволяют: устанавливать  существующие в природе взаимосвязи  между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями  питания, поведение и повадки  животных, экосистемой и приспособлением  растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов  и адекватными изменениями, происходящими  в живой и неживой природе.

Примерами игр, разработанных О.Газиной могут служить следующие: "Угадай, какой ты зверь", "Назови меня", "Хищник-добыча", "Пищевые цепочки", "Снятие копий", "Лима и зайцы", "Заячья тропинка".

Информация о работе Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных