Исследование мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7 лет к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст — это особый пе¬риод в жизни ребенка, когда выполняются мно¬гие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является игровая. Вступая в школьную жизнь, у ребенка ведущей деятельностью уже становиться учебная. Основ¬ная особенность учебной деятельности, по мне¬нию Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее про¬дуктом являются те изменения, которые прои¬зошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследования школьной мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………….…7
1.1. Понятие школьной мотивации и ее развитие в онтогенезе………….7
1.2. Особенности школьной мотивации детей с ЗПР……………………13
Глава 2. Исследование мотивационной готовности у детей 6-7 с ЗПР к обучению в школе………………………………………………………………20
2.1. Цель, задачи и методики констатирующего этапа………………..20
2.2. Качественный и количественный анализ исследования мотивационной готовности у детей 6-7 лет к обучению в школе………….25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……….………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2 КУРС.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет

имени И.Я.Яковлева»

 

 

Факультет дошкольной педагогики и психологии

 

 

Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

 

 

 

 

Исследование мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7 лет к обучению в школе

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Курсовую работу выполнила

                                     заочного отделения 2 курса

специальности «СДПиП»

                                                      Сушильникова Инна Сергеевна

 

                                                           Научный руководитель:

старший преподаватель

Федотова Анастасия Евгеньевна

             

                                          

             

 

 

 

 

 

Чебоксары 2009г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ исследования школьной мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………….…7

1.1. Понятие школьной мотивации и ее развитие в онтогенезе………….7

1.2. Особенности школьной мотивации детей с ЗПР……………………13

Глава 2. Исследование мотивационной готовности у детей 6-7 с ЗПР к обучению в школе………………………………………………………………20

2.1. Цель, задачи и методики констатирующего этапа………………..20

2.2. Качественный и количественный анализ исследования мотивационной готовности у детей 6-7 лет к обучению в школе………….25

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы……….………………………………………………32

Приложение……………………………………………………………….35

 

 

 


Введение

 

Старший дошкольный возраст — это особый пе­риод в жизни ребенка, когда выполняются мно­гие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является игровая. Вступая в школьную жизнь, у ребенка ведущей деятельностью уже становиться учебная. Основ­ная особенность учебной деятельности, по мне­нию Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее про­дуктом являются те изменения, которые прои­зошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».

Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельнос­ти ребенка и система его взаимодействий с ок­ружающими людьми в этом возрасте. Успеш­ность учения зависит от дидактического масте­рства педагога и находится в большой зависи­мости от того, насколько ребенок стал субъек­том учебной деятельности, т.е. каково его отно­шение к предмету изучения, средствам и спосо­бам достижения поставленных целей, к себе, педагогу и сверстникам (Эльконин Д.Б.). Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у ребенка внутренних по­буждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов. Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с отклонениями в развитии мотивационно-потребностная сфера занимает существен­ное место (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.Ю. Кулагина и др.). Поступле­ние ребенка в школу - важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной го­товности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, являет­ся мотивационная готовность.

Изучение мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР представляет интерес для по­нимания психологических причин трудностей включения детей с ЗПР в учебный процесс.

Создание условий для развития и формирова­ния мотивов в период дошкольного возраста, придающих дальнейшей учебной дея­тельности ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым. Отсутствие школьной мотивации является показателем неп­ричастности ребенка к учебному процессу. Для организации конструктивной работы по форми­рованию и развитию школьной мотивации у старшего дошкольника с проблемами в развитии педагогу важно знать:

- общие тенденции возрастного развития ребенка;

- индивидуальные особенности дошкольника;

- мотивационную готовность к школьному обучению.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Неудивительно, что этой проблеме посвящено большое количество работ как отечественных (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, А.К.Маркова и др.), так и зарубежных авторов (Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Э. Стоунс, Й. Лингарт и др.) [11, C. 253].

На протяжении многих десятилетий пробле­ма школьной неуспеваемости являлась предметом исследования специалистов разного про­филя: психологов (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейни­ков, НА. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник и др.); педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.); дефектологов и физиологов совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Вла­сова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, У.В. Ульенкова и др.). В насто­ящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количе­ством детей с пониженной обучаемостью, в том чис­ле и детей с задержкой психического развития.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации к школьному обучению детей (Божович Л.И., Выготс­кий Л.С., Давыдов В.В., Елфимова Н.В., Иль­ин B.C., Леонтьев А.Н., Липкина A.M., Лях Г.И., Маркова А.К., Матюхина М.В., Славина Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), специальных исследова­ний, посвященных изучению мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста с наруше­ниями в развитии недостаточно.

Цель исследования: исследование школьной мотивации детей 6-7 лет с ЗПР.

Объект исследования: школьной мотивации детей 6-7 лет с ЗПР.

Предмет исследования: процесс формирования школьной мотивации детей 6-7 лет с ЗПР.

Гипотеза: дети 6-7 лет имеют низкий уровень сформированности школьной мотивации.

В  исследовании ставились и решались следующие задачи:

1.      Анализ литературы по проблеме исследования.

2.      Выявить уровни сформированности школьной мотивации детей 6-7 лет с ЗПР.

3.      Провести сравнительный анализ полученных результатов.

Методы исследования:

1.                         Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования.

2.                         Биографический метод.

3.                         Эксперимент (констатирующий этап).

4.                         Количественный анализ полученных результатов исследования.

База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №145 «Радуга».

        Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ исследования школьной мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

1.1.           Понятие школьной мотивации и  ее развитие в онтогенезе

 

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [8, C. 65].

По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека. [23, C. 309-313].

В реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов [21, C. 259].

В работах, посвященных школьной мотивации, Л.И. Божович определила учебные мотивы как «то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости [3, C. 7-44].

А.К. Маркова подчеркивает другую сторону школьной мотивации – ее направленность: «мотив учения  - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности».

Согласно А.Н. Леонтьеву, учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не приносятся в нее извне «в готовом виде». Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, т.е. обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее [12, C. 129].

А.К. Маркова определяет школьную мотивацию как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности». Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности.

Таким образом, изучение литературы по проблеме развития школьной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

Мотив посещения школы первоклассниками не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в испол­нении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребно­стей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника. В последнем случае школьник добровольно выполняет все нормы и пра­вила поведения в школе как соответствующие принятой им роли [8, C. 254].

По поводу соотношения этих потребностей Л. И. Божович (1969) пишет: «Первоначально мы предполагали, что основным мотивом для поступления в школу детей старшего дошкольного возраста является желание новой обстановки, новых впечатлений, новых, более взрослых товарищей. Такого толкования придерживаются и другие психологи и педагоги, так как на него наталкиваются многие наблюдения и факты. Дети 6-7 лет явно начинают тяготиться обществом младших дошкольников, они с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им са­мим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей. Может даже показаться, что для дошкольника желание стать школьником связано с его стремлением играть в школьника и школу. Однако уже в беседах с детьми такое представление оказалось поставленным под сомнение. Прежде всего, обнаружилось, что дети в первую очередь говорят о своем желании учиться, поступление в школу выступает для них в основном как условие реализации этого желания. Это подтверждается и тем, что не у всех детей желание учиться совпадает с желанием обязательно ходить в школу. В беседе мы пытались развести то и другое и часто получа­ли ответы, позволяющие думать, что именно стремление учиться, а не только внешние атри­буты школьной жизни являются важным мотивом поступления в школу».

Информация о работе Исследование мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7 лет к обучению в школе