Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников;
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения с выбором профессии старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, обучающиеся в профильных классах, испытывают меньшие трудности с выбором будущей профессии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить роль школы в профориентации.
Введение…………………………………………………………….………………3
Глава 1. Теоретические основы: проблемы профильного обучения и специфика выбора профессии старшеклассниками………..………….……5
Основные подходы в психолого-педагогической литературе к выбору профессии старшеклассниками……………………………… .………....9
Особенности обучения в профильных классах …………………… …...16
Актуальность профориентации старшеклассников………………….….27
Глава 2. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками …………………………………………………….….…..31
2.1. Организация проведения классного часа……………………………..……31
Заключение…………………………………………………………….….………38
Список использованной литературы………
Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям. Учащимся необходимо определить именно ту профессию, которая будет для них интересной, приносить доход, востребованной на рынке труда нашего времени.
Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
Каждому из нас задавали этот вопрос в детстве «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» И кто-то хотел стать принцессой, кто-то олимпийским чемпионом, а кто-то водителем пожарной машины. Но вот благополучно миновали школьные годы, неумолимо надвигается выпускной бал, а сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка, и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы ещё не ошибиться с выбором. Что нужно учесть?
Прежде всего – твои способности. Прежде всего, разделим причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние
причины отвечает сам ученик –
их определяют его способности, склонности,
привычки и характер, и только они. Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворе разного рода экономические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем – можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии ее престиж не должен застить глаза; о нем нужно помнить, но опираться на него одного – вряд ли разумно. Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. В норме рост заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Что это значит? Сейчас танцовщица может получать столько же сколько начинающий клерк в банке. Но лет через пять она останется танцовщицей. А клерк может шагнуть по карьерной лестнице повысив свой заработок в несколько раз. Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Даже ради высокой зарплаты мало кто согласится тянуть лямку, занимаясь не интересным делом. Тот, для кого работа будет в радость, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. И как неразрывно связанное с его успешной работой, последует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег. Именно фанатично увлеченные своей профессией люди делают открытия, патентуют изобретения, открывают собственные компании.[15] Еще одним мотивом
к выбору профессии может стать |
Выбор профессии - один из самых серьезных выборов в жизни подростка, который просто поражает своим масштабом.
Задача профориентации - помочь подростку выбрать будущую профессию и найти подходящий ВУЗ. Это, увы, нельзя сделать, основываясь только на рейтингах вузов и содержании разных профессий. Точно так же подростку важно понимать собственные способности, склонности, интересы и желания. Именно точка пересечения его индивидуальности и требований профессии и должна быть основой для выбора.
Понимание себя помогает ему взглянуть на мир профессий и возможностей по-другому, оценить, что больше или меньше соответствует его интересам и ценностям, понять, где найдется место его способностям и талантам. Основываясь на этом, мы помогаем старшекласснику сориентироваться в учебных заведениях, выделить те, где учат тому, что он выбрал.[10]
Таким образом, мы не выбираем профессию или ВУЗ за старшеклассника, мы помогаем ему сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на достаточно полные представления о мире ВУЗов и профессий, не забывая при этом о собственных желаниях и способностях.
Работа с родителями представлена на схеме 1
Схема 1
Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Глава II. Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками
2.1. Организация проведения классного часа
Для оказания помощи в выборе профессии классные руководители могут использовать также классные часы по профориентации. Рассмотрим пример одного из таких классных часов.
Классный час по профориентации в 11 классе.
«Ветер перемен»
Цель: Формирование информационной и коммуникативной компетентности, компетентности в области решения проблем, критического и творческого мышления с использованием метода проектов.
Задачи:
Методы: диалог, исследование, дискуссия, частично-поисковый, кейс-метод (работа с вопросами) метод проектов, упражнений, поощрения, примера.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, листы А-4, раздаточный материал (брошюрки с описанием профессий, карточки с вопросами, бланки с тестами, разрезанные пазлы (профессия)), справочники учебных заведений.
Во время входа учащихся в класс на экране стоит первый слайд презентации с названием темы: "Ветер перемен».
Добрый день, ребята. Хочу предложить вам классный час на тему «Ветер перемен». Эпиграфом нашего занятия будет высказывание философа Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые французы : «Выбирать профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала». И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность «примерить» несколько таких перчаток, побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердиться в своем выборе.
Но сначала, мы с вами поиграем в игру «Отгадай профессию».
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)
Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)
Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)
8)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)
А теперь мы поделимся на группы, для этого каждый из вас возьмет пазл. Ваша задача достроить картинку. Таким образом, вы соберетесь в команды. Куда же вас сегодня ветер судьбы занесет?
(Распределяются)
Итак, первая группа у нас – медицинские работники.
- Какие вы
знаете медицинские
Вторая группа – менеджеры. Перечислите специальности менеджеров. ( по туризму, по продажам, по закупкам)
Третья группа – юристы. Понятие широкое. Какие профессии относятся к данной группе? ( нотариус, прокурор, адвокат..)
Четвертая группа – программисты. Какие направления программистов? ( веб-дизайн, системный ???)
Для работы каждая группа получает карточки с заданиями. Вам дается 2 минуты на выполнение 1 и 2 вопроса.
Ответы. Слайды( ЕГЭ + учебные заведения)
Практически все школьники уверены, что смогут найти высокооплачиваемую работу после окончания учебы. А вот зарплату себе выписывают разную. Учащиеся ПТУ и колледжей рассчитывают на 10-19 тысяч рублей, а студенты вузов — на 29-40.
- А что скажут на этот счет специалисты?
Специалисты
считают, наиболее востребованными профессиями:
медицинского работника, бухгалтера, менеджера по
продажам, программиста, а из рабочих профессий
– электросварщика, слесаря. Что-то совпало,
а что-то нет.
Следующее задание: Подготовить 1-минутную
рекламу, предложенной вам профессии.
Для подготовки – 4 минуты. ( например,
В пед учиться поступай, детишкам знанья
передай. Профессия учителя всегда нужна
и для государства она важна.)
Есть профессии востребованные, а есть и не востребованные.
- Какие и почему же они стали невостребованными?
В числе самых непривлекательных должностей родители отметили охранников и секретарей А теперь я вам предлагаю выполнить тест на вашу готовность к выбору профессии.
Ну что ж, давайте вспомним, на каких пристанях нам сегодня удалось побывать?
Медицинские работники, юристы, менеджеры, программисты.
Теперь
предлагаю вам заполнить
Вскоре Вы расстанетесь со школой и начнёте самостоятельную жизнь. Наверное, задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если же нет, то предлагаем Вам подумать над этим при заполнении нашей анкеты. Спасибо. (в квадрате слева от вариантов ответов поставьте знак «галочку» у того варианта, который совпадает с вашим мнением)
Начало формы
Образовательное
учреждение____________________
Класс_________________________
ФИО (полностью)___________________
1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
обучаться в ссузе работать
обучаться в ВУЗе служить в армии
хочу отдохнуть и развлечься иной вариант __________________
2. Определились ли Вы с выбором профессии, если да, каков Ваш выбор?
да ______________________________
нет
3. Кто повлиял (влияет) на Ваш выбор?
родители школа, учителя
наследственные задатки сверстники, друзья
материальное положение в семье СМИ
иной вариант
______________________________
4. В какое учебное заведение Вы планируете поступать? На какой факультет?
5. Как Вы думаете, возможно ли в настоящее время трудоустроиться по выбранной Вами профессии?
да, легко
возможно
невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда
6. Как вы поступите в случае неудачи при поступлении в выбранное Вами учебное заведение?
Заключительное слово учителя
Возможно кто-то, мечтал о карьере журналиста, а вдруг после нашего классного часа подумал о пчеловодстве, это не страшно, главное сделать вовремя правильный выбор. А если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Я хочу поблагодарить вас за работу, поддержку, понимание. А мне остается пожелать вам попутного ветра, у вас еще есть время, для того, чтобы сделать правильный выбор! Спасибо и до свидания!
Заключение
В нашей курсовой работе, посвященной особенностям обучения как условия эффективного выбора профессии старшеклассниками были рассмотрены понятия самоопределения, профессиональное самоопределение, профессия, и профильная подготовка. Изложены и раскрыты темы, касающиеся различных областей обучения. Изложение материала сосредоточено на общих вопросах профессионального самоопределения, обучения, и методах оказания психологической помощи при выборе профессии. В частности, были представлены определения профессионального самоопределения Климова Е.А., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Божович Л.И. Также были рассмотрены определения с точки зрения педагогических позиций. Приведен отечественный опыт профильного обучения, выделены цель, главные задачи профильного обучения, этапы профориентационной работы. Подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Нами была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.
Информация о работе Исследование обучения как эффективного выбора профессии старшеклассниками