Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:16, дипломная работа
Актуальность темы. Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.
Во-первых, на возрастающей роли компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов.
Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Информатизация образования как веление времени
1.2 Компьютер как средство обучения
1.3 Классификация учебно-программных средств
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
2.2 Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся первой ступени обучения с помощью интерактивной доски Smart
2.3 Реализация интерактивности средствами MS PowerPoint
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Такое обучение весьма привлекательно для школьников, и многим оно настолько нравится, что они хотели бы осуществлять все учение в форме игры. Приступая к изучению основ вычислительной техники, школьники часто задают вопрос, будут ли использованы при этом игры.
Положительно оценивая игровые
программы в целом, следует учитывать,
что чрезмерное увлечение играми
может дать и нежелательный эффект.
Развлекательность может
Одной из основных достоинств
моделей, реализуемых с помощью
ЭВМ, состоит в гибкости и вариативности,
в том, что пользователь может
управлять их поведением, активно
вмешиваться в работу моделей
и даже сам участвовать в их
создании. Если пользователь ЭВМ - учитель,
то он может использовать учебную
компьютерную модель (УКМ) в демонстрационных
целях и перед ним открывается
широкое поле для педагогического
творчества. Демонстрируя модель, он может
по своему усмотрению выбирать режим
работы, в той или иной последовательности
менять параметры исследуемого объекта,
регулировать темп работы, при необходимости
повторять элементы демонстрации и
одновременно вести беседу с классом.
Если пользователем ЭВМ является
ученик, то УКМ может выступать
как объект исследования (например,
при выполнении фронтальной лабораторной
работы или работы практикума на базе
ЭВМ). При этом ученик имеет большие
возможности для
Работа ученика с УКМ может длиться несколько минут, а может и весь урок. Но, ни в том, ни в другом случае необходимы определенные указания учителя по организации учебной деятельности, во втором случае, кроме того, необходимы печатные пособия, содержащие описания лабораторной или практической работы.
Выделим те свойства УКМ, которые будут способствовать успешному применению этих моделей в учебном процессе.
1. Информативность. Под
этим свойством в данном
2. Наглядность. Ясно, что
наглядность и информативность
- не одно и то же, хотя они
и тесно связаны. Информация, получаемая
в процессе работы с моделью,
должна иметь удобный для
3. Динамичность. Современные
ЭВМ позволяют наблюдать на
экране дисплея не просто
4. Возможность варьирования
пользователем параметров
5. Цикличность использование
моделирующей программы или её
частей в учебном процессе. Цикличность
полезна тогда, когда
Естественно, что, прежде чем приступить к созданию УКМ, необходимо хотя бы в общих чертах определить, какие учебные задачи будут решаться с помощью данной модели и каким образом, то есть будет ли ученик самостоятельно работать с моделью или же учитель будет использовать ее в демонстрационных целях и т.д. Кроме того, необходимо представлять себе вычислительные, графические и другие возможности той ЭВМ, на которой будет реализовываться разрабатываемая УКМ.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Роль информационных
технологий в обучении
Сегодня компьютер в школе
позволяет создавать учебные
материалы нового поколения, использующие
возможности видео, графики, звука,
анимации. Проведение урока с использованием
информационных технологий требует
от учителя наличие
Жизнь современного общества
неразрывно связана с повсеместным
внедрением информационных технологий,
следовательно, школьник, в ходе обучения
должен подготовиться к жизни
в этом обществе. Не секрет, что низкая
мотивация учения - одна из главных
проблем современной школы. Информационные
технологии являются мощным средством
обучения, которое способно повысить
его эффективность, создать мотивацию
ученика. Использование средств
новых информационных технологий позволяет
усилить мотивацию учения благодаря
не только новизне работы с компьютером,
которая сама по себе нередко способствует
повышению интереса к учебе, но и
возможности регулировать предъявление
задач по трудности, поощряя правильные
решения, не прибегая при этом к нравоучениям
и порицаниям. Работая на компьютере,
ученик получает возможность довести
решение любой учебной задачи
до конца, поскольку ему оказывается
необходимая помощь, а если используются
наиболее эффективные обучающие
системы, то ему объясняется решение,
он может обсудить его оптимальность
и выявить наиболее рациональные
решения. Компьютер может влиять
на мотивацию учащихся, раскрывая
практическую значимость изучаемого математического
материала. Например, моделирование
решения задачи в различных условиях
(изменяя входные данные), позволяет
ребенку увидеть значимость выражений
с переменными. Во многих учебных
программах заложены не однозначные
пути решения поставленной задачи,
тем самым предоставляя учащимся
возможность проявить оригинальность,
поставив интересную задачу, и попытаться
построить ее модель. Все это способствует
формированию положительного отношения
к учебе. Однако необходимо обращать
внимание на то, чтобы занимательность
не стала превалирующим фактором
в использовании компьютера и
не заслонила учебные цели. Применение
средств новых информационных технологий
в учебном процессе позволяет
индивидуализировать и
Таким образом, компьютерная
технология должна быть органично включена
в целостный процесс обучения
при изучении различных учебных
дисциплин. Именно в этом случае компьютерные
технологии смогут стать мощным фактором
повышения эффективности
По результатам педагогических исследований [16, c. 247] можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:
*новизна работы с компьютером
вызывает у учащихся
*цвет, мультипликация, музыка,
звуковая речь расширяют
*компьютер позволяет строить
индивидуализированное
*с помощью компьютера
может быть реализована
*компьютер активно включает
учащихся в учебный процесс,
позволяет им сосредоточить
*намного расширяются наборы применяемых учебных задач;
*благодаря компьютеру
учащиеся могут пользоваться
большим объемом ранее
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
2.2 Эффективное управление
познавательной деятельностью
Использование интерактивной доски SMART Board позволяет эффективнее управлять познавательной деятельностью школьников на уроках и на внеклассных занятиях.
Управление познавательной деятельностью школьника на уроке, необходимо на любом этапе урока. Его основа - системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть - поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность [4, c. 84].
Сложность педагогической деятельности заключается в том, что учитель управляет учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
1. Целеполаганием учащихся;
2. Мотивацией их деятельности;
3. Формированием умений учащихся;
4. Созданием обратных связей «учитель - ученик»;
5. Созданием проблемных ситуаций;
6. Комфортным самочувствием
всех участников
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. В системе «актив-класс» процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Задача учителя - создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом [7, c. 249].
Одним из способов управления
познавательной деятельностью, учитывая,
что у школьников преобладает
интерес к формам и приемам
познавательной деятельности, а не
к содержанию и самому предмету,
является использование в
Виды образовательной деятельности, доступные при использовании интерактивной доски на уроках в начальной школе в основные моменты управления познавательной деятельностью:
1) работа с текстом и изображениями;
2) создание заметок с помощью маркеров;
3) коллективный просмотр Интернет-ресурсов;
4) свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения;
5) создание с помощью
шаблонов и изображений
6) демонстрация и нанесение заметок поверх видеороликов;
7) использование встроенного
в программное обеспечение
8) демонстрация собственных
презентаций, цифровых
9) обучение коллективному компьютерному тестированию;
10) организация деятельностного подхода и игровых моментов на уроке [13, c. 167].
Если учитель организует свою педагогическую практику с включением следующих компонентов:
1. Использование деятельностного подхода и проблемного метода обучения, выбор и обработку учащимися информации, создание гипотезы и достижение результата через личное освоение знания.
2. Коллективное обучение
- в образовательный процесс
3. Визуализация фактов - подтверждение значимости зрительных образов для восприятия школьника.
4. Игровые технологии, основанные
на применении готовых
то электронные интерактивные
доски без сомнения позволяют
решать одну из самых важных задач
обучения - стимулирование заинтересованности
учащихся учебным материалом до урока,
непосредственно на уроке и после
него (многие молодые специалисты
недооценивают это). Мотивацию лучше
всего можно определить, как стремление
ученика участвовать в
Информация о работе Использование интерактивных технологий в процессе обучения