Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Возможные направления профилизации и структуры  профилей.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля . [4, 73]

Таким образом переход к профильному  обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

установить  равный доступ к полноценному образованию  разным категориям - обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования.

Основные  подходы в психолого-педагогической литературе к пониманию профильного  обучения.

- фундаментальные исследования в области философии и методологии образования (Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, В.И. Загвязинский, В.Ф. Канев, В.В. Краевский и др.);

- концепции гуманистической направленности современной педагогики (Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцев, З.И. Васильева, Н.В. Бордовская, Т.С. Буторина, А.Г. Козлова, Л.М. Лузина, В.А. Петровский, Т.В. Светенко, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.);

- исследования в области дидактики и теории содержания образования (О.В. Акулова, Т.А. Бабакова, Г.Д. Кириллова, Н.М. Конжиев, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, Н.М. Полетаева, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

- исследования, раскрывающие сущность феномена интеграции (И.Ю. Алексашина, А.П. Беляева, B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, Л.А. Корожнева, В.Н. Максимова, Ю.С. Тюнников, А.Д. Урсул, Н.К. Чапаев, М.Г. Чепиков и др-);

- положения системного подхода к организации учебного процесса и формированию профессиональной направленности личности школьника (B.C. Ильин, С.П. Крягжде, М.М. Поташник, З.А. Решетова и др.);

- концепция личностно ориентированного образования, реализующая субъектность и индивидуальность профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной деятельности (М.В. Виленский, В.В. Гузеев и др.).

 

1.2 Особенности  профессионального самоопределения  в юношеском возрасте

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

Выбор профессии  молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям. [ 15, 195]

Поэтому столь  велика роль педагога, родителей в  формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения.

Особенности профессионального самоопределения  старшеклассников .

Профессиональное  самоопределение личности - сложный  и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических  возможностей человека с содержанием  и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное  самоопределение тесным образом  связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации) . [9,203 ]

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

Выделим ряд  направлений, способствующих решению  практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих  главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально  не изменилась и старший подросток  остался в школе, он тем самым  отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. [2, 74 ]

В выпускном  классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности .

Мир профессий  чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается  более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения .

Вопросами самоопределения учащихся в школе  занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути .

Цель психолога  построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление  индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии. [13, 164 ]

Основные  направления работы психолога:

1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление  имеет цель информационное обеспечение  учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психоконсультирование.  Эта одна из форм практической  деятельности психолога. Учитывая  специфику учебного заведения,  сопровождение решает следующие  задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме .

3. Психопросвещение. Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становится очень актуальным .

Для того, чтобы  передаваемые учащимися знания могли  активно включаться в процесс  личностного развития, выступать  своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.

4. Коррекционно-развивающая  работа. Коррекционно-развивающая работа  осуществляется через специально  организованную систему мероприятий,  которые ориентированы помочь  учащемуся в сложном мире профессий,  а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии .

Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками