Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:48, методичка
Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кукушкина Ольга Владимировна
Методическая разработка по теме:
«Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах»
Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних общеобразовательных школ, гимназий, ЦО.
Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки ИЗО с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, то стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ.
Использование информационных технологий в начальных классах на уроках ИЗО может преобразовать преподавание предмета, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Одно из главных направлений реализации
национального проекта – это поддержка
образовательных учреждений, которые
занимаются инновационной деятельностью.
Сейчас стоит актуальный вопрос о реформе
и модернизации всей системы общего образования.
В настоящее время явно обнаружилась потребность
в обновлении всей системы общего образования.
Это связано, во-первых, с новым положением
школы в современном обществе: необходимостью
подготовки детей к жизни в новых социально-экономических
реальностях. Во-вторых, педагогическое
сообщество требует перемен в образовании,
о чем свидетельствует необычайно широкий
интерес педагогов к инновациям. В-третьих,
управленцы и политические деятели тоже
заинтересованы в изменении существующей
системы общего образования.
Готовых технологий внедрения
инноваций не существует. Специальных
научно-методических трудов, которые бы
позволили школам комплексно решать проблемы
реформирования и модернизации всего
учебно-воспитательного процесса, не существует.
Имеющиеся труды решают отдельные вопросы
теории и практики инновационного движения.
Под инновациями мы понимаем
внедрение в учебный процесс новых современных
методик, разработок, программ: здоровьесберегающих,
информационных, личностно-ориентированных
и многих других, которые позволяют повысить
качество знаний школьников. Очень подробно
об этом написано в основных направлениях
деятельности образовательных учреждений
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
в рамках реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального
общего образования.
В виду того, что предмет
«Изобразительное искусство» предусматривает
большое количество межпредметных связей
и включает в себя демострации практически
всего окружающего мира, (т.е. мы должны
научится видеть и изображать все), то
иллюстративного материала часто бывает
недостаточно, поэтому созданные цифровые
ресурсы позволяют сделать процесс обучения
на уроке более эффективным и дают возможность
повысить собственный профессиональный
уровень педагога и уровень учебного
материала.
Уже нельзя представить
современное обучение и воспитание учащихся
без применения ИКТ (информационно-коммуникативных
технологий). Они достаточно эффективны,
так как умело сочетаются с соответствующими
педагогическими технологиями, позволяя
от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества,
когда учитель и ученик, находясь в равном
отношении к информационным ресурсам,
становятся партнерами при ведущей роли
педагога.
Новые информационные технологии
- это не только новые технические средства,
но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения и воспитания.
Современные педагогические технологии,
такие, как: проектная методика, использование
информационных технологий, Интернет-ресурсы,
позволяют реализовать личностно — ориентированный
подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию
и дифференциацию обучения с учётом способностей
детей, их уровня обученности, интересов
и т. д.
Таким образом, внедрение
ИКТ способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества
обучения, увеличению доступности образования,
обеспечению гармоничного развития личности,
ориентирующейся в информационном пространстве,
приобщенной к информационно-коммуникационным
возможностям современных технологий
и обладающей информационной культурой.
Проблеме информатизации
образовательного процесса в школе вообще
и в начальной школе, в частности, в последние
годы уделяется определенное внимание.
Наши дети — это уже члены информационного
общества. Объем информации, который обрушивается
на них, во много раз превышает объем, который
приходился на их ровесников еще два десятка
лет тому назад.
Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
С развитием современной
XXI век – век высоких компьютерных
технологий. Что нужно современному молодому
человеку для того, чтобы чувствовать
себя комфортно в новых социально- экономических
условиях жизни? Какую роль должна играть
школа, и какой она должна быть в XXI
веке, чтобы подготовить человека к полноценной
жизни и труду? Совершенно очевидно, что
используя только традиционные методы
обучения, решить эту проблему невозможно.
Использование ИКТ
в образовании является одним
из важнейших направлений
«Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:
Информатизация является
необходимым компонентом и
Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Итак, объект исследования - процесс использования ИКТ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Предмет исследования - использование ИКТ в организации занятий изобразительным искусством в начальных классах - как способ повышения профессионального мастерства педагога и развитие мотивации и активности учащихся.
Цель исследования: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.
Задачи исследования:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно – образовательном процессе.
2. Выявить
пути повышения эффективности
и результативности учебного
процесса с использованием ИКТ
на уроках изобразительного
3.На основе полученных данных разработать различные формы и методы работы на занятиях ИЗО в начальных классах с применением ИКТ.
Остановимся на некоторых положениях стандарта образования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:
Выделение именно этих элементов стандарта образования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство».
Концепция содержания данной области базируется на:
Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:
Научная новизна исследования заключается в изучении условий использования ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах в процессе обучения, как факторе развития мышления, внимания, воображения и др.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике как учителей ИЗО, так и учителей начальных классов.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
Данная разработка
была апробирована учителем ИЗО
ГБОУ СОШ № 634 – Кукушкиной
Ольгой Владимировной в
«Считаю опыт своей работы перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, повысить эффективность урока.
Кому-то эта идея покажется далеко не новой, но я делаю только первые шаги в этом направлении, и, может быть, материал, наработанный мною, принесёт кому-нибудь пользу!
Все дети работали очень увлеченно. Дисциплина на уроке была отличная. Учащиеся были очень внимательны и быстро решали поставленные перед ними задачи.
Работы детей очень были интересны и разнообразны. Из этого можно сделать вывод, как ИКТ помогают развивать фантазию, воображение у детей. Все работы детей были закончены.
Все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты, пока не было достигнуто правильное решение задачи».
Данная разработка отличается от уже существующих учебно-методических материалов:
Информация о работе Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах