Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:48, методичка

Описание работы

Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Файлы: 1 файл

«Использование икт на уроках из.docx

— 5.79 Мб (Скачать файл)
  • Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей.
  • Использование сменных пар, групп.
  • Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и перенеся на рабочие компьютеры 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим.
  • Систематизация новых для учащихся знаний.

6. Этап закрепления новых знаний. 
При наличии сканера можно сформировать электронную галерею детских работ. Подобрать к работам художественные описания, стихотворные строки.  
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения целесообразно на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.  
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

7. Этап информации учащихся о  домашнем задании, инструктаж  по его выполнению. 
Основные требования к электронному домашнему заданию:

  • Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные.
  • Должен быть определен обязательный минимум выполнения, но, в то же время, выделено пространство для инициативных:
  • временные рамки,
  • количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов),
  • программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher, Paint ),
  • объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.),
  • дополнительное задание,
  • оговорено место размещения выполненной работы.

Электронные домашние задания нужно рассматривать  как проектную деятельность. Как вариант, можно предложить интегрированное домашнее задание: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, демонстрируем ребенку наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.

          Возможны  также самостоятельные экскурсии  в Интернете по заданной теме.

Вариант 3. Интегрирование урока с информатикой.

       Обычно проходит  в компьютерном классе.

       Задачи такого  урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания  кроссвордов, рисунков (графический  редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft PowerPoint); учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор Microsoft Word); в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК.

         Ход подобных  уроков можно разделить на  несколько этапов.

         На первом  этапе предлагается провести  небольшую разминку, в ходе которой  учащиеся повторяют материал  урока.

        На втором  этапе учитель информатики повторяет  с учащимися основные правила  работы с программным продуктом,  которым они будут пользоваться  на уроке.

        На следующем  этапе учащиеся индивидуально  работают за компьютером по выполнению задания.

       На четвертом  этапе проходит защита работы, ее показ и оценка обоими  учителями.

       На пятом этапе  определяется степень достижения  целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

      Могут проводиться  интегрированные уроки информатика-ИЗО-литература («Оформление сборника сказок»).

Вариант 4. Самостоятельная  работа учащихся с ЭИР.

        Этот вариант  предполагает, что традиционные  уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.

       Необходимыми  условиями для эффективного применения  этого варианта являются: оборудование  компьютерного класса локально-вычислительной  сетью (ЛВС), наличие помощью специальных  обучающих систем. В дистанционном варианте необходим доступ в Интернет.

     Здесь учитель выполняет роль консультанта, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом варианте, поскольку рассматриваем ИКТ только в качестве «помощника» учителя, а не его «заместителя».

      В результате этого я определила  формы применения компьютера на уроках ИЗО:

  1. использование медиа-ресурсов как источника информации;
  2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  3. организация проектной деятельности учащихся;
  4. использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

      В ходе педагогической деятельности  выяснила, что использование медиа-ресурсов  как источника информации повышает  интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно - воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

         Целесообразнее создавать свои  фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

          Интерактивные элементы обучающих  программ позволяют перейти от  пассивного усвоения к активному,  так как учащиеся получают  возможность самостоятельно моделировать  явления и процессы, воспринимать  информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

           Учет достижений психологии позволяет  сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при  разработке способа визуализации информации на экране:

  • информация на экране должна быть структурирована;
  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
  • темп работы должен варьироваться;
  • периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;
  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

        В целях оптимизации изучения  информации, на экране рекомендуется  использование логических ударений. Логическими ударениями принято  называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение  внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

  • изображение главного объекта более ярким цветом,
  • изменение размера, яркости, расположения,
  • выделение проблесковым свечением.

     

      Использование на уроке презентаций  имеет следующие преимущества  перед традиционным ведением  урока: 

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

     Разработка и применение компьютерных  программ на уроках эстетического цикла позволит глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.

     При проектировании будущего  мультимедийного урока учитель  должен задуматься над тем,  какие цели он преследует, какую  роль этот урок играет в  системе уроков по изучаемой  теме или всего учебного курса.  Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний?

     На этапе подготовки к уроку  учителю необходимо проанализировать  электронные и информационные  ресурсы, отобрать необходимый  материал по теме урока, структурировать  и оформить его на электронных  или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

      При объяснении нового материала  на уроке учитель может использовать  предметные коллекции (иллюстрации,  фотографии, портреты, репродукции  картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

    Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от темы, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

      Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

      В качестве обобщения, закрепления  можно использовать проблемный  метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах . Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, «Арт-минутки”»для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению («Мозговой штурм»). В конце урока они могут быть завершающим «аккордом», когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу «Вернисаж»). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Информация о работе Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах