Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:23, курсовая работа
Старший дошкольный возраст — это особый пе¬риод в жизни ребенка, когда выполняются мно¬гие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является игровая. Вступая в школьную жизнь, у ребенка ведущей деятельностью уже становиться учебная. Основ¬ная особенность учебной деятельности, по мне¬нию Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее про¬дуктом являются те изменения, которые прои¬зошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследования школьной мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………….…7
1.1. Понятие школьной мотивации и ее развитие в онтогенезе………….7
1.2. Особенности школьной мотивации детей с ЗПР……………………13
Глава 2. Исследование мотивационной готовности у детей 6-7 с ЗПР к обучению в школе………………………………………………………………20
2.1. Цель, задачи и методики констатирующего этапа………………..20
2.2. Качественный и количественный анализ исследования мотивационной готовности у детей 6-7 лет к обучению в школе………….25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……….………………………………………………32
Таким образом, школьная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.
Выводы.
Школьная мотивация - одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности. Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Учебная деятельность младших школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. В работах К.С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического генеза.
Школьная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах.
Для детей с ЗПР характерны бедность школьной мотивации, отсутствие обусловленности процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня. Широкие социальные мотивы учения, придающие смысл учебной деятельности, недостаточно представлены в мотивационных системах детей с ЗПР. У этих учащихся учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся учащихся.
Глава 2. Исследование особенностей и мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7лет к обучению в школе
2.1. Цель, задачи и методики констатирующего этапа
База исследования – МДОУ «Детский сад комбинированного вида №145 «Радуга» г.Чебоксары. В экспериментальную группу были включены дети и дети спецгруппы с ЗПР №14, в контрольную группу – дети общеразвивающей группы №8.
Эксперимент включал в себя констатирующий этап.
Цель констатирующего эксперимент – изучить мотивационной готовности у детей 6-7 лет к школьному обучению по методикам.
На данном этапе мы использовали следующие методики:
1. Определение школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой).
2. Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).
Методика «Определение школьной мотивации» (методика Н.Г. Лускановой).
Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.
Материал: бланк с программой беседы.
Инструкция: Я буду рассказывать маленькие истории о двух школах «А» и «Б», и о тебе самом, но только не о том, что с тобой уже бывало или случилось, а что могло случиться с тобой в этих школах, а ты будешь выбирать, какая тебе школа больше нравиться.
1. В школу «А» все дети, которым исполнилось 7 лет, обязательно приходят первого сентября и начинают учиться. А в школу «Б» можно первого сентября не приходить, а прийти через неделю, через месяц или даже через год, когда захочешь.
2. В школе «А» надо каждое утро самому приходить в класс на уроки, а в школе «Б», если не хочешь идти в школу, сама учительница придет к тебе домой и будет тебя учить.
3. Для того чтобы поступить в школу «А» надо знать буквы, уметь считать, рисовать. А в школе «Б» ничего не надо говорить, можно ничего не знать и не уметь.
4. В школе «А» если учительница уедет в командировку, директор приглашает ребятам другую учительницу. А вместо учительницы в школе «Б» уроки ведет твоя мама.
5. В школе «А» каждый день бывают уроки письма, математики и иногда, один раз в неделю, рисование, музыка, физкультура. А в школе «Б» каждый физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика только один раз в неделю.
6. В школе «А» от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учительницу, не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать. А в школе «Б» можно во время урока поговорить с соседом, встать, выйти из класса без спросу и никто не сделает замечание.
7. В школе «А», если ученик старается и хорошо работает, ему ставят в журнал отметку отлично. А в школе «Б» за хорошую работу дают шоколадку.
Оценочные шкалы:
Высокая школьная мотивация (СА СВ)
Положительное отношение к школе (СА СВ)
Несформированная мотивация (неопределенная) (СА=СВ)
Дошкольная мотивация (А В)
Мотивационная ориентация:
Отношение к школе – вопросы 1, 2. Наличие школьно-учебной ориентации (чувство необходимости учения) – вопросы 3, 5. Ориентация на школьные нормы организации деятельности – вопросы 6, 7. Признание авторитета учителя – вопрос 4.
Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Т.А. Нежнова)
Цель: определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к обучению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Практика показала, что в данной методике не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос №2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ребенок ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.
С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. К неготовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.
Серия вопросов, задаваемые ребенку:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?
10. Что нового появиться в твоей жизни, когда ты начнется учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ними вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
2.2. Качественный и количественный анализ исследования особенностей мотивационной готовности у детей 6-7 лет к школьному обучению.
Цель: сделать качественный и количественный анализ исследования мотивационной готовности у детей 6-7 лет к школьному обучению.
Результаты исследования по методике Н.Г. Лускановой «Определение школьной мотивации»
Уровни
Дети | Высокая мотивация | Положительное отношение | Несформированная мотивация | Дошкольная мотивация |
Экспериментальная группа (ЗПР) |
0% |
20% |
40% |
40% |
Контрольная группа (норма) |
50% |
40% |
10% |
0% |
По данным результатам обследования видно, что у детей с ЗПР намного снижена мотивационная готовность, чем у детей нормального развития.
Дети экспериментальной группы отвечали на вопросы быстро, не задумываясь.
Мотивационная ориентация детей экспериментальной группы (ЗПР) по отношению к школе положительное составляет 55%, отрицательное – 45%. Наличие школьно-учебной ориентации (чувства необходимости учения): положительно – 45%, отрицательно – 55%. Ориентация на школьные нормы организации деятельности: положительно – 25%, отрицательно – 75%. Признание авторитета учителя: положительно 20%, отрицательно – 80%.
Мотивационная ориентация детей экспериментальной группы (норма) по отношению к школе положительное составляет 80%, отрицательное – 20%. Наличие школьно-учебной ориентации (чувства необходимости учения): положительно – 90%, отрицательно – 10%. Ориентация на школьные нормы организации деятельности: положительно – 70%, отрицательно – 30%. Признание авторитета учителя: положительно – 70%, отрицательно – 30%.
По данным результатам мы определили, что мотивационная готовность экспериментальной группы (ЗПР) в целом занижена в отличие от контрольной группы (норма).
Уровни школьной мотивации детей с ЗПР по методике Н.Г. Лускановой
Уровни школьной мотивации детей с нормальным развитием по методике Н.Г. Лускановой
Результаты исследования по методике Т.А. Нежновой «Отношение ребенка к обучению в школе»
Уровни
Дети | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа (ЗПР) |
0% |
30% |
70% |
Контрольная группа (норма) |
30% |
70% |
0% |
Информация о работе Исследование мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7 лет к обучению в школе