Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". Игра для детей это сама жизнь, только игра их увлекает.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……..3
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника……………6
1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории. ………………..6
Своеобразие дидактических игр…………………………..…………..12
Методика организации дидактических игр и их структура…………16
Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей
5-6 лет.……………………………………………………………………..22
2.1 Изучение уровня первоначальных знаний по теме «Питание животных»...………………………………….22
2.2 Формирование расширенных представлений
по теме «Питание животных».……..……...……….…..……….…….….24
2.3 Определение уровня знаний по теме «Питание животных»………..…30
Заключение………..………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…..……………………………………….…37
Приложения…..………………………………………………………………….…38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

Проанализировав работу можно сказать, что дидактические  игры дали детям не только положительные  эмоции, но и ценные знания в области способа питания животных.

 

2.3 Определение уровня знаний по теме «Питание животных».

 

После проведения формирующего эксперимента мы перешли к заключительному этапу нашей работы – контрольному эксперименту. Так как это дети старшей группы была проведена словесная игра “Радио”.

Цель: определить уровень знаний по теме “Питание животных ”

Игровые правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в питании, особенные черты. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идет речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Игровые действия: На роль диктора выбирают ребенка считалочкой. Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.

Результаты  оценивались следующим образом:

3 балла  - ребёнок самостоятельно справлялся  с заданием.

2 балла  - ребёнок справлялся с заданием  с дозированной помощью взрослого.

1 балл - ребёнок не справлялся с заданием.

Результаты  проведенного констатирующего исследования представлены в следующей таблице:

Таблица №3 Результаты знаний на конечной стадии эксперимента

п/п

Ф.И

ребёнка

Результаты 

в баллах

1

Арсений Б.

3

2

Егор Б.

3

3

Настя Р.

2

4

Вика А.

3

5

Полина Г.

2

6

Даша Г.

3

7

Леша К.

3

8

Антон Ю.

2

9

Костя Я.

2

10

Егор Н.

3


Таблица составлена на основе протокола №2 (см. приложение 9). На основе результатов таблицы выделяем три уровня знаний:

Высокий – 60%

Средний – 40%

Низкий  – 0%

Представляем  их в виде диаграммы. На диаграмме  видно, что в группе преобладают  дети с высоким уровнем знаний по данной теме.

 Сравнив  результаты констатирующего и  контрольного эксперимента можно  сделать вывод, что общий уровень  знаний детей по теме “Питание животных” увеличился. На конечном этапе низкий уровень знаний показал 0%,а процент высокого уровня знаний вырос с 20% до 60%.Что свидетельствует о качественных знаниях, полученных во время эксперимента. Благодаря дидактической игре обучение прошло непринужденно и интересно для детей.

Т.о можно сделать вывод, что дидактическая игра способствует непринужденному и качественному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате изучения психолого-педагогической литературы было вынесено предположение, что дидактическая игра эффективный метод обучения, который обучает детей необходимым знаниям по средствам игры. В дидактической игре ребёнок не только учится, но развивается, а также воспитывается. Игра это универсальный метод обучения детей. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом  задач количественной деятельности. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

В последние  годы вопросы теории и практики дидактической  игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

В дидактической  игре содержатся все структурные  элементы, характерные для игровой  деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько  иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

В старшем  дошкольном возрасте, когда у детей  начинает формироваться словесно –  логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью  развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Исходя, из этих особенностей рекомендуется использовать дидактические игры для того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно-экспериментальное  исследование.

На констатирующем этапе нам  необходимо было выявить уровень  первоначальных знаний по заданной теме.

Результаты  нашей экспериментальной работы показали, что дети находятся на среднем и низком уровне знаний.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления  целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых  занятий с использованием дидактических  игр направленных на формирования знаний по теме “Питание животных ”.

На формирующем этапе исследования мы провели систему индивидуальных дидактических игр.

На контрольном этапе исследования был отмечен рост уровня развития знаний по теме “Питание животных ”, что подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр-упражнений.

Таким образом, наше предположение о том, что дидактическая игра эффективный метод обучения, который обучает детей необходимым знаниям по средствам игры, оказалось верным.

Проведя данное исследование можно  вывести некоторые методические рекомендации при ознакомлении старших  дошкольников с миром техники  через дидактическую игру:

  1. При разработке дидактической игры необходимо учитывать уровень первоначальных знаний детей.
  2. Дидактическая игра должна соответствовать требованиям программы.
  3. Систематическое обучение детей через игру способствует качественному усвоению материала.
  4. Разнообразие игр по одной тематике способствует разностороннему развитию ребёнка. В старшем возрасте это особенно актуально.
  5. Организация занятия состоящего из дидактических игр упрощает обучение детей. Поэтому рекомендуется включать в занятие как можно больше видов дидактических  игр. Однако необходимо тщательно продумывать организацию таких занятий.
  6. Очень эффективно использование дидактических игр в индивидуальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Пралеска  : программа дошкольного образования /П69 Е. А. Панько [идр.]. — Минск : НИО, 2007. — 320   

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. –Москва.: Просвещение, 1991. – 160

3. Венгер Л. М.  Психические процессы- т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд. Ленинград Университет им. А. А. Жданова,1976.- 342с.

4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – Москва: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

5. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – Москва: «ЦГЛ», 2002.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/  Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – Москва: Просвещение, 1989. – 127

7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Минск. «Университетское», 1988, - 223с.

8. http://www.detskiysad.ru

9. http://window.edu.ru

10. http://lib4all.ru

11. http://childpsy.ru

12. http://vestnik.mstu.edu.ru

13. http://www.gala-d.ru

14.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

15.Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.

16.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., Просвещение, 1981г.

19.Николаева  С.Н. Место игры а экологическом воспитании дошкольников. / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М., Новая школа, 1997г.

20.Павлова  Л. Игра как средство экологического  воспитания. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 10.

21.Сорокина  А.И. Дедактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение 1982г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Дидактическая игра “Знайка”

Цель: определение  уровня знаний по теме “Питание животных ”.

Оборудование: картинки по теме “Питание животных ”.

Процедура: раскладываются картинки, и дается инструкция.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть  картинки, разложенные на столе, и  определить какие из этих картинок относятся к хищникам, травоядным. За каждый правильный ответ дается фишка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дидактическая игра “ Кто что ест ”

 Играть  можно вдвоем и более, поделив игровые поля. Каждый по очереди берёт картинку закрывает  соответствующую картинку на игровом поле. Если картинки нет на игровом поле, то она отдается тому, у кого она есть. Ход переходит к следующему играющему. Игра продолжается пока не будут закрыты все картинки игрового поля. Победителем считается тот, у кого все картинки игрового поля закроются первыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Дидактическая игра “ Хищник-добыча ”

Детям раздаются  карточки с изображениями различных  животных. Дети по очереди выбирают одну из перевернутых карточек, если она подходит играющему он ее забирает, если нет, передает другому и ход переходит следующему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Дидактическая игра “ Пищевые цепочки ”

 

Приложение 3

Дидактическая игра “Пищевые цепочки”

Ведущий называет объект природы (растение, животное), задавая детям вопросы, выясняет как связан он с другими объектами (например, ель на ней питаются клест, белка, гусеница и др.). детям, назвавшим первыми присуждается имя этого объекта и дается в руку конец бечевки. Выясняя дальнейшие взаимосвязи, другие дети — «объекты» соединяются другим концом бечевки. Сплетается сеть - «экосистема».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Дидактическая игра “Угадай какой ты зверь ”

Ведущий прикрепляет  на спину ребенку картинку с изображением животного, всем остальным предлагает посмотреть, кем он стал. Водящий  задает вопросы о место обитании и питании своего «зверя», особенностях поведения и внешнего вида. Или наоборот - один водящий знает кто он, остальные задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Дидактическая словесная ига “Радио”

Дидактическая словесная игра “Радио”.

Цель: определить уровень знаний по теме “Питание животных ”

Игровые правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в питании, во внешности, особенные черты. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идет речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Информация о работе Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных