Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Актуальность выбранной темы. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Введение …........................................................................................................... 3
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся ………………………………………………………..7
1.1.Исследовательский метод обучения…………………………………..7
1.2.Приобщение учащихся к исследовательской работе………………12
1.3.Исследовательское обучение………………………………………….15
Глава 2. Исследовательская деятельность в программе к «Окружающему миру»…………………………………...…………….........19
Глава 3. Виды исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальных классах …………………………........25
3.1.Использование исследовательских заданий при знакомстве с изменениями в природе………………………………………………………...25
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы…………30
3.3.Исследовательская деятельность на экскурсии………………………33
Заключение ......................................................................................................... 37
Список использованной литературы ............................................................ 40
Приложение...................................................................................................42
ВВЕДЕНИЕ
«Интерес к обучению
проявляется только тогда, когда
есть вдохновение, рождающееся от успеха»,
- говорил В.А. Сухомлинский. А успех
появится только в том случае, если
уже с 1 класса ученики начнут заниматься
исследовательской
Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если той активности ребёнка не противодействовать, не пресекать её многозначительными «нельзя», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов исследований существенно расширяется.
Ученик, склонный к
исследовательскому поведению,
Собственную
Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Задача взрослых – помочь в проведении ученических исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ученика и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Актуальность выбранной темы.
В эпоху, когда
личность стоит на первом
Новизна данного исследования
заключается в попытке
Предметом исследования является материал учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .
Цель работы – попытка представить более полную и яркую картину, а также в связи с этим объяснить некоторые особенности использования методов исследовательской работы на уроках «Окружающего мира» в начальных классах . .
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1) особенность образовательного компонента “Окружающий мир” , программы для традиционной начальной школы ;
2) характеристика теоретических основ использования методов исследовательской работы при обучении предмету «Окружающий мир» ;
3) пути и методы реализации «исследовательского обучения» ;
4) формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»;
5) разработать и показать разнообразие исследовательских видов работ на уроках и внеурочное время .
Теоретическая значимость заключается в попытке решения ряда вопросов, связанных с таким явлением как исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках «Окружающего мира».
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в качестве вспомогательного материала для подготовки проведения исследовательских работ на уроках «Окружающего мира», основным тенденциям и проблемам, исследования состоит в том, что отдельные понятия и выводы работы могут быть использованы в качестве учебного материала для обучения.
Методы исследования – аналитический, экспериментальный, наблюдения, анализ, выборка.
ОБЪЕКТ исследования: учебно-воспитательный процесс, уроки окружающего мира, материалы учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .
Таким образом,
обосновав актуальность
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся.
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети XIX века. Биолог А.Я. Герд, историк М.М. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т.д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении исследовательского метода в отечественной педагогической практике сыграли Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И.И. Срезневский и др. Однако, отсутствие достаточной теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг.
В конце 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин), в начале 60-х гг. в условиях научно-технического развития и общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
При реализации
исследовательского метода у
учащихся формируются такие
Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Посильные для учащихся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями различных явлений, растительных и животных организмов с целью установления некоторых фактов, необходимых первоначальных обобщений. Более сложные исследовательские работы предполагают решение познавательных задач путём постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.
1.2. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
Задача школы: создать необходимые условия, чтобы ребенок, через разнообразные виды школьной деятельности, через многообразие социальных общностей (коллектива) смог освоить все богатство человеческих отношений. И осознать себя свободным в формах культурного поведения, чтобы добился признания и уважения окружающих, обрел свое признание и смысл жизни, чтобы в будущем смог в полной мере реализовать себя в творческом труде общественной и личной жизни.
Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира актуально для человека, особенно в нашем современном мире, где много всякой информации поступает с экранов телевизора, со страниц газет, с Интернета. Считается, что занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Будущие академики
и ученые находятся сейчас
за школьной партой. Школа развивает
в учениках потребность
Учителя, долгие
годы работающие в школе,
Не столь новой,
но востребованной в обучении
является научно –
Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира