Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 19:05, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе;
3) создать систему рейтингового оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Введение………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………………...7
Глава I. Характеристика инновационных подходов в системе начального образования……………………………………………………………………….7
Глава II. Универсальные учебные действия и предметные учебные действия…………………………………………………………………………..11
Глава III. Чтение. Работа с информацией……………………………………...14
Глава IV. Рейтинговая система оценивания способностей учащихся на уроках иностранного языка……………………………………………………………...20
Глава V. Возрастные особенности младших школьников 4го класса……………………………………………………………………………..24
Практическая часть
План исследования
Глава I. Анализ ситуации в классе.
Глава II. Ход исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть……………………………………………………………..
Глава I. Характеристика инновационных
подходов в системе начального образования…………………………………………………
Глава II. Универсальные учебные
действия и предметные учебные действия…………………………………………………………
Глава III. Чтение. Работа с информацией……………………………………...14
Глава IV. Рейтинговая система
оценивания способностей учащихся на
уроках иностранного языка……………………………………………………………..
Глава V. Возрастные особенности
младших школьников 4го класса………………………………………………………………
Практическая часть
План исследования
Глава I. Анализ ситуации в классе.
Глава II. Ход исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Совершенствование системы
Учебный процесс направлен на развитие у обучающихся универсальных и предметных учебных действий. Под универсальными учебными действиями подразумеваются умения учащихся саморазвиваться, самосовершенствоваться, путем сознательного присвоения нового социального опыта. Кроме того, успешность развития данных умений во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления процессом образования.
Система оценки — сложная и
многофункциональная система, включающая
как текущую, так и итоговую
оценку результатов
К прогрессивным методам
Школьная система 5ти бальных
отметок не всегда объективно
отражает качественное
Более того, рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний и умений учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Тема нашей выпускной
Цель исследования: изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Объект исследования: процесс использования рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Предмет исследования: рейтинговая система как способ оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия по работе с информацией на уроках иностранного языка в 4 классе.
Гипотеза исследования: использование рейтинговой системы обеспечит правильное оценивание способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- анализ психолого-
- анализ методической литературы;
- анализ ФГОС начального образования.
2) Эмпирические методы
- наблюдение;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- психологический тест "Исключение лишнего"
-психологический тест "Сравнение понятий"
3) Интерпретационные методы
- качественная обработка эмпирических данных;
- количественная обработка эмпирических данных.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы Асмолова А. Г., Кезина Л. П., Кондакова А, А., так как они предлагают описание компетентностного, личностно-ориентированного, системно – деятельностного подходов, а также информацию, где раскрывается термины «универсальные учебные действия» и «предметные действия». Работы Ковалевой Г. С., Лошновой О. Б. и Савинова Е.С. описывают процесс чтения как одно из четырех речевых умений. Работы Катханова М. В. и Русских Г. А. содержат информацию об использовании рейтинговой системы оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка. Также нами были использованы работы И.В. Дубровина и В.А. Крутецкого, в которых содержатся описания психологии младших школьников.
Теоритическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлен комплекс методически – обоснованных рекомендаций по использовании рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполняющих предметные действия по работе с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что приложенные материалы могут быть использованы в школах и в других учебных заведениях для организации качественного процесса оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Теоретическая часть
Глава 1. Характеристика инновационных подходов в системе начального образования.
Сегодня все большее признание получает утверждение о том, что в основе успешности обучения младших школьников лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе начального образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Ознакомившись с федеральными государственными образовательными стандартами, мы выявили, что признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Инновации в системе начального образования основываются на компетентностных подходах, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.
Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. Данный подход базируется на двух понятиях - «компетентность» и «компетенция». ( Демидова Е.С. [1]) На процессе их формирования компетентность понимается как результат когнитивного научения, а компетенция — как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Проблемно ориентированное развивающее образование наиболее полно представлено в концепции Л.В. Занкова (1990), получившей широкое распространение именно в начальной школе. Развивающие возможности обучения по системе Занкова связаны с усложнением программ обучения за счет увеличения удельного веса теоретических знаний и объема информации; особой организацией информационной основы деятельности учащихся; индивидуализацией обучения, предполагающей различные варианты компонентов дидактической системы в зависимости от уровня развития интеллекта.
Личностно ориентированное развивающее образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития. Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся, так, в начальной школе, реализуются только педагогические учебные ситуации.
В смысловой педагогике вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова) целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов. Отличительная особенность смысловой педагогики — направленность на формирование мотивационно - смысловой стороны учебной деятельности.
Процесс обучения
трансформируется из
смыслообразования, смыслопорождения и смыслотворчества.
В рамках контекстного подхода (А.А. Вербицкий) культура выступает как основа образовательного процесса, реализуемого в рамках кросс культурного контекста. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс обретения уховно-нравственного опыта и социальной компетентности личности.
Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития. Заслуга Л. С. Выготского в том, что он установил, каким требованиям должно удовлетворять развивающее обучение. Обучение - «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий. Практическое значение зоны ближайшего развития в том, что процедура ее диагностики позволяет научно обоснованно строить прогноз на ближайшие перспективы развития, решать диагностические и
коррекционные задачи.
В концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано положение: содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический — в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Л.С. Выготский, 1996).
Содержание
учебного предмета при данном
подходе выступает как система
научных понятий, конституирующих
определенную предметную
Анализ
существующих подходов