Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:26, курсовая работа
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". Игра для детей это сама жизнь, только игра их увлекает.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Введение…………………………………………………………………….. ……..3
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника……………6
1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории. ………………..6
Своеобразие дидактических игр…………………………..…………..12
Методика организации дидактических игр и их структура…………16
Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей
5-6 лет.……………………………………………………………………..22
2.1 Изучение уровня первоначальных знаний по теме «Питание животных»...………………………………….22
2.2 Формирование расширенных представлений
по теме «Питание животных».……..……...……….…..……….…….….24
2.3 Определение уровня знаний по теме «Питание животных»………..…30
Заключение………..………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…..……………………………………….…37
Приложения…..………………………………………………………………….…38
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Так как дидактическая игра является формой обучения детей, она имеет методику. Без знания методики педагогическое значение игры исчезает, так как может нарушаться её структура и педагогические задачи не смогут быть решены. Поэтому нельзя пренебрегать методикой дидактической игры.
Таким
образом, в дидактической игре
ребенок имеет возможность
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. [3].
Чтобы приучить
ребенка к умственному труду,
необходимо сделать его интересным,
занимательным. Занимательность умственного
труда достигается разными
В дидактической
игре дети учатся думать о вещах, которые
они в данное время непосредственно
не воспринимают. Эта игра учит опираться
в решении задачи на представление
о ранее воспринятых предметах.
Игра требует использования
Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие педагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. [6].
В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н.К.Крупская, она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». [7, 6]. Называя народные игры, Н.К.Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старших группах детского сада. Перед воспитателями , работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Рассмотрев роль дидактической игры в развитии ребёнка можно с уверенностью сказать, что дидактическая игра будет одним из самых успешных методов обучения в любой теме. Ознакомление дошкольников с миром техники современная тема, которую можно легко донести до детей по средствам дидактической игры.
Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей 5-6 лет.
В данном параграфе мы определим задачу опытно-экспериментальной работы и опишем методику констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что дидактическая игра способствует лучшему усвоению материала по теме питания животных.
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент.
2 этап - формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный эксперимент.
2.1 Изучение уровня первоначальных знаний по теме «Питание животных».
Констатирующий эксперимент проводился в начале эксперимента для, того чтобы узнать первоначальный уровень знаний по заданной теме.
Для проведения констатирующего эксперимента была проведена дидактическая игра “Знайка” (см. приложение 1). Игра проводилась с каждым ребёнком индивидуально.
Цель: определение уровня знаний по теме “Питание животных”.
Оборудование: картинки по теме “ Питание животных ”.
Процедура: раскладываются картинки, и дается инструкция.
Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинки, разложенные на столе, и определить какие из этих картинок относятся к хищникам, растительноядным, всеядным, насекомоядным. За каждый правильный ответ дается фишка.
Результаты оценивались следующим образом:
3 балла
- ребёнок самостоятельно
2 балла
- ребёнок справлялся с заданием
с дозированной помощью
1 балл -
ребёнок не справлялся с
Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в данной таблице. Результаты основаны на протоколе №1.(см. приложение 8)
Таблица №2. Результаты изучения уровня первоначальных знаний.
№ п/п |
Имя ребёнка |
Результаты в баллах |
1 |
Арсений Б. |
3 |
2 |
Егор Б. |
1 |
3 |
Настя Р. |
2 |
4 |
Вика А. |
2 |
5 |
Полина Г. |
2 |
6 |
Даша Г. |
2 |
7 |
Леша К. |
3 |
8 |
Антон Ю. |
2 |
9 |
Костя Я. |
1 |
10 |
Егор Н. |
2 |
Основываясь на результатах таблицы можно выделить три уровня первоначальных знаний детей.
Высокий – 20%
Средний – 60%
Низкий – 20%
На диаграмме видно, что большая часть детей группы имеют средний уровень первоначальных знаний по данной теме.
Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения наилучших результатов необходимо разработать игры с учётом результатов проведенного констатирующего эксперимента.
2.2 Формирование расширенных представлений по теме «Питание животных».
Формирующий
эксперимент базировался на результатах
констатирующего эксперимента. Поэтому
были разработаны такие
Игры проводились во второй половине дня. Эксперимент проводился в течении месяца. Экспериментатор предлагал по одной игре.
Для начала детям была предложена игра “Кто что ест”. В ходе игры обращалось внимание на способы питания животных и их рацион. Животных делили на группы по рациону питания (растительноядные, хищные). Сложность в этой игре вызывала классификация животных. Дети не знали обобщающих слов. Однако дети с удовольствием играли в игру. При наблюдении за их игрой можно было заметить, что с каждым разом ошибок было меньше и меньше. Дети с самыми низкими показателями из Табл.1 быстро догнали детей с высокими показателями. И уже в игре на 3 день не делали ошибок. После того как дети освоили предложенный материал мы перешли к следующей игре.
Игра “Хищник-добыча ” была предложена детям на второй неделе эксперимента. Игра была направлена не только на изучения причинно-следственных связей «хищник-добыча», но и внимание. Так в одной дидактической игре были решены как минимум две важные задачи. Дети были активными, заинтересованными в отличных результатах. После того как дети освоили эту игру правила были усложнены и собрать все карточки нужно было на скорость. При этом оценивалась не только скорость, но и правильность. Так как в этом возрасте соперничество среди детей имеет огромное значение в их развитии, дух соревнования добавил интереса к игре.
На третьей неделе эксперимента детям была предложена игра “Пищевые цепочки”. В этой игре дети знакомились с пищевыми цепочками. Это задание было сложным для детей с низким уровнем знаний. Однако благодаря игровому действию им легко было понять логику игры и запомнить новые для них знания. Для детей со средним и высоким уровнем цепочки выстраивались более сложные. У детей были небольшие затруднения, однако с помощью экспериментатора дети справились. После того как дети усвоили новые знания игра была усложнена. Игра была проведена на тему “Дикие животные Антарктики”. Детям было интересно искать причинно-следственные связи в неизвестной им области. Однако дети справились с заданием.
Игра “Угадай какой ты зверь. ” была заключительной в данном эксперименте. Игра базировалась на знаниях, полученных в предыдущих играх. В данной игре были поставлены задачи, закрепить знания по заданной теме и развитие образного мышления. Дети справились с игрой так, как игра базировалась на знаниях прошлых игр. Дети на второй день эксперимента без ошибок описывали животное, обращая внимание на способ питания животного. Правильно пользовались определениями (хищник, всеядный, растительноядный и др.). В связи с этим детям были даны все игры для самостоятельной игры.