Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 19:05, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе;
3) создать систему рейтингового оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Введение………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………………...7
Глава I. Характеристика инновационных подходов в системе начального образования……………………………………………………………………….7
Глава II. Универсальные учебные действия и предметные учебные действия…………………………………………………………………………..11
Глава III. Чтение. Работа с информацией……………………………………...14
Глава IV. Рейтинговая система оценивания способностей учащихся на уроках иностранного языка……………………………………………………………...20
Глава V. Возрастные особенности младших школьников 4го класса……………………………………………………………………………..24
Практическая часть
План исследования
Глава I. Анализ ситуации в классе.
Глава II. Ход исследования.
Заключение
Список использованной литературы
Глава II. Универсальные учебные действия. Предметные учебные действия.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, что отражается в способности субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность навыков учебной работы учащихся обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учащегося учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, сформулированные умения учиться предполагают полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. ( Савинов Е.С. [2])
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Кроме универсальных учебных
действий существуют
Алгоритмы
выполнения действий, и сам состав
формируемых и отрабатываемых
действий носят специфическую
«предметную» окраску. Поэтому различен
вклад разных учебных
Мы
можем утверждать, что совокупность
всех учебных предметов
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует правильному их выполнению в рамках заданного предметом круга задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению. Это проявляется в способности учащихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Содержание оценки личностных результатов, представленных в виде результатов универсальных учебных действий, и предметных результатов уточняются по мере введения стандарта и уточнения состава и содержания планируемых результатов начального образования. (Асмолов А.Г.[3])
Сейчас,
обучение направленно на
Глава III. Работа с информацией.
«В концепции образования особое внимание уделяется свободному развитию личности и предусматривается ее саморазвитие, самообразование, самореализация. Ученик не только должен овладеть определенным багажом знаний, но и умением творчески их осмыслить, применить, углубить и обобщить». Это развивает положительные возможности каждого, позволяет сформировать мнение, позицию ученика.
Одним из средств
Информация – совокупность
Любой человек, заинтересованный в профессиональном росте и развитии, постоянно работает с информацией, усваивая новые навыки и обобщая личный опыт.
В процессе работы с
Работа с информацией
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие, переработку, осмысление, понимание и оценивание информации, содержащийся в письменном тексте (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). [17]
Чтение - это процесс взаимодействия текста и читателя.
Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование. При чтении задействованы следующие анализаторы: зрительный (основной), речемоторный и слуховой (вспомогательные).
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования учащиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Также, учащиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Учащиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У учащихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Более того, учащиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом предполагает несколько компонентов таких как, поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, и ее оценка. Мы выделили некоторые предметные действия ученика начальных классов в процессе работы с информацией на уроках иностранного языка.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·сопоставлять различные точки зрения;
·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Работа с информацией является очень важным умением каждого человека, оно позволяет людям общаться, извлекать нужную информацию из текстов, диалогов, видео роликов и других общедоступных материалов. Учащимся четвертого класса развитие умения работать с текстом позволят выявить главную тему текста, его детальное представление, сделать анализ и синтез текста, участвовать в диалоге, а также, самостоятельно передавать главную идею текста, составлять монолог и другие учебные действия.
Глава IV. Рейтинговая система оценивания способностей учащихся на уроках иностранного языка.