Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:48, методичка

Описание работы

Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Файлы: 1 файл

«Использование икт на уроках из.docx

— 5.79 Мб (Скачать файл)

Соотношение цветов в цветовой палитре информационного  ресурса может формировать и  определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

Значения  цветов рекомендуется устанавливать  постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый  - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный).  Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

В целях оптимизации  изучения информации, на экране рекомендуется  использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

  • изображение главного объекта более ярким цветом,
  • изменение размера, яркости, расположения,
  • выделение проблесковым свечением.

Компьютерное  обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

        Учителю полезно  знать о методических достоинствах  компьютерного обучения:

  • способность компьютера моментально реагировать на введенную    информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;   
  • компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения 
  • компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения;   
  • систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

а) По решаемым педагогическим задачам:    

-средства, обеспечивающие базовую  подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля  знаний);

     - средства практической  подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);  

     -вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии,  развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);       

-комплексные средства (дистанционные  учебные курсы).

б) По функциям в организации образовательного процесса:       

-информационно-обучающие (электронные  библиотеки, электронные книги, электронные  периодические издания, словари,  справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

        - интерактивные  (электронная почта, электронные  телеконференции);      

   - поисковые (реализуются  через каталоги, поисковые системы).

в) По типу информации: электронные и информационные ресурсы     

    - с текстовой информацией  (учебники, учебные пособия, задачники,  тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);    

       -с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

            - с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

              -с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);     

         -с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Так, например, на уроках изобразительного искусства я достаточно широко использую ИКТ с визуальной информацией.

Технология использования ИКТ  на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную  практику, в том числе и на уроки  искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах  искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

      Рассмотрим следующие  варианты применения ИКТ в  образовательном процессе:

Вариант 1. Урок с  мультимедийной поддержкой.        

В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;

       На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.

       При объяснении  нового материала на уроке  учитель может использовать предметные  коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

     Применение ИКТ возможно  при подготовке и проведении  учителем нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция.

    Если школа подключена  к сети Интернет, можно предложить  провести урок в форме виртуальной  лаборатории или виртуальной  экскурсии, что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин. Отсутствие лабораторного оборудования позволяет меньше времени тратить на организационные вопросы.

     Организация виртуальных  экскурсий возможна в природу  или музей.

      Но учащиеся - не  просто пассивные поглотители  информации, что целью учителя  становится формирование у учащихся  навыков нахождения и отбора  нужной информации. Это достигается  через подготовку проектов. Тема  творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта и может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности.

      При выполнении  проекта учащиеся показывают  самый высокий уровень самостоятельности  - творческий. Он проявляется в  ходе выполнения заданий исследовательского  характера, когда необходимо овладеть  методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям.

       Возможен вариант,  когда класс разбивается на  несколько групп и каждая из  групп готовит проект по отдельным  разделам определенной темы. После  выполнения проходит защита проекта:  каждая из групп представляет  результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика,… Оценивается работа по заранее заданным критериям.

        Отличительными  чертами проектной работы является  то, что в процессе ее выполнения:

-осуществляется поиск информации  в различных источниках, ее классификация и обработка;

-теоретическое изучение того  или иного вопроса должно непременно  сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.),

- защита требует выработки у  ребят навыков публичного общения,  дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

-работа преимущественно осуществляется  в группе, и требует овладения  особыми навыками коллективной  работы и межличностного общения.

Итак, создание творческого мультимедийного  проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

Вариант 2. Урок с  компьютерной поддержкой.         

Оборудование: несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;

          В таком варианте возможны случаи, когда

-учащиеся одновременно работают  с учителем, а на определенном  этапе переходят к работе за компьютером;

-учащиеся попеременно работают  на компьютере по указаниям  учителя.

         Применение компьютера возможно на каждом этапе урока.

1. Организационный этап. 
Для организованного начала урока можно провести ролевую игру: дежурный системный администратор. Дежурный системный администратор выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает программы, документы.

2. Этап проверки домашнего задания. 
На данном этапе предполагается индивидуальный подход к учащимся: электронное домашнее задание выполнятся по желанию, учащимися, которые хорошо владеют компьютером. По мере изучения курса информатики, использования компьютера на других уроках количество желающих увеличивается. Задание не обязательно выполнять дома – можно использовать школьный компьютерный класс.

3. Этап проверки знаний. 
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.  
Сетевая рецензия дает возможность провести проверку знаний, используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.  
Например, на этом же этапе можно предложить творческое оформление темы прошедших в четверти уроков, с использованием имеющихся мультимедиа-материалов. Так же на данном этапе можно провести тестирование по пройденной теме.  
При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю необходимо выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно увидеть критерии оценки работы, трудоемкость ее выполнения, затруднения, которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.

4. Этап подготовки учащихся к  активному и сознательному усвоению  нового материала. 
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников, постановки перед учащимися целей и задач урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, мультимедиа, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.

5. Этап усвоения новых знаний. 
Условия достижения положительных результатов на данном этапе следующие:

Информация о работе Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах