Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.
Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………
Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.
Различают факторы профессиональной зрелости.
Факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются у человека не одновременно. Развитие и формирование разными людьми может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких.
Акцент делается на развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат в основе формирования зрелости .
Одним из факторов профессиональной зрелости является автономность. Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономности и формирования: Я - концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможность получить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встреч развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессионально построенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуют формированию образов реального и идеального "Я" и установлению связей между ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи (по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственное восприятие собственного внешнего облика . [12,81 ]
Как известно, многие проблемы возникают у людей из - за владеющего ими чувства одиночества, которое особенно присуще молодым людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнению многих из них, работа в группе - это редкая возможность спокойно, без напряжения общаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одинок и поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортности и уверенности в себе.
В кругу себе
подобных быстрее усваиваются
Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить.
Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словами строит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умение планировать свою профессиональную жизнь.
План - это наметки основных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, "к 30 годам встать на ноги", хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, "стать врачом", "окончить вуз" - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения, хотя бы приблизительно.
Для оценки умений по планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений . Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствует его особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь. Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторов профессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое - то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости . [ 6, 12]
Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудового пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию. Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Существует примерная схема решения задачи о выборе профессии:
1. Научись правильно выбирать профессию:
- первый фактор "Хочу" - оцени свои интересы и склонности. Какие профессии тебе нравятся, что ты о них знаешь.
- второй фактор "Могу" - знаешь ли ты о своих способностях и умениях, знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.
- третий фактор "Надо" - узнай, требуются ли специалисты выбираемой тобой профессии в настоящем и ближайшем будущем в нашем городе (районе). Как и где можно обучиться по данной специальности. Так как сразу все не умеет делать никто. Нужно, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор - это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость .
Традиционный
алгоритм выбора профессии "хочу-могу-надо"
может оказывается
Чтобы правильно
выбрать будущее дело по душе и
по плечу, одних только знаний и рассудительности
мало. Нужно сознательно и
На сегодняшний
день изучение проблем, связанных с
профессиональным самоопределением, является
необходимой для выбора человеком
наиболее подходящей ему профессии.
Вопросы профессионального
В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С.
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:
заданные цели; заданный предмет; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Существует классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, которая состоит из четырех ярусов: типы, классы, отделы и группы профессий.
Профессиональное самоопределение обычно связывают с подростковым и юношеским возрастом, поскольку оно является важнейшим новообразованием для данного этапа развития человека. Выбор профессии может оказаться очень трудным для подростка.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильные классы работают по индивидуальному учебному плану, оно осуществляется за счет углубления изучения дисциплин базисного компонента и включения спецкурсов. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников
В курсовой работе приведен отечественный опыт профильного обучения, раскрыты цели, задачи, этапы профильного обучения.
Таким образом, при выборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
1.3 Актуальность профориентации старшеклассников
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Профориентация – мероприятия, направленные на подготовку к выбору профессии с учетом психологических особенностей личности, профессиональных предпочтений, интересов и склонностей.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» важнейшими проблемами профессиональной ориентации признаны:
Актуальность профориентационного изучения учащихся 11-х классов для получения дополнительного профессионального образования обусловлено следующими факторами:
Во-первых, до 35%
обследованных лиц
Во-вторых, существует высокая вероятность ошибочного или неправильного самостоятельного выбора выпускниками школ будущей профессии, обусловленная спонтанно возникающей (или социально-обусловленной) мотивацией выбора выпускниками школ той или иной профессии. При этом не учитываются личностные особенности, способности, возможности и истинные склонности выпускников.
В-третьих, наркологическая
ситуация в стране расценивается
как эпидемическая. За последние
пять лет число только поставленных
на учет лиц с наркотической
В-четвертых, как показывают исследования во многих вузах города до 25% обучающихся студентов, испытывают выраженные трудности профессионального обучения из-за отсутствия (или недостаточного развития) у них необходимых социально-психологических и психофизиологических качеств. Это требует от ВУЗа проведения дополнительных мероприятий воспитательного и коррекционного характера или же решения вопросов отчисления данной категории учащихся.
Таким образом,
для успешного обучения необходим
прогноз специальных
Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками