Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Трудовой жизненный  путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить  человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.

Различают факторы профессиональной зрелости.

Факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются  у человека не одновременно. Развитие и формирование разными людьми может  происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Развитие одного фактора часто влечет за собой  развитие еще нескольких.

Акцент делается на развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат в основе формирования зрелости .

Одним из факторов профессиональной зрелости является автономность. Формирование автономности чаще всего  начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономности и формирования: Я - концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможность получить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встреч развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессионально построенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуют формированию образов реального и идеального "Я" и установлению связей между ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи (по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственное восприятие собственного внешнего облика . [12,81 ]

Как известно, многие проблемы возникают у людей из - за владеющего ими чувства одиночества, которое особенно присуще молодым  людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнению многих из них, работа в группе - это редкая возможность спокойно, без напряжения общаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одинок и поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортности и уверенности в себе.

В кругу себе подобных быстрее усваиваются определенные навыки поведения. Именно поэтому, даже в случае полной пассивности, человек  может многое понять и почерпнуть для себя много полезного .

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить.

Говоря о  профессиональном пути, мы говорим  о пути, имеющем определенную протяженность  во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словами строит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умение планировать свою профессиональную жизнь.

План - это наметки основных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, "к 30 годам встать на ноги", хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, "стать врачом", "окончить вуз" - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения, хотя бы приблизительно.

Для оценки умений по планированию проводится диагностическое  интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых  данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений . Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствует его особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь. Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторов профессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое - то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Предположительно, у старших школьников эмоциональная  включенность в выбор является одним  из важнейших показателей профессиональной зрелости . [ 6, 12]

Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудового  пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию. Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Существует  примерная схема решения задачи о выборе профессии:

1. Научись правильно выбирать профессию:

- первый фактор "Хочу" - оцени свои интересы и склонности. Какие профессии тебе нравятся, что ты о них знаешь.

- второй фактор "Могу" - знаешь ли ты о своих способностях и умениях, знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.

- третий фактор "Надо" - узнай, требуются ли специалисты выбираемой тобой профессии в настоящем и ближайшем будущем в нашем городе (районе). Как и где можно обучиться по данной специальности. Так как сразу все не умеет делать никто. Нужно, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор - это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость .

Традиционный  алгоритм выбора профессии "хочу-могу-надо" может оказывается неработающим. Потому как редко бывают удачные  случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным Поэтому необходимо перейти к рассмотрению следующих пунктов.

Чтобы правильно  выбрать будущее дело по душе и  по плечу, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию разного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о "других", о "чужих" видах деятельности. Нам часто мешают здесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему делу. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны .

На сегодняшний  день изучение проблем, связанных с  профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком  наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения  интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами "выбор профессии". За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Речь идет о построении правильного проекта профессионального старта.

В отечественной  педагогике и психологии накоплен немалый  опыт в области теории профессионального  самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С.

Профессия как  трудовая деятельность имеет определенную структуру:

заданные цели; заданный предмет; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Существует  классификация профессий, разработанная  Е.А. Климовым, которая состоит из четырех ярусов: типы, классы, отделы и группы профессий.

Профессиональное  самоопределение обычно связывают  с подростковым и юношеским возрастом, поскольку оно является важнейшим  новообразованием для данного этапа  развития человека. Выбор профессии  может оказаться очень трудным  для подростка.

Профильное  обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильные классы работают по индивидуальному  учебному плану, оно осуществляется за счет углубления изучения дисциплин  базисного компонента и включения  спецкурсов. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников

В курсовой работе приведен отечественный опыт профильного  обучения, раскрыты цели, задачи, этапы  профильного обучения.

Таким образом, при выборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с  учетом реальных потребностей рынка  труда.

 

1.3 Актуальность профориентации старшеклассников

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Профориентация  – мероприятия, направленные на подготовку к выбору профессии с учетом психологических особенностей личности, профессиональных предпочтений, интересов и склонностей.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения  о профессиональной ориентации и  психологической поддержке населения в Российской Федерации» важнейшими проблемами профессиональной ориентации признаны:

  • профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути;
  • профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Актуальность  профориентационного изучения учащихся 11-х классов для получения дополнительного профессионального образования обусловлено следующими факторами:

Во-первых, до 35% обследованных лиц характеризуются  недостаточным и низким уровнем  развития познавательных психических  процессов (память, внимание, мышление) и (или) обладают низким уровнем нервно-психической устойчивости, наличием выраженных акцентуаций характера в различных формах проявления (в некоторых случаях достигающие преболезненного уровня).

Во-вторых, существует высокая вероятность ошибочного или неправильного самостоятельного выбора выпускниками школ будущей профессии, обусловленная спонтанно возникающей (или социально-обусловленной) мотивацией выбора выпускниками школ той или иной профессии. При этом не учитываются личностные особенности, способности, возможности и истинные склонности выпускников.

В-третьих, наркологическая  ситуация в стране расценивается  как эпидемическая. За последние  пять лет число только поставленных на учет лиц с наркотической зависимостью увеличилось в 3,5 раза. У определенной части студентов, которые попадают в новые условия жизнедеятельности, формируется склонность к зависимому поведению, предпосылками которого служат психофизиологические и личностные особенности.

В-четвертых, как  показывают исследования во многих вузах города до 25% обучающихся студентов, испытывают выраженные трудности профессионального обучения из-за отсутствия (или недостаточного развития) у них необходимых социально-психологических и психофизиологических качеств. Это требует от ВУЗа проведения дополнительных мероприятий воспитательного и коррекционного характера или же решения вопросов отчисления данной категории учащихся.

Таким образом, для успешного обучения необходим  прогноз специальных способностей выпускника, который должен осуществляться не только на основе оценки уровня общеобразовательных знаний, но и с учетом предрасположенностей к определенному виду деятельности с учетом личностных психофизиологических качеств, мотивов, интересов, склонностей и др.

  • Введение в систему обязательного образования ЕГЭ многократно повышает актуальность и значимость правильного выбора специальности учащимися для получения государственного финансирования на образование. Существующий риск неправильного выбора специальности выпускником школы обуславливает потерю государственного финансирования его образования, в следствие прекращение обучения.
  • Заинтересованность учащихся школ и их родителей в правильном выборе будущей профессии.
  • Необходимость правильного комплектования руководством школы специализированных классов в соответствии с истинными способностями и направленностью учащихся на определенные виды профессиональной деятельности. Профориентационные мероприятия помогут целенаправленному распределению учебной нагрузки.
  • Заинтересованность руководства ВУЗов в правильном выборе кандидатов на обучение в данном образовательном учреждении и в последующем рациональном распределении студентов по конкретным специальностям.

Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками