Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Итак, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Отсутствие  выбора собственной позиции, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального  самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Итак, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии  соответствовали возможностям человека. У молодых людей, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Профессиональные качества оцениваются не так объективно.

Таким образом, в профессиональном самоопределении большая роль принадлежит самосознанию старшеклассников.

Все предметы учебного плана средней общеобразовательной  школы обладают профориентационным потенциалом. В ходе их изучения при  условии применения педагогами развивающих личностно-ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются основы выбора профессии.

Чистая профориентация малоэффективна: проблемы профессионального  самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Мы считаем также, что хорошая профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются не только проблемы трудоустройства в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию.

Естественно, такие дискуссии  в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми  со стороны психологов-профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации или ублажая их на миленьких и веселеньких тренингах и группочках. Такие группочки и тренинги, конечно же, по-своему важны и полезны для здоровья (например, для установления контакта с классом и снятия напряжения). Но есть и более интересные формы работы, когда самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим социальным субъектом, гражданином своей страны.

Необходима также поддержка  и понимание родителей, готовых  помочь ученику определиться в огромном мире профессий. Делая выбор в  пользу той или иной профессии, ребёнок должен учитывать свои возможности, способности  и постараться сделать всё возможное для получения образования и устройства своей карьеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. "Профессиональная ориентация молодежи"[Текст] // А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 2000. -С.112.
  2. "Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения"[Текст] / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2001.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. [Текст] / - М., 2001.
  4. Гуткина М.С., Лернер П.С. и др. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / - Спб: Издательство "Питер", 2000.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
  6. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. [Текст] / - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения[Текст] / : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  8. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) [Текст] / : Учебное пособие/ Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  9. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
  10. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации/ Директор школы. №2, 2006.
  12. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / Москва «ВАКО», 2006. 
  13. Пряжников Н.С.Психология труда и человеческого достоинства. [Текст] / - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  14. Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2003.
  15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
  16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
  17. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. [Текст] / - ООО "Феникс", 2000.
  18. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. [Текст] / - М, 2002.
  19. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -283с.
  20. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методики профориентации

Методики для работы с классом (20—25 человек)

Профориентационная игра «Пришельцы»

Бланковая игра «Бизнес-риск-мен»

Бланковая игра «Торг»

Бланковая игра «Я - компаньон»

Активизирующий опросник «Перекресток»

Активизирующий опросник «Будь готов!»

Активизирующий опросник «самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»

Активизирующий опросник «справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)»

Активизирующий опросник «Престижная профессия»

Активизирующий опросник «Сейчас и потом»

Активизирующий опросник «Как поживаешь?»

Игра-дискуссия «Заработная плата работника (ЗПР)»

Методики для работы с группой (10—15 человек)

Игровое упражнение «подарок» («любимое блюдо», «маскарадный костюм»)

Игровое упражнение «Профессия на букву»

Игровое упражнение «Самая-самая»

Игровое упражнение «Цепочка профессий»

Игровое упражнение «День из жизни...» («Сон из жизни...»)

Игровое упражнение «Человек-профессия»

Игровое упражнение «Автопортрет»

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

Игровое упражнение «Походка» («Поступь профессионала»)

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»

Профориентационная игра «Эпитафия»

Карточная бланковая игра «Комплимент»

Карточная бланковая игра «Сударь-государь»

Карточная бланковая игра «Болван»

Упражнение «Советчик»

Методики для работы с группой (3—6 человек)

Игра «Профконсультация»

Карточная игра «Страшный суд»

Настольная игра «Страна богатых и умных»

Карточная игра «Тудема-сюдема»

Карточная игра «Психо-бизнес»

Методики для индивидуальной консультации

Карточная игра «Человек-судьба-черт»

Профессьянс «Формула-5

Профессьянс «Кто? Что? Где?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Мотивы выбора профессии.

 

Престижность

 

 

Высокая зарплата

 

 

Интерес

         

 

Доступность

обучения

 

 

Хорошие условия  труда

 

 

Возможность трудоустройства

         

 

Указания родителей, советы других людей

 

 

Пример друзей и знакомых

 

 

Соответствие  своим возможностям




 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3:

Мир профессий (по предмету и характеру  труда).

 

Типы профессий по предмету труда.

Классы  профессий по

характеру труда

 

исполнительские

творческие

1. “Человек- человек”

Агент

Воспитатель

Медсестра

Милиционер

Продавец

Социальный  работник

Врач

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Учитель

Юрисконсульт

2. “Человек-техника”

Бетонщик

Водитель

Газоэлектросварщик

Каменщик

Маляр

Машинист

Механик

Монтажник

Плотник

Слесарь

Токарь

Швея

Электромонтер

Инженер

Конструктор

Технолог

3. “Человек- знаковая                        

система”

Кассир

Машинистка

Наборщик

Телефонист

Бухгалтер

Геодезист

Переводчик

Программист

Экономист

4. “Человек - художественный образ”

Закройщик

Парикмахер

Повар

Портной

Фотограф

Актер

Архитектор

Музыкант

Хореограф

Художник

5. “Человек - природа”

Животновод

Садовник

Фермер

Агроном

Ветеринар

Геолог

Физик

Химик



Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками