Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа
Цель – изучение особенностей пространственных представлений у школьников младших классов с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1. Характеристика пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.2. Модель как средство развития пространственных ориентировок
1.3. Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных ориентировок у школьников с ЗПР с использованием моделирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По мере расширения видов моделируемых содержаний изменяются и сами типы моделей.
Усложнение графического моделирования конструкций происходит и в другом направлении. Чертеж, задающий одну – фронтальную – проекцию конструкции, сменяется чертежом, представляющим объект в двух и затем в трех проекциях (вид спереди, с боку, сверху).
Наконец, логическими отношениями, на материале которых целесообразно формировать действия пространственного моделирования, являются отношения классификации и сериации. Для отображения классификационных отношений между понятиями имеются общепринятые формы пространственных моделей – логическое «древо» и круги Эйлера. Моделью сериационных отношений, заключающихся в равномерном нарастании признака, с успехом служит ряд полосок равномерно нарастающей длины.
Существует методика работы с моделями под названием «Моделирование маленькими человечками» (ММЧ) А. Страунинга. Методика предполагает рисование самими детьми (возможность построения моделей самими детьми имитируется имеющимися у них графическими умениями) моделей в виде маленьких человечков или использование карточек с изображением человечков. Элементы этой методики можно использовать в работе по пространственному моделированию с данной категорией детей, так как она доступна детям с ЗПР и не требуют от ребенка хорошего умения рисовать. Ребенка просто обучают пониманию схемы тела человека и изображаемых схемой-человечком движений, жестов и направлений [26, 33].
При решении вопроса о форме представления заданий трудностей не возникает в связи с тем, что эта форма обеспечивает проведение подгрупповых и индивидуальных занятий, так как некоторые виды моделирования не могут быть освоены без выполнения каждым ребенком практических действий с предметами, являющимися объектами моделирования.
Можно строить различные
модели из заранее заготовленных
карточек с изображенными на них
наиболее часто встречающимися человечками,
разными по характеру и свойствам.
Обозначения целесообразно
Таким образом, освоение детьми пространства и пространственных отношений между предметами постигается ребенком в результате обучения его взрослыми. Важное значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к абстрагированию пространственных отношений, к понятию о пространстве имеет использование различных способов обучения младших школьников с ЗПР, в частности овладение умением использовать модели (моделировать). Отражение жизненной ситуации в пространственных взаимосвязях предметов является условием для раскрытия и других, более глубоких отношений, существующих между частями, элементами воспринимаемого целого. Усвоение пространственных ориентировок лежит в основе познавательной деятельности детей и нет сомнений и в том, что такое внедрение существенно обогатит работу школы по умственному воспитанию школьников, поможет решению важнейшей задачи всестороннего развития способностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР, правильной адаптации их в социуме.
Восприятие пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида.
В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие малышом собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной методической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.
В заключении хотелось бы обозначить важное значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к абстрагированию пространственных отношений, к понятию о пространстве имеет использование различных способов обучения младших школьников с ЗПР, в частности овладение умением использовать модели (моделировать). Отражение жизненной ситуации в пространственных взаимосвязях предметов является условием для раскрытия и других, более глубоких отношений, существующих между частями, элементами воспринимаемого целого.
Информация о работе Использование модели как средства формирования представлений