Использование рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности применения рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе;
3) создать систему рейтингового оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………………...7
Глава I. Характеристика инновационных подходов в системе начального образования……………………………………………………………………….7
Глава II. Универсальные учебные действия и предметные учебные действия…………………………………………………………………………..11
Глава III. Чтение. Работа с информацией……………………………………...14
Глава IV. Рейтинговая система оценивания способностей учащихся на уроках иностранного языка……………………………………………………………...20
Глава V. Возрастные особенности младших школьников 4го класса……………………………………………………………………………..24
Практическая часть
План исследования
Глава I. Анализ ситуации в классе.
Глава II. Ход исследования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 79.81 Кб (Скачать файл)

 

     Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. 

       Предметом  стандартизации в образовательных  стандартах первого поколения  выступали обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ и требования к уровню  подготовки выпускников. Это определяло  и основное направление системы  оценки — оценку уровня освоения  выпускниками обязательного минимума. (Салистра И.Д. [11])

       Новые  стандарты устанавливают в качестве  своего ведущего компонента Требования  к результатам освоения основных  образовательных программ, которые  определяются на основе общественного  договора между личностью, обществом  и государством и подразумевают  тем самым распределение ответственности  за достигаемые результаты между  всеми участниками договора.

      Образовательные  результаты, являющиеся предметом  диалога не только внутри системы  образования, но и между обществом  и государством, не могут определяться  только на основе академической  успешности или неуспешности. Они требуют более широкой основы. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

       Важнейшие  особенности предлагаемой системы  оценки связаны с новым пониманием  образовательных результатов.

       Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится необходимым элементом модели обеспечения качества образования. [20]

     Система оценивания знаний — это система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

     В настоящее время  в мире используется множество  шкал оценивания знаний. Сюда  входит рейтинговая система (Калинина Л.В.),   самооценка (Зинатуллина В.П.), безотметочное обучение (Скуратова Г.М.),   тестирование (Приданникова З.И.),  система + и  портфолио.

      Понятие  рейтинга рассматривается с разных  сфер различных наук. Мы выделили  самые подходящие термины понятия рейтинговой системы оценивания.

     Рейтинг –  с английского rating – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. (Русских Г.А. [6])

     Рейтинг –  метод оценивания, или психологического  измерения, основанного на суждениях  компетентных судей. ( Ананьев Б.Г.), [17].

     Обычно под  рейтингом понимается «накопленная  отметка» как по отдельным  дисциплинам, так и по циклу  дисциплин за определенный период  обучения.

     В своей  совокупности рейтинг подразделяется  на различные виды, регулирующие  порядок изучения учебной дисциплины  и отметку ее усвоения (Бахмутский А.Е. [10])  В их числе:

- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу ученика  и его результаты на экзамене (контрольной);

- совокупный семестровый  рейтинг, отражающий успеваемость  ученика по всем предметам  в  данном семестре;

- заключительный рейтинг  за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного  периода;

- -интегральный рейтинг  за определенный период обучения , отражающий успеваемость ученика в целом  в течение какого-то  периода обучения.

    Цель рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. (Воробьев И.Л. [12])

     Основа рейтинговой системы – деятельностный подход к организации учебной работы учащихся.

      Существует определенная формула определения рейтинговой отметки, которая была предложена профессором Букатовым [16].

      R max=(N/2)5, где N – количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 – максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так,  например, если предмет изучается 36 часов, то максимальное количество баллов – 90. 

       Рейтинговая отметка по предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

        Существует определенный алгоритм работы по рейтинговой системе: 1. знакомство учеников с «правилами игры». Учащимся предлагается памятка, в которой прописывается, за какие умения ученики получат заработанные баллы. (Катханов М.В. [8])

       Количество баллов варьируется в зависимости от качества выполненной работы. (От 0 до максимального, указанного выше)

     Кроме того, в памятке прописываются «льготы»  (дополнительные задания и баллы за их выполнение), а также предлагается информация, за какую работу, возможно, получить дополнительные баллы. Кроме льгот, в памятке прописываются «штрафы».

     

     В конце  недели подсчитывается общее  количество баллов и выводится  отметка по традиционной пятибалльной  системе, которая заноситься в  классный журнал. Соотнесение набранных учеником баллов   и 5 балльной отметки следующие: 

15 баллов и выше – 5 ;

От 10 до 14.5 баллов – 4;

От 6 до 9.5 баллов – 3;

От 5.5 и ниже – 2 (можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 3 заданий по изученной теме);

Если баллы не набраны – 1 (можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 5 заданий по изученной теме).

     Таким образом, мы выполняем все требования  заполненного классного журнала, выставляя отметку по пятибалльной  шкале.

          Используя рейтинговую форму  оценки, ученик может сам выбирать подходящее для него задание.    

     Таким образом, внедрение  рейтинговой системы  оценки  знаний учащихся обеспечивает  постоянное стремление учеников  набрать больше баллов, повышать  их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу учащихся и  как результат повышает мотивацию  к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Возрастные особенности младших школьников 4го класса.

 

     К началу младшего школьного возраста психологическое развитие учащихся достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Кроме того, ребята 10 -11 лет могут совершать такие действия как, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, на определенном уровне их развития, что предполагает процесс чтения. 

     Мышление у  младших школьников выдвигается  в центр психического развития  ребенка, и становиться определяющим  в системе других психический  функций. В этот период мышление младших школьников переходит от наглядно-образного мышления  к словесно-логическому, понятийного мышления.

     Мышление на  стадии конкретных ситуаций характеризуется  способностью ранжировать объекты  по какому-либо признаку, классифицировать  их. Также, в возрасте 10-11 лет  появляются  новые формы мышления, которые  становятся опорой совершенствования  и развития остальных психических  процессов. У младших школьников  возникают такие новообразования  как, анализ, внутренний план действий, рефлексия. (Дубровин И.В. [4])

     Младшие школьники  овладевают анализом, который начинается  с умения ребенка выделять  в предметах и явлениях различные  свойства и признаки. Для развития  этого умения необходимо показать  детям прием сравнения данного  предмета с другими, обладающими  другими свойствами. Также, параллельно с овладением приемом выделения свойств путем сравнения различных предметов необходимо вводить понятия общих и отличительных, существенных и несущественных признаков. Выделять наиболее существенное и планировать ход решения, ориентироваться в условии задачи обеспечивает развитие внутреннего плана.

          Таким образом, аналитическая деятельность младшего школьника развивается в направлении от наглядно-действенного к абстрактно-умственному анализу, развивается умение строить умозаключения, доказательства и систему аргументаций. Направляя свои усилия на развития мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальные особенности. Кроме того, нельзя забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте и развитии его воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

План исследования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Дата

Мероприятие

    8.02.11

- Наблюдение урока

Цель:

- Пронаблюдать процесс  работы с информацией (чтение) на уроке иностранного языка в четвертом классе.

     9.02.11

-Интервью с учителем  №1

Цель:

- выяснить убеждения учителя  о необходимости развития способностей  учащихся выполнять предметные  действия во время работы с  информацией  на уроках иностранного  языка.

 

- Интервью с учителем  №2

Цель:

-выяснить убеждения учителя  о необходимости и важности  использования рейтинговой системы  оценивания на уроках иностранного  языка.

    09.02.11

- Контрольный замер №1

Цель:

- умения выполнять предметные  действия во время работы с  информацией (чтение).

Задание  1. Прочитать текст, понять его главную идею и озаглавить его (Поиск информации и понимание прочитанного).

Задание 2. Прочитать два текста и нарисовать простые картинки по содержанию данных текстов (Преобразование и интерпретация прочитанного).

Задание   3. Прочитать два текста и выявить противоречивую информацию в данных текстах  (Оценка информации).

Результаты К/З №1 заносятся в сводную таблицу результатов.

    10.02.11

 

 

 

 

 

 

 

 

    14.02.11

 

 

 

 

 

 

 

 

    15.02.11

Урок №1

Тема:

– Как задавать вопросы в прошедшем времени, часть вторая.

Цель заданий урока:

- умения выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение).

Задания:

Задание 1. Прочитать текст, понять его основную идею и озаглавить его (Поиск информации и понимание прочитанного).

Урок №2

Тема:

– Как задавать вопросы в прошедшем времени, часть третья.

Цель заданий урока:

- умения выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение).

Задания:

Задание 1. Прочитать два текста и нарисовать простые картинки по содержанию данных текстов (Преобразование и интерпретация прочитанного).

- Анкетирование учащихся

Цель:

- выяснить отношение учащихся  к процессу работы с информацией (чтение) на уроках иностранного  языка;

- выяснить отношение учащихся  к использованию 5балльной системе  оценивания на уроках иностранного  языка.

    24.02.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

    02.03.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3.03.11

- Психологическое тестирование:

 

- "Исключение лишнего"

 

Цель:

- исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

 

- "Сравнение понятий"

 

Цель:

- исследование операций  сравнения, анализа и синтеза  в мышлении детей младшего  школьного возраста.

 

Урок №3

Тема:

– Быть счастливыми вместе, часть вторая.

Цель заданий урока:

- умения выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение).

Задания:

Задание   1. Прочитать два текста и выявить противоречивую информацию в данных текстах (Оценка информации).

 

- Контрольный замер №2

Цель:

- умения выполнять предметные действия во время работы с информацией (чтение).

Задание 1. Прочитать текст, понять его главную идею и озаглавить его (Поиск информации и понимание прочитанного).

Задание 2. Прочитать два текста и нарисовать простые картинки по содержанию данных текстов (Преобразование и интерпретация прочитанного).

Задание   3. Прочитать два текста и выявить противоречивую информацию в данных текстах (Оценка информации).

Результаты К/З №2 заносятся в сводную таблицу результатов.

 

  Важнейшей особенностью нашего  исследования являлась система  оценки с новым пониманием  образовательных стандартов.

  В течение всех  уроков выстраивалась, корректировалась  рейтинговая система оценивания, учитывающая текущую работу ученика, выполняющего предметные действия  во время работы с информацией.

 

 

 

 


 

 

 

Глава I. Анализ ситуации

 

   Преддипломная государственная  практика проходила в МОУ Ермаковской  СОШ №1. Объектом нашего исследования  является процесс использования  рейтинговой системы как способа  оценивания учащихся выполнять  предметные действия во время  работы с информацией на уроках  иностранного языка в четвертом  классе.

   Анализ ситуации  в классе был проведен при  помощи следующих эмпирических  методов:

  1. Наблюдение;
  2. Интервьюирование;
  3. Анкетирование;
  4. Психологический тест «Исключение лишнего»;
  5. Психологический тест «Сравнение понятий».

   В течение первых  двух дней практики нам необходимо было выяснить, происходит  ли использование рейтинговой системы оценивания как способа оценивания работы учащихся во время выполнения предметных действий с информацией на уроках иностранного языка в четвертом классе.

   Для этого нами  был выбран метод наблюдения, и создан лист наблюдения, сформулированы вопросы, помогающие провести наблюдение качественно.

(Приложение 1)

  Цель метода: – пронаблюдать процесс работы с информацией (чтение)  на уроке иностранного языка в четвертом классе.

   В процессе наблюдения было установлено, что во время работы с информацией ребята стараются выполнить задания, предложенное учителем, однако, на наш взгляд, не все задания помогают ученику понимать и воспринимать информацию. Таких заданий как заполнение таблиц, схем, диаграмм на уроке иностранного языка нет.

   Девятого февраля  две тысячи одиннадцатого года  было проведено интервьюирование  учителя - наставника. Первое интервью проводилось с целью получения информации о процессе работы с текстом на уроке иностранного языка в четвертом классе.

(Приложение №2)

  В результате полученных ответов, стало очевидным, что учитель – наставник считает важным  и необходимым развивать у учащихся способности работать с информацией, так как это помогает развивать у ребят способности читать осознанно и полностью понимать прочитанное. Учитель – наставник на уроках иностранного языка использует такие приемы, как чтение текста с полным пониманием прочитанного, нахождение необходимой информации в тексте и работа с вопросами после текста.

  Второе интервью проводилось  также девятого февраля две  тысячи одиннадцатого года с целью выяснить какой системой оценивания ответов учащихся пользуется учитель-наставник.

Информация о работе Использование рейтинговой системы как способа оценивания способностей учащихся выполнять предметные действия во время работы с информац