Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:48, методичка
Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.
Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.
В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.
Компьютер гарантирует конфиденциальность
Учителю полезно
знать о методических
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
а) По решаемым педагогическим задачам:
-средства, обеспечивающие базовую
подготовку (электронные учебники,
обучающие системы, системы
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
б) По функциям в организации образовательного процесса:
-информационно-обучающие (
- интерактивные
(электронная почта,
- поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).
в) По типу информации: электронные и информационные ресурсы
- с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
-с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
- с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
-с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
-с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
Так, например, на уроках изобразительного искусства я достаточно широко использую ИКТ с визуальной информацией.
Технология использования ИКТ на уроках искусства
Проникновение
современных технологий в образовательную
практику, в том числе и на уроки
искусства, открывает новые возможности.
В этом случае, учителям на предметах
искусства необходимо сделать информационно-
Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Вариант 1. Урок с мультимедийной поддержкой.
В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.
При объяснении
нового материала на уроке
учитель может использовать
Применение ИКТ возможно при подготовке и проведении учителем нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция.
Если школа подключена
к сети Интернет, можно предложить
провести урок в форме
Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или музей.
Но учащиеся - не
просто пассивные поглотители
информации, что целью учителя
становится формирование у
При выполнении
проекта учащиеся показывают
самый высокий уровень
Возможен вариант,
когда класс разбивается на
несколько групп и каждая из
групп готовит проект по
Отличительными
чертами проектной работы
-осуществляется поиск
-теоретическое изучение того
или иного вопроса должно
- защита требует выработки у
ребят навыков публичного
-работа преимущественно
Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
Вариант 2. Урок с компьютерной поддержкой.
Оборудование: несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
В таком варианте возможны случаи, когда
-учащиеся одновременно
-учащиеся попеременно
Применение компьютера возможно на каждом этапе урока.
1. Организационный этап.
Для организованного начала урока можно
провести ролевую игру: дежурный системный
администратор. Дежурный системный администратор
выбирается из числа учеников, которые
достаточно хорошо разбираются в компьютерных
хитростях. Именно он и подготавливает
компьютерный класс к уроку: загружает,
инсталлирует, устанавливает программы,
документы.
2. Этап проверки домашнего задания.
На данном этапе предполагается индивидуальный
подход к учащимся: электронное домашнее
задание выполнятся по желанию, учащимися,
которые хорошо владеют компьютером. По
мере изучения курса информатики, использования
компьютера на других уроках количество
желающих увеличивается. Задание не обязательно
выполнять дома – можно использовать
школьный компьютерный класс.
3. Этап проверки знаний.
Проверять необходимо не столько память,
сколько мышление ребенка. Опрос должен
быть интересен ученикам, а для этого известный
фактический материал должен рассматриваться
в новом свете, теоретические знания применяться
на практике.
Сетевая рецензия дает возможность провести
проверку знаний, используя возможности
локальной сети и заранее подготовив папку
с общим доступом.
Например, на этом же этапе можно предложить
творческое оформление темы прошедших
в четверти уроков, с использованием имеющихся
мультимедиа-материалов. Так же на данном
этапе можно провести тестирование по
пройденной теме.
При постановке любой задачи, связанной
с использованием ИКТ, первоначально самому
учителю необходимо выполнить работу,
которую он собирается ставить перед учениками.
В результате можно увидеть критерии оценки
работы, трудоемкость ее выполнения, затруднения,
которые могут встретиться ученику при
той или иной формулировке задания.
4. Этап подготовки учащихся к
активному и сознательному
Тематические и предметные интернет-ресурсы
могут выступить как один из способов
повышения интереса учеников, постановки
перед учащимися целей и задач урока, показа
практической значимости изучаемого материала.
Наглядные пособия, мультимедиа, видео
и анимационные материалы – все это может
показать новую тему учащимся с более
понятной и интересной для каждого из
них стороны.
5. Этап усвоения новых знаний.
Условия достижения положительных результатов
на данном этапе следующие:
Информация о работе Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах