Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:23, курсовая работа
Старший дошкольный возраст — это особый пе¬риод в жизни ребенка, когда выполняются мно¬гие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является игровая. Вступая в школьную жизнь, у ребенка ведущей деятельностью уже становиться учебная. Основ¬ная особенность учебной деятельности, по мне¬нию Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее про¬дуктом являются те изменения, которые прои¬зошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследования школьной мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………….…7
1.1. Понятие школьной мотивации и ее развитие в онтогенезе………….7
1.2. Особенности школьной мотивации детей с ЗПР……………………13
Глава 2. Исследование мотивационной готовности у детей 6-7 с ЗПР к обучению в школе………………………………………………………………20
2.1. Цель, задачи и методики констатирующего этапа………………..20
2.2. Качественный и количественный анализ исследования мотивационной готовности у детей 6-7 лет к обучению в школе………….25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……….………………………………………………32
При обследовании по методике Т.А. Нежновой «Отношение ребенка к обучению в школе» дети экспериментальной группы часто затруднялись ответить, поэтому приходилось задавать им наводящие вопросы. Даже при наводящих вопросах несколько детей не могли ответить на некоторые вопросы (ответы детей в приложении 2).
По данным результатам видно, что у детей с ЗПР уровень сформированности школьной мотивации ниже, чем у детей с нормальным развитием.
Уровни сформированности школьной мотивации по методике Т.А. Нежновой у детей с ЗПР
Уровни сформированности школьной мотивации по методике Т.А. Нежновой у детей с нормальным развитием
Заключение
Старший дошкольный возраст — это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности. В возрасте 6-7 лет начинает формироваться учебная деятельность. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Изучение мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР представляет интерес для понимания психологических причин трудностей включения детей с ЗПР в учебный процесс.
В результате проведенного исследования было обнаружено, что школьная мотивация детей 6-7-летнего возраста с ЗПР резко снижена.
У них нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Для детей с ЗПР в целом характерны бедность учебной мотивации, отсутствие обусловленности процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня. Широкие социальные мотивы учения, придающие смысл учебной деятельности, недостаточно представлены в мотивационных системах детей с ЗПР. У этих детей учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей.
Анализ результатов показывает, что у детей с ЗПР мотивы смещаются и ведущими становятся желание увидеть новое. Но не все до конца понимают для чего они в скором будущем пойдут в школу.
Результаты исследования показали, что у детей с ЗПР недостаточно сформирована школьная мотивация, а именно, искажены мотивы учения.
По двум проведенным методикам видно, что у детей 6-7 лет с ЗПР нет высокого уровня школьной мотивации. Преобладает низкий уровень сформированности мотиваций к школьному обучению.
Методика Н.Г.Лусканова «Определение школьной мотивации»:
Высокая мотивация – 0%
Положительное отношение – 20%
Несформированная (неопределенная) – 40%
Дошкольная мотивация – 40%
Методика Т.А. Нежнова «Отношение ребенка к обучению в школе»
Высокий уровень – 0%
Средний уровнь – 30%
Низкий уровень – 70%
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза курсовой работы доказана.
Список литературы.
1. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Наталья Львовна Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2001. – 136 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Лидии Ильиничны Божович, Л.В. Благонадеженой. – М.: Педагогика, 1972. – с. 7-44.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Татьяна Александровна Власова, М.С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М., «Просвещение», 1973. – 175 с.
5. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Виталия Александровича Сластенина. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1999. - 280 с.
7. Жубриянова, Р. Коррекционная работа в младших классах: Дети с ЗПР // Учитель. – 2001. - №3. – с. 21-26.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
9. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для ВУЗов / Ирина Юрьевна Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
10. И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР // Дефектология – 1982. - №6. – с. 3-6.
11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 144 с.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Алексей Николаевич Леонтьев. – М.: Просвещение, 1971. – 356 с.
13. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Владимир Иванович Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
14. Лусканова, Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. – 2001. – №9. – с. 8-9.
15. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / Ирина Ивановна Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
16. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения / Аэлита Капитоновна Маркова, Татьяна Александровна Матис, Александр Борисович Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
17. Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Надежда Викторавна Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Людмила Вениаминовна Кузнецова, Любовь Израилевна Переслени, Людмила Ивановна Солнцева и др; Под ред. Людмилы Вениаминовна Кузнецовой. – М: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 480 с.
19. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. пед. учеб. заведений; Под ред. Ирины Владимировны Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
20. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Семен Леонидович Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. - 495 с.
22. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Наталья Васильевна Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.
23. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: «Харвест», 1998. – 800 с.
24. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Натальи Михайловны Назаровой. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. – 400 с.
25. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.
26. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова. – СПб.: «Дельта». – 384 с.
Информация о работе Исследование мотивационной готовности у детей с ЗПР 6-7 лет к обучению в школе