Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:16, дипломная работа
Актуальность темы. Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.
Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.
Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Информатизация образования как веление времени
1.2 Компьютер как средство обучения
1.3 Классификация учебно-программных средств
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
2.2 Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся первой ступени обучения с помощью интерактивной доски Smart
2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Факты позволяют утверждать,
что интерактивные доски
2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint
Современный урок ставит перед учителем задачу изложения больших массивов информации. Особенно это актуально при обучении информатике, кроме того, эта дисциплина требует большой степени наглядности излагаемого материала. Реализация наглядности возможна с помощью электронного сопровождения занятий. Наиболее популярным средством разработки такого сопровождения являются презентации MS PowerPoint. В связи с этим подход при котором презентация просто заменяет классную доску, т.е. служит для показа на экране текстов, правил, теорем и т.п. нерационален.
Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами именно в возможности использования анимации, графики, интерактивности. При этом электронная форма подачи информации должна не заменять, а дополнять печатные учебники.
Электронная форма подачи информации с использованием слайда является неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути данной теоремы, научного явления, заключенного в ней. Для объяснения новой темы мало использовать текст, формулы, графические, требуется показать и процесс доказательства в действии, когда созвучно доводам вашего голосового объяснения на слайде постепенно треугольник достраивается до «пифагоровых штанов», когда анимированные графические построения на экране происходят не сами по себе, а являются наглядным подтверждением. Подобный метод объяснения порождает в уме аудитории образ объясняемого процесса. Его можно многократно усилить предварительной подготовкой, в самых первых слайдах перенеся ученика в эпоху времени создания этой теоремы, показав изображения древнегреческой архитектуры, использовав при этом звуки плеска волн Эгейского моря и незамысловатой мелодии сертаки. Для завершения образа требуется показать практическую область применения данного открытия.
Перед разработкой слайдов, нужно определить суть данного вопроса, раскрыть главную мысль урока в образном виде представить объясняемое. Образы скрываются в любом предмете, действии, процессе или явлении. Нужно учиться их находить. Основную мысль предмета можно также смешать с дополнениями, при этом образ представленного урока более просто будет усваиваться детьми. А рассмотрение темы своего предмета с точки зрения связанных с ним предметов и позволяет находить образность в тех вещах, где раньше ошибочно эта образность даже и не предполагалась.
Лучший метод создания образов - метод объяснения с помощью проведения аналогий между сложным для понимания объектом, процессом, явлением и тем, с чем часто каждый человек сталкивается в повседневности. Поэтому нужно находить или создавать самостоятельно с помощью инструментов панели «Рисование» и использовать эти аналоговые изображения в слайдах. Часто трудно найти понятную всем аналогию какому-либо объекту, но что мешает рассмотреть его с других позиций, допустим, позиций движения, его поведения в пространстве. Например, при изучении частей слова сами эти части -- приставка, корень, суффикс и т.д. - можно показать именно в их действии, т.е. сначала выводим на экран слово, состоящее из этих частей, целиком, затем оно дробится на составляющие, которые сами отходят от корня в стороны, затем над каждой частью появляется его общепринятое в науке графическое обозначение и, наконец, согласно законам словообразования части слова с их обозначениями, в определенной последовательности, «съезжаются» к корню, составляя показанное вначале слово. В режиме такого «конструктора», образ которого известен каждому ученику с игрушек, мы актуализируем ранее неизвестные понятия -- приставка, корень, суффикс и пр., не только словесным определением и наглядным представлением их графических символов, мы пробуждаем образ конструктора применительно к слову, неделимость которого в детском сознании изначально не ставилась под вопросом. Одно дело просто сказать, что слово состоит из частей и показать эти части, и другое -- сделать то же самое, но с участием уже знакомого детям образа. Особенности этого знакомого образа начинают ассоциироваться у ученика с незнакомым образом (в данном случае, образом слова русского языка). Таким образом, с помощью старого знания оформляем новое. В таком ключе можно пересмотреть подходы к выведению на экран практически любой информации.
Еще один, не менее важный метод -- использование при объяснении темы контрастных понятий из разряда «да» - «нет», «хорошо» - «плохо», «красное» - «черное», «правильное» - «неправильное» и т.п. Этот философский вопрос единства и борьбы противоположностей способен породить ярчайшие образы объясняемого. Причем образ получается полным, законченным в силу того, что ученик получает полное представление о теме -- и положительное и негативное, а сам факт наглядного выявления этих черт открывает широкие возможности для аналитических суждений заинтересованного ума. Многие учителя постоянно в своей работе используют этот метод, и при чтении этих строк им может показаться, что ничего нового для них нет. Подобное использование наглядного выявления информации весьма широко распространено.
При трактовке слайда с использованием заголовков, графических предметов, картинок и т.п. для обрисовывания урока можно использовать музыкальное сопровождение. Для учеников предоставления музыкального сопровождения улучшает наглядное и основное понятие урока. Можно стилизовать видеоряд под немое кино, в перерывах между показом изображений выводя емкие лаконичные фразы, конкретизирующие объясняемую тему, на экран. И только после этой образной подготовки выводим на экран тему крупными буквами, выводим значимо, а не просто пишем, выводим на фоне голодных детских глаз крупным планом, потому что в них можно полной чашей почерпнуть основную идею.
Такой же контрастный видеоряд используем и при разборе плюсов и минусов, потому что не смогут нам многого дать скупые статистические строчки на экране. Пусть каждая из строчек будет гиперссылкой на видеоряд наглядных доказательств, просмотрев который, возвращаемся обратно к этому списку, чтобы затем подобным образом доказать следующую строку «плюсов-минусов» и т.д.
Вообще же, трудно придумать рекомендации, которые полностью будут соответствовать каждому конкретному случаю. Учитель -- сам творец своего урока.
Запоминание данных, прежде всего, зависит от степени участия получателя информации, а также от формы ее презентации. Это обозначает, что презентация информации должна ориентироваться на индивидууме и на объекте информации.
Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [10, c. 193].
Компьютерные технологии
в школе не нашли еще своего
должного применения. В школах же, где
ведется обучение детей на компьютере,
не все его возможности
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных
технологий в качестве
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств
новых информационных
- использование компьютерной
техники в качестве средств
автоматизации процессов
- графические - представление
результатов своей работы в
четкой наглядной форме (
Цель данной работы достигнута, так как работа содержит анализ применения интерактивных технологий при обучении информатики. Рассмотрены возможности реализации интерактивности средствами Smart Board, MS PowerPoint.
Поставленные перед нами
задачи: изучить психолого-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. -- М. : Амонашвили, 2003. - 469 с.
2. Беспалько В.П. Образование
и обучение с участием
3. Беспалько В.П. Педагогика
и прогрессивные технологии
4. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
5. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире : учебник / А.С. Гаязов. - М. : Наука, 2003. - 276 с.
6. Горячев А.В. О понятии
Информационная грамотность:
7. Иванов В.Л. Электронный
учебник: системы контроля
8. Извозчиков В.В. Интернет
как компонент информационной
картины мира и глобального
информационно-
9. Калягин И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М. : Высшее образование в России, 2003. - 289 с.
10. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество: учебное пособие / Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д.-- М.: Педагогика, 2001. -- 382 с.
11. Караковский В. А.Воспитание? Воспитание! / Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. -- М.: Новая школа, 2002. -- 160 с.
12. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. -- Рига, «Эксперимент», 2001. -- 180 с.
13. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, 2004. - 347 с.
14. Коул М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 2004. - 179 с.
15. Левитес Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Левитес Д. Г. -- М., 2004. - 258 с.
16. Молоков Ю.Г. Актуальные вопросы информатизации образования : Сборник научных трудов / Ю.Г. Молоков. - Новосибирск, 2002. - 376 с.
17. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения : Спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
18. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания / Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. -- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. -- 184 с.
19. Полат Е.С. Новые педагогические технологии : Пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2002. - 442 с.
20. Роберт И.В. Информационные
технологии в науке и
21. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 2005. - 367 с.
22. Соколовой Э. С.
23. Столяренко Л. Д.
24. Цукерман Г. А. Инновации в мировой педагогике / Цукерман Г. А.-- Рига, «Эксперимент», 2005. -- 180 с.
25. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Щуркова Н. Е. -- М., 2005. - 365 с.
26. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Щуркова Н. Е.-- М., 2004. -- 250 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: Творческая работа в MS Power Point
Класс: 10 А класс
Дата: 24 сентября 2009 года.
Цели урока:
· закрепить у учащихся знания по данной теме;
· контроль уровня знаний, умений и навыков у учащихся по теме “Создание презентаций в MS Power Point”.
· Воспитательная:
· повысить мотивацию учащихся на уроке за счет игровой формы работы;
· формирование материалистического мировоззрения учащихся;
· вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической действительности.
Информация о работе Использование интерактивных технологий в процессе обучения