Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………………3

Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5

    1. Основные подходы  в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
    2. Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
    3. Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27

Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31

2.1. Организация  проведения классного часа……………………………..……31

Заключение…………………………………………………………….….………38

Список использованной литературы…………………………....……………....41

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии  стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального  труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Именно от правильно выбранной профессии во многом зависит достойная и независимая жизнь каждого человека.

Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками. 
   Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;

Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.

Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.

Задачи  курсовой работы:

1. Изучить литературу  по данной теме.

2. Изучить роль  школы в профориентации.

3. Изучить актуальность  профориентации старшеклассников.

4. Раскрыть содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников.

5. Сделать выводы  по проблеме профориентации 11-х классов

Методологическая  основа  исследования:

 Основные  закономерности развития общего  и профессионального образования  и стратегии перехода к новым  парадигмам образования изложены  в работах таких авторов как  Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.

Нормативно-правовой базой исследования являются: типовые  положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.

Методы  исследования:

– метод научного анализа психолого-педагогической литературы;

– тестирование;

– анкетирование;

– метод статистической обработки полученных данных.

Теоретическая значимость   исследования: состоит в том, что его результаты расширяют существующие подходы к рассмотрению проблемы выбора определенного профиля обучения школьниками.

Практическая  значимость исследования: заключается в том, что содержащееся в исследовании научное обоснование мотивов выбора определенного профиля обучения школьниками позволяет целенаправленно совершенствовать этот процесс.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ  ВОЗРАСТЕ

1.1 Основные  подходы в психолого-педагогической литературе к пониманию профильного обучения

Проблема профессионального  самоопределения личности относится  к числу активно разрабатываемых  психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитием государства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределения у большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальной неоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотрения и решения . [8, 209]

Кроме того, большое  внимание к данной проблеме объясняется  следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального  самоопределения личности отвечает насущным потребностям социально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных специалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследований проблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, что в начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическое развитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность, резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие.

Во-вторых, проблема профессионального самоопределения - это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса. 

 К 15-16 годам  у большинства учащихся складывается  ориентация на сферу будущей  профессиональной деятельности. Большинство  старшеклассников считает, что  существующее ныне общее образование  не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. [3, 23]

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового  возраста, примерно с 15 лет, в системе  образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Ведь на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой он толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. С высоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи, социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практике вся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами. Дома скандалы, что плохие оценки, к сожалению, для многих родителей это единственный показатель успешности его ребенка. В школе ему задают столько заданий, что каждый учитель, видимо, думает, что это только его предмет важный, а все остальные второстепенные. Учителя в этой ситуации тоже можно понять, так как он находится между молотом и наковальней: с одной стороны, учитель должен подготовить ученика в соответствии со всеми требованиями к аттестации, а в классе более 20 учеников, с другой стороны, часов, отводимых на такую подготовку недостаточно в общеобразовательных школах, поэтому ему ничего не остается, как больше задавать на дом (в лицеях, гимназиях этот вопрос, возможно не стоит). У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить школа.

Таким образом, основная проблема - помощь будущему выпускнику осмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Решить проблему отчуждённости школы от внешне заданных целей и ценностей  и подвести к обоснованию введения новой системы образования, возможно только в классах с профильным обучением . [11, 165]

Профильное  обучение преследует следующие цели:

1) обеспечение  углубленного изучения отдельных  предметов программы полного  общего образования;

2) создание условий  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3) способствование  установлению ровного доступа  к полноценному обучению разных  категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение  возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между  общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки  выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В современном  варианте главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают  с профориентацией, с тем, чтобы "способствовать самоопределению учащихся", чтобы  решить, прежде всего, профориентационную задачу.

Профориентационная работа с учащимися, делится на несколько этапов:

1. Пропедевтический  этап (8-й класс) - выявление образовательного  запроса учащихся.

2. Основной этап (9-й класс) - моделирование видов  образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.

3. Завершающий  этап (по окончанию 9-го класса) - оценка готовности школьника  к принятию решения о выборе  профиля обучения в старшей  школе.

Профильное  обучение, как внешнее обстоятельство развития личности учащегося рассматривается  в качестве своеобразного благоприятного внешнего условия для профессионального самоопределения учащихся.

Переход на массовое профильное обучение в современных  условиях рассматривается как осуществление  радикальной дифференциации и индивидуализации образования; с социальных позиций - как наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций - как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика; с методических позиций - как построение новой дидактической системы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обучения учащихся.

Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками