Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:48, методичка

Описание работы

Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Файлы: 1 файл

«Использование икт на уроках из.docx

— 5.79 Мб (Скачать файл)

- индивидуализация обучения;

-интенсификация самостоятельной  работы учащихся;

- рост объема выполненных на  уроке заданий;

-возможность получения различного  рода материалов через сеть  Интернет и использование специальных  дисков. Мультимедиа-система электронного  учебника позволяет наполнить  программу звуком естественных  процессов, продублировать текст  голосом диктора, создать необходимый  музыкальный фон для работы, включить  любой видеофрагмент, «оживить»  мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

- повышение познавательной активности  и мотивации усвоения знаний  за счет разнообразия форм  работы, возможности включения игрового  момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем,даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

-Интегрирование обычного урока  с компьютером позволяет учителю  переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

- Этот метод обучения очень  привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить  способности и знания ребенка,  понять его, побуждает искать  новые, нетрадиционные формы и  методы обучения, стимулирует его  профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

- Применение на уроке компьютерных  тестов и диагностических комплексов  позволит учителю за короткое  время получать объективную картину  уровня усвоения изучаемого материала  у всех учащихся и своевременно  его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

-Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

-Освоение учащимися современных  информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

-Возможности  индивидуальной настройки по  времени и способу демонстрации, как всего объёма, так и отдельных слайдов;

-Презентация  объединяет большое количество  демонстрационного материала, освобождая учителя от большего объёма бумажных носителей информации (репродукций, альбомов по искусству), предметов натуры (подчас их просто нет), аудио и видео аппаратуры и времени на её настройку на уроке и т.д., но ни в коей мере не исключаю применение вышеперечисленного на уроке.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Но, наряду с плюсами, возникают  различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время  их проведения:

- Нет компьютера в домашнем  пользовании многих учащихся  и учителей, время самостоятельных  занятий в компьютерных классах  отведено далеко не во всех  школах.

-У учителей недостаточно времени  для подготовки к уроку, на  котором используются компьютеры.

-Недостаточная компьютерная грамотность  учителя.

-Отсутствие контакта с учителем  информатики.

-В рабочем графике учителей  не отведено время для исследования  возможностей Интернет.

-Отсутствие демонстрационного  центра.

-Сложно интегрировать компьютер  в поурочную структуру занятий.

- Не предусмотрено деление класса  на группы при проведении занятия  в компьютерном классе.

-Не хватает компьютерного времени  на всех.

-В школьном расписании не  предусмотрено время для использования  Интернет на уроках.

- При недостаточной мотивации  к работе учащиеся часто отвлекаются  на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Существует вероятность, что, увлекшись  применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

        В начале XXI века социокультурные  изменения связаны со становлением информационного общества. Необходимо учитывать последствия таких перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации. Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные и Интернет –технологии, формировать у ребенка культуру работы с информацией.

     Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия - “технологии в образовании”. 
Применение их в учебном процессе — путь повышения эффективности обучения, особенно заметен с введением в учебный процесс персональных компьютеров. “Педагогические технологии” рассматриваются как совокупность педагогических методов и приемов эффективного использования технических средств обучения и воспитания.

     Ребенок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения.

С появлением компьютеров процесс  обучения становится наиболее естественным, в основе которого лежат естественное любопытство детей, а компьютер — средство для удовлетворения этого любопытства.

     В связи с этим у меня, преподавателя изобразительного искусства, возникло сильное желание изменить свою деятельность. Использование мощного потенциала мульмедийных презентаций, созданных мной и настроенных на конкретный урок и конкретную аудиторию позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.

     Я считаю, что межпредментые связи на каждом уроке — это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и педагог должен постоянно расширять и углублять свои знания. На сегодняшний момент результатом овладения и применения компьютерных технологий может служить коллекция из нескольких десятков мультимедийных презентаций применяемых мною на уроках изобразительного искусства.

     Отбор учебного материала, его структурирование, способы построения мультимедийных презентаций проводятся мной с учетом целей обучения и особенностей творческих интересов детей.

     Осмысление материала невозможно без постоянного обновления его содержания. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения на таких уроках является неполучение хорошей отметки, а удовлетворение познавательного интереса.

     Новые педагогические технологии  позволяют сделать учебный процесс  более интенсивным, повысить его  качество, заинтересовать школьников  в предмете, способны разгрузить  учителя и разнообразить сероватые  школьные дни.

     Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы информации – устная и письменная речь уступают компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

     Я использую мультимедиа для наглядности. С этой целью я использую диски “Шедевры русской живописи”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску наглядности, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в разных классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран.

     Возможна организация с учащимися работы на компьютерах в программе Paint. Успешно проходят уроки по декоративно-прикладному искусству. Использование на уроках изобразительного искусства простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования – закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента – точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге.

Абсолютное  большинство учеников с удовольствием  рисуют в графическом редакторе. При выполнении практических заданий  заметно проявляются творческие способности детей к рисованию.

Заключение

     В результате педагогической  деятельности и опыта применения  компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • «оживлять»  карты;
  • «посещать» крупнейшие  музеи мира;
  • «погружаться»  в пространство и время;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

 

К результативности своей деятельности я отношу:

 

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности урока;
  • возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по искусству;
  • качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

 

Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно  подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Практика  показывает, что, благодаря мультимедийному  сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.     

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество знаний по ИЗО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  5. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информа<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" font-size:

Информация о работе Использование ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах