Но, применять компьютер может
не только учитель при подготовке
и во время урока, но и
ученик в процессе своей работы.
Одним из способов - является организация
проектной деятельности учащихся, оформленная
в виде презентации.
Тема проектной работы должна
быть значимой по своей проблематике
и выполнимой, вызывать живой
интерес. В результате учащиеся
имеют возможность, опираясь на собственную
мультимедийную презентацию, раскрыть
вопрос ярко и привлекательно, отстаивать
свою точку зрения, вовлекать в дискуссию
одноклассников. При выполнении проекта
ученики показывают самый высокий уровень
самостоятельности – творческий.
Возможен вариант, когда класс
разбивается на несколько групп,
и каждая из групп готовит
проект по отдельным разделам
определенной темы. После выполнения
проходит защита проекта: каждая из групп
представляет результаты своего исследования
одноклассникам. В ходе работы над проектом
им приходится переработать большое количество
информации, в результате чего ученики
хорошо ориентируются в данном вопросе,
и сложно представить себе ситуацию, чтобы
они плохо отвечали на вопросы по данной
теме. Они настолько увлекаются изучаемой
темой, что изучают достаточно много материала
и с удовольствием показывают свои умения
оформлять результаты работы на компьютере
в виде презентации.
Компьютер на уроке ИЗО можно
использовать и в качестве
инструмента художественной деятельности,
используя графический редактор
“Paint” Все дети, включая и самых слабых,
не бояться ошибиться, работают с интересом,
активны, азартны. Исчезают комплексы,
зажатость, скованность, страх перед результатом.
Занятия с использованием компьютера
вырабатывают усидчивость, внимательность,
аккуратность, развивают моторику пальцев,
что может положительно повлиять на работу
с карандашом и кистью. И что важно, приходят
к выводу, что научиться управлять кисточкой
и получать результат можно, только имея
достаточный теоретический и практический
багаж знаний и навыков в изобразительной
деятельности. Поэтому к изучению законов
и правил изобразительного искусства
начинают относиться осознанно и с долей
ответственности. Композиции становятся
более выразительными и разнообразными.
Повышается количество выполненных на
уроке заданий. В результате, занятия компьютерной
графикой позволяют детям реализовать
свои творческие возможности в новом виде
изобразительной деятельности.
Наша школа подключена к сети
Интернет, можно провести урок в
форме виртуальной экскурсии.
Особенности методики.
Компьютерные средства
обучения называют интерактивными,
они обладают способностью "откликаться"
на действия ученика и учителя, "вступать"
с ними в диалог, что и составляет главную
особенность методик компьютерного обучения.
При применении
компьютерных технологий весьма
актуален вопрос о соотношении
компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех
этапах процесса обучения:
при объяснении (введении) нового
материала, закреплении, повторении,
контроле ЗУН.
При этом
компьютер выполняет следующие
функции:
1.
в функции учителя компьютер представляет
собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
2.
в функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений;
Имеет место
множество преимуществ урока
с использованием ИКТ по сравнению
с обычным уроком, например, рост
объема выполненных на уроке
заданий; повышение познавательной
активности и мотивации усвоения
знаний за счет разнообразия форм работы,
включения игрового момента, объективность
и своевременность результатов теста.
Но, наряду с
плюсами, возникают различные
проблемы: недостаточная компьютерная
грамотность учителя, отсутствие
контакта с учителем информатики,
не предусмотрено деление класса на группы
при проведении занятия в компьютерном
классе, вероятность, перехода от развивающего
обучения к наглядно-иллюстративным методам.
При этом нельзя забывать о
санитарных нормах, касающихся времени
работы учеников за компьютером.
В связи
с этим может быть удобен
вариант, когда в классе постоянно
находятся 1-3 компьютера. В этом
случае учитель может при составлении
плана урока предусмотреть момент,
когда несколько учеников могут
выполнять индивидуальные задания на
компьютере, например, во время фронтального
опроса или закрепления ранее пройденного
материала.
Постоянное присутствие
в классе компьютера, на котором
по мере необходимости работают
все учащиеся, приведет к встраиванию
этого редкого средства обучения в разряд
привычных.
Учитель может
применять различные образовательные
средства ИКТ при подготовке
к уроку; непосредственно на
уроке (при объяснении нового
материала, для закрепления усвоенных
знаний, в процессе контроля знаний); для
организации самостоятельного изучения
учащимися дополнительного материала
и т.д. Например, электронные и информационные
ресурсы с текстовой информацией могут
быть использованы при объяснении нового
материала, в качестве основы для подготовки
дифференцированного раздаточного материала
на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио-
информацией могут включаться в объяснение
учителя на уроке, а также использоваться
при организации самостоятельной работы
учащихся. Компьютерные тесты и тестовые
задания могут применяться для осуществления
различных видов контроля и оценки знаний.
При подготовке
собственных материалов к уроку
для демонстрации в режиме
электронной доски (один компьютер
у учителя или с помощью
специальных программ на экране учащихся
учеников отображается то же, что учащихся
учителя) удобнее всего создавать презентации.
Средство подготовки презентаций (самое
распространенное – Power Point) - это мощный
аппарат работы с текстом, диаграммами,
таблицами. На слайды таких презентаций
можно добавить готовый рисунок, создать
свой, вставить график, схему, формулу
и др. Очень удобно настраивается порядок
появления слайдов и объектов на слайде.
Кроме того, при необходимости, можно добавить
гиперссылки на другие документы и программы.
Готовая учебная
программа наряду с научно-познавательным
текстом, всевозможными графиками,
рисунками, таблицами включает
задания для практических работ,
тренировочные и контрольные
упражнения. Таким образом, машина позволяет
провести индивидуальный и полный анализ
уровня знаний учащихся и дать им объективную
и справедливую оценку, а также выявить
слабые места в усвоении знаний учащимися.
Сейчас у
учителя появилась возможность
создавать собственные тесты
различной сложности, не обращаясь
собственно к программированию.
Как правило, интерфейс таких
программ интуитивно понятен,
и при наличии электронного
варианта теста (набранный текст,
подготовленные графики, рисунки)
оформить тест можно в течение получаса.
Тесты могут
проводиться в режиме on-line (проводится
на компьютере в интерактивном режиме,
результат оценивается автоматически
системой) и в режиме off-line (используется
электронный или печатный вариант теста;
оценку результатов осуществляет учитель
с комментариями, работой над ошибками).
Это – лишь
некоторые из возможностей, которыми
вы можете воспользоваться. Сложно
представить, сколько еще интересного
вы сможете узнать, начав проводить уроки
с использованием ИКТ.
В своей работе использую следующие
формы работы:
В 1-2-х классах обычно провожу уроки
с поддержкой ИКТ, которая позволяет представить
учебную информацию в интересной форме
с использованием рисунков, схем, звука,
видеоизображения;
- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
- работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;
- интерактивность – активная роль пользователя.
Ребята постарше (3 – 4-е классы) для
подготовки докладов, рефератов и творческих
работ по искусству учащиеся пользуются
энциклопедиями на CD-ROM и Интернете, такими
как “Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия” поддерживающая удобную систему
поиска по ключевым словам и понятиям;
- имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
- поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
- включают в себя аудио- и видеофрагменты;
- включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
Среди большого количества преимуществ
у готовых программных продуктов
есть, на мой взгляд, и ряд недостатков:
-
малое количество “обучающих”
программ связано со школьной
программой, с последовательностью изложения
материала, терминологией, предметным
наполнением, предписываемыми логикой
курса и образовательным стандартом;
-
нет адресности на определённую
группу пользователей;
-
большинство CD представляют собой
электронные книги, т.е. содержат
текст и иллюстрации, которые
очень трудно включить непосредственно
в ткань урока.
В этом случае их можно использовать
для самостоятельного прочтения
или в качестве иллюстраций
к рассказу учителя. Таким образом,
современные мультимедиа энциклопедии,
словари, игры с элементами
обучения (не все!) требуют специальной
адаптации, большой творческой
работы учителя и методиста. Однако
если в некоторых программах не предусмотрено
пространство для творческой работы учащихся,
то много возможностей для творчества
учителя: CD содержат качественный иллюстративный
материал, обширные комментарии, словари
т.п.
Таким образом, для художественного
образования содержимое CD пока может
служить “сырьём”, на основе
которого учитель, используя возможности
компьютера и прикладных программ и приложений,
может формировать собственные средства
обучения, составлять свои презентации
и осуществлять образовательные проекты,
создавая тем самым многочисленные варианты
работы, которые помогут разнообразить
уроки искусства. Это могут быть небольшие
Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа
презентации по творчеству того или иного
композитора или художника, а также тесты-опросники
по различным темам, как в электронном,
так и традиционном (бумажном) виде. Всё
это:
-
можно использовать как при
индивидуальной работе с детьми,
так и при работе с целым
классом (при наличии проекционного
экрана) во время опроса;
-
позволяет каждому ученику работать
самостоятельно в собственном
темпе;
-
позволяет ученикам, не обладающим
хорошими коммуникативными способностями,
успешно справляться с заданиями.
Мультимедиа презентации на уроках
Мультимедиа презентации – электронные
диафильмы, включающие в себя
анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы
интерактивности (реакцию на действия
пользователя) – наиболее распространённый
вид представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций
целесообразно на любом этапе
изучения новой темы и на
любом этапе урока, как с
помощью компьютера, так и с
помощью мультимедийного проекционного
экрана.
Используя возможности программы
Power Point, мной были разработаны презентации
некоторых тем уроков. Они помогают мне
разнообразить уроки. Так, уроки-презентации
широко использую:
- во время знакомства с декоративно-прикладным народным творчеством;
- при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Особенности народных глиняных игрушек», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Русское деревянное зодчество», «Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга» и др.
- при закреплении темы «Образ человека в изобразительном искусстве»
- по теме «Исторический жанр» - Куликовская битва
Так, например,
презентацию творчества «Городецкая
роспись» я использую для фронтальной
работы с классом, но с ней же ребята могут
работать ребята и индивидуально . Эту
презентацию можно использовать в разных
классах (например, по программе Б.М. Неменского
в начальной школе или для работы в кружке).
Создание
данных уроков требует от учителя
умения пользоваться компьютерной техникой
и большого количества времени, что в итоге
оправдывается повышением познавательного
интереса к предмету.
Web-странички
на уроках
Представляют собой набор страниц,
объединённых между собой общим
замыслом или темой и переход
между которыми осуществляется
с помощью гиперссылок. Они
содержат в себе тексты, портреты,
репродукции с картин и их
краткое описание, и, обязательно,
музыкальные фрагменты для звукового
восприятия. Кроме того, могут включать
тестовые задания, благодаря которым
ребята имеют возможность проверить свои
знания. Такие страницы могут выглядеть
следующим образом. ..
Надо
сказать, что такие страницы удобно
использовать как для фронтальной
работы с детьми, так и для их
индивидуальной самостоятельной работы.
Преимущества использования
ИКТ