Использование интерактивных технологий в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.
Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.
Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Информатизация образования как веление времени

1.2 Компьютер как средство обучения

1.3 Классификация учебно-программных средств

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников

2.2 Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся первой ступени обучения с помощью интерактивной доски Smart

2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

первая.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

 

Такое обучение весьма привлекательно для школьников, и многим оно настолько  нравится, что они хотели бы осуществлять все учение в форме игры. Приступая  к изучению основ вычислительной техники, школьники часто задают вопрос, будут ли использованы при  этом игры.

 

Положительно оценивая игровые  программы в целом, следует учитывать, что чрезмерное увлечение играми может дать и нежелательный эффект. Развлекательность может оказать  отрицательное влияние на волевые  качества школьников: учение и труд не могут основываться на эмоционально привлекательной деятельности. Готовность к труду предполагает волевые  усилия, готовность к выполнению даже малоинтересных, но необходимых функций.

 

Одной из основных достоинств моделей, реализуемых с помощью  ЭВМ, состоит в гибкости и вариативности, в том, что пользователь может  управлять их поведением, активно  вмешиваться в работу моделей  и даже сам участвовать в их создании. Если пользователь ЭВМ - учитель, то он может использовать учебную  компьютерную модель (УКМ) в демонстрационных целях и перед ним открывается  широкое поле для педагогического  творчества. Демонстрируя модель, он может  по своему усмотрению выбирать режим  работы, в той или иной последовательности менять параметры исследуемого объекта, регулировать темп работы, при необходимости  повторять элементы демонстрации и  одновременно вести беседу с классом. Если пользователем ЭВМ является ученик, то УКМ может выступать  как объект исследования (например, при выполнении фронтальной лабораторной работы или работы практикума на базе ЭВМ). При этом ученик имеет большие  возможности для исследовательской, творческой деятельности, что стимулирует  развитие его умственных способностей, делает усваиваемые им знания глубже и прочнее, повышает интерес к  изучаемому предмету. Одновременно ученик приобретает элементарные умения работы с ЭВМ: запуск и останов программы, ввод данных, проведение несложных  вычислений и др. С другой стороны, УКМ может выступать как чисто  иллюстративное средство, повышающее наглядность изучаемого материала [3, c. 9].

 

Работа ученика с УКМ  может длиться несколько минут, а может и весь урок. Но, ни в  том, ни в другом случае необходимы определенные указания учителя по организации  учебной деятельности, во втором случае, кроме того, необходимы печатные пособия, содержащие описания лабораторной или  практической работы.

 

Выделим те свойства УКМ, которые  будут способствовать успешному  применению этих моделей в учебном  процессе.

 

1. Информативность. Под  этим свойством в данном случае  понимается способность моделирующей  программы выдать пользователю  необходимую для изучения объекта  информацию, глубина и характер  которой определяются дидактической  целью данной учебной деятельности.

 

2. Наглядность. Ясно, что  наглядность и информативность  - не одно и то же, хотя они  и тесно связаны. Информация, получаемая  в процессе работы с моделью,  должна иметь удобный для восприятия  вид. Это обеспечивается делением  информации на порции оптимального  объема, выбором определенного темпа  ее подачи, применением разных  видов сообщения информации (тексты, формулы, графики, рисунки и  др.), выделением в ней наиболее  существенных элементов.

 

3. Динамичность. Современные  ЭВМ позволяют наблюдать на  экране дисплея не просто неподвижные  картинки, но изображение различных  явлений в их движении, развитии.

 

4. Возможность варьирования  пользователем параметров модели  и режимов работы моделирующей  программы.

 

5. Цикличность использование  моделирующей программы или её  частей в учебном процессе. Цикличность  полезна тогда, когда исследуется  зависимость одних параметров  изучаемого объекта от других (например, зависимость давления  газа от его объема) [17, c. 308].

 

Естественно, что, прежде чем  приступить к созданию УКМ, необходимо хотя бы в общих чертах определить, какие учебные задачи будут решаться с помощью данной модели и каким  образом, то есть будет ли ученик самостоятельно работать с моделью или же учитель  будет использовать ее в демонстрационных целях и т.д. Кроме того, необходимо представлять себе вычислительные, графические  и другие возможности той ЭВМ, на которой будет реализовываться  разрабатываемая УКМ.

 

 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

2.1 Роль информационных  технологий в обучении школьников

 

Сегодня компьютер в школе  позволяет создавать учебные  материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение урока с использованием информационных технологий требует  от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы, занимает длительное время. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими каждого следующего урока, их желание помочь учителю подготовить очередной урок с применением ИТ [7, c. 67].

 

Жизнь современного общества неразрывно связана с повсеместным внедрением информационных технологий, следовательно, школьник, в ходе обучения должен подготовиться к жизни  в этом обществе. Не секрет, что низкая мотивация учения - одна из главных  проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством  обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию  ученика. Использование средств  новых информационных технологий позволяет  усилить мотивацию учения благодаря  не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и  возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести  решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается  необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие  системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность  и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая  практическую значимость изучаемого математического  материала. Например, моделирование  решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет  ребенку увидеть значимость выражений  с переменными. Во многих учебных  программах заложены не однозначные  пути решения поставленной задачи, тем самым предоставляя учащимся возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения  к учебе. Однако необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность  не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и  не заслонила учебные цели. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет  индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный  диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых  объектов. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика  в таких условиях себя не оправдывают  и приводят к потере интереса к  происходящему на уроке у самых  способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих [18, c. 43]. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания различных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. При этом происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д. [15, c. 247]. интерактивный технология обучение школьник

 

Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных  дисциплин. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам. Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.

 

По результатам педагогических исследований [16, c. 247] можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:

 

*новизна работы с компьютером  вызывает у учащихся повышенный  интерес к работе с ним и  усиливает мотивацию учения;

 

*цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности  представления информации;

 

*компьютер позволяет строить  индивидуализированное обучение  на основе модели учащегося,  учитывающей историю его обучения  и индивидуальные особенности  памяти, восприятия, мышления;

 

*с помощью компьютера  может быть реализована личностная  манера общения; 

 

*компьютер активно включает  учащихся в учебный процесс,  позволяет им сосредоточить внимание  на наиболее важных аспектах  изучаемого материала, не торопит  с решением;

 

*намного расширяются наборы  применяемых учебных задач; 

 

*благодаря компьютеру  учащиеся могут пользоваться  большим объемом ранее недоступной  информации [13, c. 157].

 

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.

 

2.2 Эффективное управление  познавательной деятельностью учащихся  первой ступени обучения с  помощью интерактивной доски  Smart

 

Использование интерактивной  доски SMART Board позволяет эффективнее управлять познавательной деятельностью школьников на уроках и на внеклассных занятиях.

 

Управление познавательной деятельностью школьника на уроке, необходимо на любом этапе урока. Его основа - системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть - поэтапное вхождение  ученика в учебную деятельность [4, c. 84].

 

Сложность педагогической деятельности заключается в том, что учитель  управляет учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход  урока.

 

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

 

1. Целеполаганием учащихся;

 

2. Мотивацией их деятельности;

 

3. Формированием умений  учащихся;

 

4. Созданием обратных связей  «учитель - ученик»;

 

5. Созданием проблемных  ситуаций;

 

6. Комфортным самочувствием  всех участников образовательного  процесса.

 

Для профессионально работающего  учителя, очевидно, что все это  должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

 

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию  познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого  ученика. В системе «актив-класс» процесс обучения включается обмен  мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Задача учителя - создать  благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело  управлять этим процессом [7, c. 249].

 

Одним из способов управления познавательной деятельностью, учитывая, что у школьников преобладает  интерес к формам и приемам  познавательной деятельности, а не к содержанию и самому предмету, является использование в образовательном  процессе интерактивной доски SMART.

 

Виды образовательной  деятельности, доступные при использовании  интерактивной доски на уроках в  начальной школе в основные моменты  управления познавательной деятельностью:

 

1) работа с текстом и  изображениями; 

 

2) создание заметок с  помощью маркеров;

 

3) коллективный просмотр  Интернет-ресурсов;

 

4) свобода передвижения  по классу при демонстрации  программного обеспечения; 

 

5) создание с помощью  шаблонов и изображений собственных  заданий для занятий; 

 

6) демонстрация и нанесение  заметок поверх видеороликов;

 

7) использование встроенного  в программное обеспечение интерактивной  доски презентационного инструментария  для обогащения дидактического  материала; 

 

8) демонстрация собственных  презентаций, цифровых материалов;

 

9) обучение коллективному  компьютерному тестированию;

 

10) организация деятельностного подхода и игровых моментов на уроке [13, c. 167].

 

Если учитель организует свою педагогическую практику с включением следующих компонентов:

 

1. Использование деятельностного подхода и проблемного метода обучения, выбор и обработку учащимися информации, создание гипотезы и достижение результата через личное освоение знания.

 

2. Коллективное обучение - в образовательный процесс вовлекается  весь класс, умелый подход в  чередовании пар и группового  метода только усилит эффект  познания.

 

3. Визуализация фактов - подтверждение  значимости зрительных образов  для восприятия школьника.

 

4. Игровые технологии, основанные  на применении готовых программных  продуктов (различные электронные  энциклопедии и др.),

 

то электронные интерактивные  доски без сомнения позволяют  решать одну из самых важных задач  обучения - стимулирование заинтересованности учащихся учебным материалом до урока, непосредственно на уроке и после  него (многие молодые специалисты  недооценивают это). Мотивацию лучше  всего можно определить, как стремление ученика участвовать в образовательном  процессе. Хотя учащиеся могут одинаково  стремиться к выполнению какой-либо задачи, источники их мотивации бывают различными, но экран, который могут  видеть все присутствующие в классной комнате, выводит взаимодействие всех учащихся с учителем на новый уровень, предоставляя достаточно большую площадь  для работы с мультимедийными материалами вручную. Перед классом, работая с доской, стоит один человек (учитель или сам ученик), а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все присутствующие. Интерактивная сущность электронной доски позволяет устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все - главное предоставить ребятам эту возможность. Преимущество интерактивной доски и в организации динамичного урока и вовлечении в него всего класса. Доводом, подтверждающим целесообразность использования такого управленческого образовательного инструмента как интерактивная доска, может служить и то, что учитель может сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и корректировать в соответствии с особенностями отдельного класса [21, c. 59].

Информация о работе Использование интерактивных технологий в процессе обучения