Использование интерактивных технологий в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.
Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.
Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Информатизация образования как веление времени

1.2 Компьютер как средство обучения

1.3 Классификация учебно-программных средств

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников

2.2 Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся первой ступени обучения с помощью интерактивной доски Smart

2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

первая.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Использование интерактивных  технологий в процессе обучения

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1.1 Информатизация образования  как веление времени

 

1.2 Компьютер как средство  обучения

 

1.3 Классификация учебно-программных  средств

 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

 

2.1 Роль информационных  технологий в обучении школьников

 

2.2 Эффективное управление  познавательной деятельностью учащихся  первой ступени обучения с  помощью интерактивной доски  Smart

 

2.3 Реализация интерактивности  средствами MS PowerPoint

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Появление  компьютеров вызвало небывалый  интерес к их применению в сфере  обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.

 

Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.

 

Во-вторых, на стремительном  росте применения компьютеров всех регионов планеты.

 

В основе того и другого - впечатляющие успехи в развитии компьютерной техники. Возможности компьютеров  растут столь стремительно, что прогнозы специалистов об их ближайшем будущем  напоминают научную фантастику.

 

Одним из направлений развития информационных технологий в образовании  является применение интерактивных  технологий. Проникновение современных  интерактивных технологий в сферу  образования позволяет педагогам  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании  является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

 

Принимая во внимание огромное влияние современных интерактивных  технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей  готовностью включают их в свою методическую систему.

 

Использование средств интерактивных  технологий позволяет усилить мотивацию  учения благодаря не только новизне  работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению  интереса к учебе, но и возможности  регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.

 

Практически все развитые страны широко разрабатывают компьютерные технологии обучения. Это вызвано  тем, что компьютер стал средством  повышения производительности труда  во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых  знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов [8, c. 228].

 

Цель данной работы является: рассмотреть современную методику применения интерактивных технологий в образовании.

 

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 

1. Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу, посвященную  использованию компьютеров в  учебном процессе.

 

2. Изучить некоторые имеющиеся  программные разработки в области  компьютеризации учебного процесса  при обучении информатики.

 

3. Выявить практическую  значимость использования интерактивных  технологий при обучении информатики. 

 

Объектом работы являются средства обучения информатике в  средней школе.

 

Предметом работы является использование  интерактивных технологий при обучении информатике.

 

Структурными элементами курсовой работы являются: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

 

1.1 Информатизация образования  как веление времени

 

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение  информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

 

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических  средств, объективных в технологическую  цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение  информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного  ресурса, а так же повышения их надежности и оперативности [12, c. 169].

 

Современные новые информационные технологии обучения, исходя из принципов, сформулированных Б.Е.Патонов, В.И.Гриценко и Б.В.Паньшиным, определяется как совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.

 

Компьютерное обучение - такая  система обучения, в которой одним  из технических средств обучения выступает компьютер. Однако современные  разнообразные технические средства обучения все больше развиваются  на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин - электронное  обучение, т.е. обучение с помощью  систем и устройств современной  электроники. Различают два основных вида электронного обучения:

 

- рецептивное - восприятие  и усвоение знаний, передаваемых  с помощью аудиовизуальных средств  (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных технических средств обучения);

 

- интерактивное - обучение  в процессе взаимодействия человека  и компьютера в диалоговом  режиме, а также в системах  гибридного человеко-машинного антропоцентрического  интеллекта, в экспертных обучающих  системах и др [12, c. 170].

 

Информатизация образования - процесс довольно сложный и требующий  определенного времени и поэтапности осуществления:

 

· массовое освоение средств  новых информационных технологий - создание компьютерных классов, средств  телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем  базовой подготовки учителей и учащихся;

 

· активное внедрение средств  новых информационных технологий в  традиционные учебные дисциплины, пересмотр  содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиоматериалов на компактных дисках;

 

· радикальная перестройка  непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

 

Учителя уже стоят перед  необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа [6, c. 124]. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции усиливают также отчетливо осознаваемые как обществом, так и педагогами в смене образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно, воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач, т.е. начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становиться исследователем, программистом, организатором, консультантом.

 

Введение технологии средств  обучения в процесс обучения, которое  многими исследователями определяется как технологическая революция  в образовании, началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-х годах в США. В школе  эти средства появляются в 40-х годах. С середины 50-х годов намечается технологический подход к их использованию, теоретической базовой которого становиться идея программированного обучения [10, c. 321]. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е годы усиливаются теоретическая разработка использования технических средств в процессе обучения и появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств, применение систем интерактивного видео. В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создается VRML - язык моделирования виртуальной реальности.

 

Использование виртуальной  реальности - интегративной технологии создания с помощью совокупности программных средств и разнообразных  технических устройств иллюзии  реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия  в ней пользователя - в педагогическом процессе порождается эффект присутствия, а это делает возможным изменить всю систему обучения и воспитания. Возникает возможность многие информационные материалы передавать обучаемому через  его непосредственное соприкосновение  с изучаемыми объектами и явлениями, проектировать воспитательные ситуации, в которых воспитаннику надо будет  принимать какие-то решения и  предпринимать определенные действия [23, c. 144]. Пока это почти фантастика, однако, уже обрисовываются достаточно сложные проблемы как медико-физиологические и психологические (нарушение зрения и вестибулярного аппарата, смещение событий из виртуальной реальности в реальный мир, что приводит затруднению процесса социализации и реадаптации и др.), так и этико-педагогические (ограничивать ли воспитаннику свободу выбора поступков в виртуальном мире, каковы нравственно-этические критерии оценки поведения ребенка в искусственном мире, есть ли возрастные ограничения использования виртуальных методик, как наладить создание и экспертизу сценариев виртуальных педагогических программных средств, используемых в педагогической практике и др.).

 

Уже сегодня можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий обучения способствует:

 

- индивидуализации учебно-воспитательного  процесса с учетом уровня подготовленности, индивидуально-типологических особенностей  усвоения материала, интересов  и потребностей обучаемых;

 

- изменению характера  познавательной деятельности учащихся  в сторону её большей самостоятельности  и поискового характера;

 

- стимулированию стремления  учащихся к постоянному самосовершенствованию  и готовности к самостоятельному  переобучению;

 

- усилению междисциплинарных  связей в обучении, комплексному  изучению явлений и событий;

 

- повышению гибкости, мобильности  учебного процесса, его постоянному  и динамическому обновлению;

 

- изменению форм и методов  организации вне учебной жизнедеятельности  воспитанников и организации  их досуга[19, c. 111].

 

Таким образом, с помощью  технологий обеспечивается возможность  достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

 

1.2 Компьютер как средство  обучения

 

Функции компьютера в системе  образования весьма разнообразны - от управления органами народного образования  в целом и отдельной школы  до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в  учебном процессе, то он выступает  как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует  свое направление компьютеризации  обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных  задач, или, другими словами, овладение  компьютерной грамотностью, которую  называют нередко «второй грамотностью». Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое  способно значительно повысить его  эффективность. Указанные два направления  и составляют основу компьютеризации  обучения[24, c. 25].

 

Указанный аспект компьютеризации  обучения охватывает первое ее направление, где компьютер выступает как  объект изучения. Повсеместно введен новый учебный предмет «Основы  информатики и вычислительной техники». Имеется и второе направление  компьютеризации, в рамках которого компьютер рассматривается как  средство обучения. С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды  повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа [9, c. 247].

Информация о работе Использование интерактивных технологий в процессе обучения