Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:16, дипломная работа
Актуальность темы. Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.
Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.
Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Информатизация образования как веление времени
1.2 Компьютер как средство обучения
1.3 Классификация учебно-программных средств
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
2.2 Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся первой ступени обучения с помощью интерактивной доски Smart
2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Когда говорят о достоинствах
применения компьютера в обучении,
обычно имеют в виду, прежде всего
возможность отображения
Школьный компьютер дает
возможность учащемуся
Основные цели компьютерной
грамотности учащихся состоят в
следующем. Прежде всего, надо обеспечить
формирование знаний, умений и навыков,
которые дают понимание возможностей
компьютера и его влияния на общество
в целом и на самого обучаемого.
Последнее связано с пониманием
того, как компьютер поможет решать
разнообразные задачи, в том числе
и учебные. Важнейшим компонентом
компьютерной грамотности является
формирование умений практически использовать
компьютер при решении
Есть ряд проблем общего
характера, при решении которых
полезно учесть опыт, накопленный
в различных странах при
Чтобы решение задачи с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой - не вызывало дополнительных трудностей, обусловленных ограниченными возможностями компьютера, язык программирования должен быть удобным для:
· анализа и описания условия задачи;
· планирования решений;
· осуществления человеком решения задачи, включая и составление программы;
· контроля правильности решения в целом и отдельных его этапов [14, c. 59].
Кроме того, язык должен быть удобен для общения человека с компьютером (лингвистическим и естественным). Реализация требования психологической естественности языка программирования предполагает оптимальный выбор объекта преобразования (его называют операндом) и операций преобразования (операторов).
Дать общую оценку дидактических возможностей компьютера непросто, поскольку существует громадный разрыв не только между потенциальными и реальными возможностями, но и между возможностями различных обучающих систем. Обычно отмечаются следующие сильные стороны компьютера:
- новизна работы с компьютером
вызывает у учащихся
- цвет, мультипликация, музыка,
звуковая речь расширяют
- компьютер позволяет
строить индивидуализированное
обучение на основе модели
учащегося, учитывающей
- с помощью компьютера
может быть реализована
- компьютер активно включает
учащихся в учебный процесс,
позволяет им сосредоточить
- на много расширяются
наборы применяемых учебных
- благодаря компьютеру
учащиеся могут пользоваться
большим объемом ранее
Когда говорят о недостатках компьютеров, нередко технико-экономические факторы ставят в один ряд с психолого-педагогическими. Не всегда отделяют частные ограничения, обусловленные теоретической концепцией авторов обучающих систем или отсутствием у них методического мастерства, от принципиальных ограничений компьютера. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что недостатки компьютера - это не до конца реализованные его возможности. Прежде всего, это касается способов общения, распознавания ошибок и их причин, учета индивидуальных особенностей учащихся. Но и это нельзя считать принципиальными ограничениями компьютера. Многое объясняется недостаточной изученностью психолого-педагогических проблем обучения и психического развития школьников.
В настоящее время все
согласны с тем, что учителя должны
принимать самое активное участие
в составлении обучающих
Так, для компьютерного обучения необходима такая трактовка метода обучения, которая допускает его операциональное описание и тем самым его технологизацию. Метод обучения реализуется, прежде всего: а) в системе обучающих воздействий; б) в способе включения учащихся в учебную деятельность; в) в "поле самостоятельности" учащегося (что характеризуется допустимыми отклонениями от нормативного способа решения учебных задач, при которых учащемуся не оказывается помощь); г) в организационных формах обучения и модальности обмена информацией между обучающим устройством и обучаемым.
Сфера применения и роль вычислительных
машин в повышении
Возможность применения микро ЭВМ на уроках зависят от программного обеспечения машин. Все используемые на занятиях программы можно условно разделить на обучающие и учебные. Обучающие программы создаются для того, чтобы заменить учителя в некоторых видах его деятельности (при объяснении нового материала, закреплении пройденного, проверки знаний и т.п.). Цель учебных программ - помочь ученику в его познавательной деятельности, работе на уроке. Использование учебных программ осуществляется при участии и под руководством учителя. С помощью учебных программ можно выполнить разнообразные вычислительные операции, анализировать функции, строить и исследовать математические модели различных процессов и явлений, использовать графику машины для повышения наглядности изучаемого материала.
Разговор о месте компьютера
в учебном процессе будет неполным,
если не показать его возможности
в познании учащимися самих себя,
в осознании своей
С какого возраста можно обучать детей с помощью компьютера. При решении этого вопроса следует учитывать ряд факторов, причем не, только психологических. Имеет большое значение и количество компьютеров, и рост их дидактических возможностей. Если абстрагироваться от этого, то вряд ли можно говорить о каких-то противопоказаниях к применению компьютеров даже в младших классах. И теоретические доводы, и экспериментальные данные показывают, что при этом может быть получен значительный образовательный эффект. По-видимому, еще в нашем веке компьютером будут пользоваться даже первоклассники. Исследовательская работа в этом направлении весьма перспективна.
Важным направлением использования
ЭВМ как средства обучения является
моделирования изучаемых в
В учебном процессе ЭВМ не должна просто заменять и подменять собой классную доску, плакат, кино - и диапроектор, натуральный эксперимент. Такая замена целесообразна только тогда, когда использование ЭВМ даст весомый дополнительный эффект по сравнению с использованием других средств обучения. При этом ЭВМ и другие средства обучения должны взаимно дополнять друг друга.
1.3 Классификация учебно-
Место компьютера в учебном
процессе во многом определяется типом
обучающей программы. Некоторые
из них предназначены для
Следующий тип обучающих программ предполагает моделирование и анализ конкретных ситуаций. Такие программы особенно полезны в трудовом и профессиональном обучении, поскольку способствуют формированию умений принимать решения в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Число таких программ в последнее время возросло.
Наконец, можно выделить программы обучение, по которым строится в виде игры. Они способствуют повышению мотивации учения (хотя следует отметить, что соревновательные мотивы, желание, во что бы то ни стало победить иногда преобладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано). Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений совместно действовать (особенно в кооперативных играх), подчинить свои интересы общим целям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формирования у обучаемых всевозможных стратегий решения задач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что обучаемый может свободно принимать решения - как правильные, так и не правильные - и при этом видит, к чему приводит каждое решение [26, c. 145].
Информация о работе Использование интерактивных технологий в процессе обучения