Использование рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе;
3) создать систему рейтингового оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………………...7
Глава I. Характеристика инновационных подходов в системе начального образования……………………………………………………………………….7
Глава II. Универсальные учебные действия и предметные учебные действия…………………………………………………………………………..11
Глава III. Чтение. Работа с информацией……………………………………...14
Глава IV. Рейтинговая система оценивания способностей учащихся на уроках иностранного языка……………………………………………………………...20
Глава V. Возрастные особенности младших школьников 4го класса……………………………………………………………………………..24
Практическая часть
План исследования
Глава I. Анализ ситуации в классе.
Глава II. Ход исследования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 79.81 Кб (Скачать файл)

(Приложение №3)

  В результате проведения второго интервью мы выяснили, что учитель - наставник использует пяти – бальную систему оценивания так, как считает ее эффективной. Также, мы узнали, что учитель знакома с рейтинговой системой оценивания, но не использует ее на практике. Стандартная система оценивания устраивает ее вполне, так как эта система четко и ясно отражает уровень знаний учащихся.

  Девятого февраля две тысячи одиннадцатого года был проведен контрольный замер №1, с целью проверки умений учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение) на уроках иностранного языка.

  Для подготовки к  проведению контрольного замера  №1 была создана таблица рейтинговой  системы оценивания способностей  учащихся, выполнять предметные действия во время работы с информацией.

  Предложенная таблица  включала в себя формулировки  основных умений учащихся выполнять  предметные действия во время  работы с информацией, а также  представление количества баллов, которые ученики могут получить  за свою работу.

Школьникам был предложен текст для чтения и три задания. Задание №1 предполагало измерение способностей учащихся искать информацию в тексте и понимать прочитанное. Учащимся было предложено прочитать текст, понять идею данного текста и озаглавить его. Задание №2 предполагало измерение способностей учащихся преобразовывать и интерпретировать информацию текста. Учащимся было предложено прочитать текст и нарисовать простую  картинку по содержанию этого текста. Задание №3 предполагало измерение способностей  учащихся оценивать информацию. Учащимся было предложено прочитать текст и выявить противоречивую информацию в данном тексте.

  (Приложение №4)

  Предполагаемый рейтинг результатов контрольного замера №1:

  Ученики должны были  набрать от 28 до 22 баллов для отметки  «5», 21 -16 баллов для отметки «4», 15 – 10 баллов для отметки «3», 9 – 0 баллов для отметки «2».

  «Льгот» и «штрафов»  на данном этапе использования  рейтинговой системы не предполагалось, так как «правила игры» только  устанавливались.

   Результаты контрольного  замера №1:

  14% учащихся набрали 21 балл, и это соответствует отметки «4», 14% учащихся набрали 14 баллов, что соответствует отметки «3», и 72% учащихся набрали 8 баллов, что соответствует отметки «2».

  (Приложение №5)  

    Следует сделать  вывод, что уровень сформированности умений выполнять предметные действия в процессе работы с информацией (чтение) у группы учащихся не очень высок. Это свидетельствует о необходимости использования валидных заданий при работе с информацией, а также введение рейтинговой системы оценивания, которая поможет обеспечить стремление учеников набрать больше баллов, и тем самым повысит их стремление организовать свою работу на уроке систематично и эффективно.

   Пятнадцатого февраля две тысячи одиннадцатого года нами было проведено  анкетирование учащихся.

  (Приложение №6)

   Цель метода анкетирования:

- выяснить отношение учащихся к процессу работы с информацией (чтение) на уроках иностранного языка;

- выяснить отношение учащихся  к использованию 5балльной системе  оценивания на уроках иностранного  языка.

   Формат анкеты  включал в себя следующие параметры:

  1. Мне нравятся задания, когда необходимо найти определенную информацию в текстах;
  2. Мне нравится получать хорошие отметки на уроке;
  3. Мне бы хотелось, что бы мои ответы оценивались учителем не только отметкой;
  4. Мне бы хотелось, что бы я заранее знал, за что мои ответы будут оцениваться и что можно сделать, что бы моя оценка повысилась.

  Анализ результатов  показал, что интерес к заданиям, где необходимо найти определенную информацию в тексте, проявили 37% учащихся, что соответствует трем учащимся.  Пятеро учащихся отметили, что им не нравится задания, где необходимо найти определенную информацию в тексте, что составило 63% учащихся. Шестеро учащихся хотели бы знать заранее, по каким критериям ответы будут оцениваться и что можно сделать, для повышения своей оценки, что составило 75% учащихся. Также, 25% учащихся отметили, что не уверены в том, хотели бы знать заранее или нет, за что их ответы будут оцениваться и что можно сделать, что бы их оценка повысилась, что соответствует двум учащимся.

  (Приложение №7)

  Можно сделать следующий  вывод – использование рейтинговой  системы как способа оценивания  способностей учащихся выполнять  предметные действия во время  работы с информацией на уроках  иностранного языка активизирует  деятельность учеников и повысит  интерес к работе с информацией (чтение).

   Двадцать четвертого февраля две тысячи одиннадцатого года нами было проведено психологическое тестирование на исследование способностей к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

  (Приложение №8)  

  Цель психологического  теста - исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

  Использование психологического  теста помогло нам узнать, насколько  у учащихся развиты способности  к обобщению и абстрагированию, и умения выделять существенные признаки. Выбор тестирования этих психологических процессов был выбран нами, потому что при работе с информацией (чтение) необходимо уметь обобщать и выделять существенные признаки. 

  Анализ результатов  тестирования школьников показал, что 67%  учащихся имеет средний  уровень развития обобщения и  абстрагирования, что соответствует  шести учащимся и 33% имеют высокий  уровень развития обобщения и  абстрагирования, что соответствует  трем учащимся.

    Двадцать четвертого февраля две тысячи одиннадцатого года нами было проведен второй психологический тест, направленный на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении учащихся.

(Приложение №9)

  Цель психологического  теста - исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей младшего школьного возраста.

  Использование этого  психологического теста помогло  нам  выяснить  уровень развития  операций сравнения,  анализа  и синтеза у учащихся. Мы выбрали  именно этот психологический  тест, так как в процессе работы  с информацией (чтение) нам необходимо  уметь анализировать прочитанное.

  Анализ тестирования  школьников показал, что 60% учащихся, что составляет три человека, имеют высокий уровень мышления. 20% учащихся имеют средний уровень  мышления, что соответствует одному  учащемуся и 20% учащихся имеют низкий уровень мышления, что соответствует одному учащемуся.

  Результаты психологических тестов дали основания нам понять, что для улучшения уровня мышления операций анализа и синтеза, необходимо выполнять предметные действия при работе с информацией (чтение).

  Также, существует необходимость использования рейтинговой системы оценивания знаний и умений учащихся, с целью увеличения мотивации ребят выполнять предметные действия в процессе работы с текстом на уроке иностранного языка.

   Для того, что бы  качество выполнения предметных  действий в процессе работы с текстом на уроке иностранного языка повысились, нами будут подобраны задания направленные на развитие умений выполнять предметные действия во время работы с информацией, и созданы бланки рейтинговой системы оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Ход исследования.

 

  Целью исследования является изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять  предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.

  Исследование проводилось  в 4 «Г» классе МОУ Ермаковской  СОШ №1 села Ермаковское. Контингент  учащихся составляет десять человек, из которых шесть девочек и  четыре мальчика.

  Для подготовки к  уроку был создан бланк рейтинговой  системы оценивания умений учащихся  выполнять предметные действия  во время работы с текстом, подобраны задания направленные на развитие умений выполнять предметные действия во время работы с информацией. Мы работали с учебником четвертого класса «Enjoy English».

  Урок иностранного языка №1 был проведен 10.02.11.

  Тема урока – « Как задавать вопросы в простом прошедшем времени».

  Для ознакомления с «правилами игры» учащимся была предложена таблица рейтинговой системы оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с текстом. Предложенная таблица включала в себя формулировки основных умений учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией, а также дополнительных умений и «штрафов» с представлением баллов, которые ученики могут получить за свою работу.

  (Приложение №10)

  Задания для учащихся  предлагались следующие. Прочитать  текст, понять его основную идею  и озаглавить его.

    Результаты оценивания первого задания были следующие: максимальное количество баллов набрали десять учащихся. Дополнительные задания выполнили двое учащихся, за что к общей сумме баллов они добавили +3 балла каждому. Один ученик получил штраф за списывание у своего партнера, у данного ученика был вычтен один балл из общего количества набранных баллов.

  Результаты этого урока показали, что 100% учащихся набрали максимальное количество баллов, что соответствует отметки «5». 

  Учителем – наставником  было замечено, что использование рейтинговой системы оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы  с информацией, повысило заинтересованность учащихся выполнять задания на английском языке.

  Второй урок был проведен 14.02.11.

 Тема урока -  « Как задавать вопросы в простом прошедшем времени» (продолжение).

  В начале урока №2 учащимся был предложен новый по содержанию бланк оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с текстом, в котором прописывались умения учеников, задания, «льготы», «штрафы» с представлением баллов.

  Учащимся было предложено выполнить следующие задания:

- Прочитать два текста описания и нарисовать простые картинки по содержанию текстов (преобразование и интерпретация информации).

(Приложение №11)

  Результаты оценивания  первого задания были следующие: максимальное количество баллов  набрали шесть учащихся. Дополнительные  задания выполнили двое учащихся, за что к общей сумме баллов  они добавили +3 балла каждому. Один  ученик получил штраф за нарушение  дисциплины, у данного ученика  был вычтен один балл из  общего количества набранных  баллов.

   Результаты этого  урока  показали, что 60% учащихся набрали десять баллов, что соответствует отметки «5», 30% учащихся набрали восемь баллов, что соответствует отметки «4», и 10% учащихся набрали четыре балла, что соответствует отметки «2».

  Учитель  - наставник отмечает, что интерес учащихся к выполнению предметных действий во время работы с информацией увеличился, так как учащиеся пытались не только выполнять задание по тексту, но и вести подотчет набранных баллов.

 Третий урок был проведен 02.03.11.

 Тема урока – «Быть  счастливыми вместе (часть вторая).

 В начале урока №3 учащимся был предложен новый по содержанию бланк оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с текстом, в котором прописывались умения учеников, задания, «льготы», «штрафы» с представлением баллов.

  Учащимся было предложено выполнить следующие задания:

- Прочитать два текста, оценить и выявить противоречивую информацию в текстах.

(Приложение №12)

 

 Результаты оценивания  первого задания были следующие: максимальное количество баллов  набрали семь учащихся. Дополнительные  задания выполнили двое учащихся, за что к общей сумме баллов  они добавили +3 балла каждому. Один  ученик получил штраф за нарушение  дисциплины, у данного ученика  был вычтен один балл из  общего количества набранных  баллов.

   Результаты этого  урока  показали, что 58% учащихся  набрали десять баллов, что соответствует  отметки «5», 42% учащихся набрали  восемь баллов, что соответствует  отметки «4».

  Третьего марта две тысячи одиннадцатого года был проведен контрольный замер №2 с целью проверки  умения выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение).

   Для подготовки к проведению контрольного замера №2 была создана таблица рейтинговой системы оценивания способностей учащихся, выполнять предметные действия во время работы с информацией.

  Предложенная таблица  включала в себя формулировки  основных умений учащихся выполнять  предметные действия во время  работы с информацией, а также  представление количества баллов, которые ученики могут получить  за свою работу.

  Школьникам был предложен текст для чтения и три задания. Задание №1 предполагало измерение способностей учащихся читать текст и понимать его главную идею.. Задание №2 предполагало измерение способностей учащихся преобразовывать и интерпретировать информацию текста. Задание №3 предполагало измерение способностей учащихся читать текст и оценивать информацию.

Информация о работе Использование рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информац