Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". Игра для детей это сама жизнь, только игра их увлекает.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ……..3
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника……………6
1.1Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов. Проблема экологической культуры у детей в истории. ………………..6
Своеобразие дидактических игр…………………………..…………..12
Методика организации дидактических игр и их структура…………16
Глава 2. Экспериментальная проверка влияния дидактической игры в формировании представлений о питании животных у детей
5-6 лет.……………………………………………………………………..22
2.1 Изучение уровня первоначальных знаний по теме «Питание животных»...………………………………….22
2.2 Формирование расширенных представлений
по теме «Питание животных».……..……...……….…..……….…….….24
2.3 Определение уровня знаний по теме «Питание животных»………..…30
Заключение………..………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…..……………………………………….…37
Приложения…..………………………………………………………………….…38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

Л.П.Молодова широко использует разнообразные игры на экологических занятиях ("Игровые экологические занятия с детьми", Минск, "Аскар", 1996г.). Она отмечает, что поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, нужно её использовать в формировании экологических представлений. Она подобрала из известных уже игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Л.Павлова (20) в статье "Игры как средство эколого-эстетического воспитания" ставит задачу – подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране её. Параллельно с этим должно идти формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножить красоту окружающего, побуждать задумываться о взаимоотношениях человека и природы.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему  миру заложены в играх. Удовлетворять  детскую любознательность, вовлечь  ребёнка в активное усвоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволяет именно игра: "Отражая впечатления от жизненных  явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию, расширению их представлений о мире". (Т.С.Комарова). Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемый ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного  обучения – ребёнок учится играя. В своей статье Л.Павлова ( там же, с. 78) предлагает классификацию игр, направленных на экологически-эстетическое воспитание, разработанную Т.С.Комаровой:

- игра  по ознакомлению с флорой и  фауной;

- игра  по ознакомлению с окружающей  средой (неживой природой);

- игра  по ознакомлению с деятельностью  человека.

Игры, разработанные  автором статьи, входят в данную классификацию и являются ярким  примером развивающих игр с эстетической основой. К ним можно отнести  такие, как: "Грибная полянка", "Приготовь лекарство", "Спланируй город", "Построй домик животному", "Карта профессий" и др.

Игровая функция воспитателя чрезвычайно  ответственна. Ибо только от него зависит  весь её процесс. В противном случае замысел останется нереализованным.

Кроме того, С.Н.Николаева обращает внимание на целесообразность и необходимость  использования игр в "семейном кругу" (23). Взрослые члены семьи могут быть прямыми и косвенными участниками игр ребёнка. В книге "Как приобщить ребёнка к природе" в разделе "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе" даны конкретные рекомендации по организации игр в семье, советы родителям и педагогам.

На основе методических исследований и практики сложилась отечественная система экологического развития детей дошкольного возраста.

Главной целью экологического образования  является формирование экологической  культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической  деятельности.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

- воспитание  любви к природе через прямое  общение с ней, восприятие её  красоты и многообразия;

- формирование  знаний о природе;

- развитие  сопереживаний к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Дошкольный  возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В  этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций  личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых  экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного  возраста не является самоцелью. Они  – необходимое условие выработки  эмоционально – нравственного и  действенного отношения к миру

 

1.2 Своеобразие дидактических игр

 

Дидактическая игра одновременно является формой обучения детей и игрой. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает  и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает  самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного  восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного  содержания и игровой задачи, возрастными  особенностями детей.

Различен  и объем игровых действий. В  младших группах – это чаще всего одно – два повторяющих  действия, в старших – уже пять – шесть. В играх спортивного  характера игровые действия старших  дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно.  Овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже  отработанном темпе решают игровую  задачу.

Один  из элементов дидактической игры является правила. Они определяются задачей обучения и содержанием  игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения  между ними и воспитателем. С помощью  правил он формирует у детей способность  ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое  усилие. В результате этого развивается  способность управлять своими действиями других играющих. Правила игры имеют  обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что кто  и как нужно делать:  они  соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения,  организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять  лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению  приводят к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает  у них интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а непросто выигрыш, полученный любым путем.

Игровые задачи, действия, правила, результат  игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы  одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

Дидактические игры различаются по обучаемому содержанию, познавательной деятельности детей, игровым  действием и правилам, организации  и взаимоотношением детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присуще  всем играм, но в одних отчетливо  выступает один, в других – иные. В разных сборниках указано множество  дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще  нет.

Таким образом, игра используется в воспитании детей  по двум направлениям: для разностороннего гармонического развития и в  узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Много игр  с готовым содержанием и правилами  создается в настоящее время  педагогами.

Игры  с правилами предназначены для  формирования и развития определенных качеств личности  ребенка. В дошкольной педагогике принято делить  игры с готовым содержанием и правилами  на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым содержанием  и правилами характерны следующие  особенности: наличие игрового замысла  или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и  игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют  детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

Воспитательно–образовательное содержание игры заключено в игровом  замысле, игровых действиях и  правилах и не выступает для детей  как самостоятельная задача.

Среди дидактических  игр различают игры в собственном  смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или  игровой задачи. Существенным элементом  дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким  образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической  игре формируется умение подчиниться  правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру  используемого материала дидактические  игры условно делятся на  игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные  игры – это игры с народной дидактической  игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные  игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и  операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию  и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько  видов: парные картинки, лото, домино, разрезные  картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое  количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.[8]

 

1.3 Методика организации дидактических игр и их структура.

 

Организация дидактических игр педагогом  осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической  игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор  игры в соответствии с задачами  воспитателя и обучения: углубление  и обобщение знаний, развитие  сенсорных способностей, активизация  психических процессов;

- установление  соответствия отобранной игры  программным требованиям воспитания  и обучения детей определенной  возрастной группы;

- определение  наиболее удобного времени проведения  дидактической игры;

- выбор  места для игры, где дети могут  спокойно играть, не мешая другим;

- определение  количества играющих;

- подготовка  необходимого дидактического материала  для игры;

- подготовка  к игре самого воспитателя:  он должен изучить и осмыслить  весь ход игры, свое место в  игре, методы руководства игрой;

- подготовка  и игре детей:  обогащение их  знаниями, представлениями о предметах  и явлениях окружающей жизни,  необходимыми для решения игровой  задачи.

Проведение  дидактических игр  включает:

- ознакомление  детей с содержанием игры, с  дидактическим материалом, который  будет использован;

- объяснение  хода правил игры. При этом  воспитатель обращает внимание  на поведение детей в соответствии  с правилами игры, на четкое  выполнение правил;

- показ  игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действия, показывая,  что в противном случае игра  не приведет к нужному результату;

- определение  роли воспитателя в игре, его  участие в качестве играющего,  болельщика или арбитра;

- подведение  итогов игры – это ответственный  момент, когда дети добиваются  в игре, можно судить об его  эффективности, о том, будет  ли она с интересом использоваться  в самостоятельной игровой деятельности  ребенка. В конце игры педагог  спрашивает у детей, понравилась  ли им игра, и обещает, что  в следующий раз можно играть  в новую игру, она будет также  интересной. Анализ проведения игры  направлен на выявление приемов  ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.  В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

Информация о работе Использование дидактических игр в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о питании животных