Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной  темы. В эпоху, когда  личность стоит на первом месте,  как в социальном, так и в  учебном пространстве, необходимо  создать благоприятные условия  для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Содержание работы

Введение …........................................................................................................... 3
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся ………………………………………………………..7
1.1.Исследовательский метод обучения…………………………………..7
1.2.Приобщение учащихся к исследовательской работе………………12
1.3.Исследовательское обучение………………………………………….15
Глава 2. Исследовательская деятельность в программе к «Окружающему миру»…………………………………...…………….........19
Глава 3. Виды исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальных классах …………………………........25
3.1.Использование исследовательских заданий при знакомстве с изменениями в природе………………………………………………………...25
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы…………30
3.3.Исследовательская деятельность на экскурсии………………………33
Заключение ......................................................................................................... 37
Список использованной литературы ............................................................ 40
Приложение...................................................................................................42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда  есть вдохновение, рождающееся от успеха», - говорил В.А. Сухомлинский. А успех  появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской деятельностью.

 

 Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если той активности ребёнка не противодействовать, не пресекать её многозначительными «нельзя», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов исследований существенно расширяется.

 

 Ученик, склонный к  исследовательскому поведению, не  будет полагаться только на  те знания, что даются ему в  ходе традиционного обучения, он  сам будет активно изучать  окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

 

 Собственную исследовательскую  деятельность ученика следует  рассматривать, в первую очередь,  как одно из основных направлений  развития творческих способностей.

 

 Не менее важно  и другое обстоятельство –  как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

 

 Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

 

 Задача взрослых – помочь в проведении ученических исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ученика и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.

 

Актуальность выбранной  темы.

 В эпоху, когда  личность стоит на первом месте,  как в социальном, так и в  учебном пространстве, необходимо  создать благоприятные условия  для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Новизна данного исследования заключается в попытке максимально 

 

Предметом исследования является материал учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .

 

Цель работы – попытка представить более полную и яркую картину, а также в связи с этим объяснить некоторые особенности использования методов исследовательской работы на уроках «Окружающего мира» в начальных классах . .

 

 Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

 

1) особенность образовательного компонента “Окружающий мир” , программы для традиционной начальной школы ;

 

2) характеристика теоретических основ использования методов исследовательской работы при обучении предмету «Окружающий мир» ;

 

3) пути и методы реализации «исследовательского обучения» ;

 

 4) формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»;

 

 5) разработать и показать разнообразие исследовательских видов работ на уроках и внеурочное время .

 

Теоретическая значимость заключается в попытке решения ряда вопросов, связанных с таким явлением как исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках «Окружающего мира».

 

Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в качестве вспомогательного материала для подготовки проведения исследовательских работ на уроках «Окружающего мира», основным тенденциям и проблемам, исследования состоит в том, что отдельные понятия и выводы работы могут быть использованы в качестве учебного материала для обучения.

 

Методы исследования – аналитический, экспериментальный, наблюдения, анализ, выборка.

 

ОБЪЕКТ  исследования: учебно-воспитательный процесс, уроки окружающего мира, материалы учебников «Окружающего мира» для учащихся начальных классов .

 Таким образом,  обосновав актуальность выбранной  темы, выделив цель и задачи, предмет  и объект и метод исследования, определив его практическую значимость, перейдем к описанию структуры курсовой работы. Тематически выделяются две главы (теоретическая и практическая), а также введение и заключение. Завершается работа заключением и списком используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся.

 

Исследовательский поиск  позволяет одновременно развивать  у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить  наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую  учащиеся  выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.

 

    1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

 

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и  применение знаний, обеспечивает овладение  методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

 

 Идеи исследовательского  метода появились в педагогике  в последней трети XIX века. Биолог  А.Я. Герд, историк М.М. Стасюлевич  в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественнонаучным, исследовательским принципом, подходом и т.д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении исследовательского метода в отечественной педагогической практике сыграли Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И.И. Срезневский и др. Однако, отсутствие достаточной теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг.

 

В конце 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин), в начале 60-х гг. в условиях научно-технического развития и общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.

 

 При реализации  исследовательского метода у  учащихся формируются такие элементы  творческой деятельности, как самостоятельный  перенос знаний и умений в  новую ситуацию, видение задачи  в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у учеников некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование, более или менее длительного характера, в лаборатории.; постановка задачи для её решения, на основе изложения учителя, текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Важное значение исследовательский метод имеет в трудовом обучении. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех (или большинства) этапов исследования: наблюдения и изучения фактов и явлений; постановки задачи (выявления непонятных явлений, подлежащих исследованию); выдвижения гипотез; построения и осуществления плана; выявления связей изучаемого явления с другими; решения, его объяснения и проверки; выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний. Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках учебного предмета задач, при пропедевтической подготовке к их решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству. Однако исследовательский метод не охватывает весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объём знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем для восприятия объяснения учителя. Для практической реализации исследовательского метода в обучении необходимо разработать систему задач, которая должна включать основные типы проблем, например по биологии задачи определения взаимосвязей между количеством вносимых удобрений и качеством полученной сельскохозяйственной продукции. Формы заданий при исследовательском методе обучения различны. Это и задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, или задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок. При затруднениях в выполнении исследовательских заданий учащимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Например, введением дополнительных данных сужают поле поиска решения, дают схожую, но более легкую задачу, членят трудную задачу на 2-3 подзадачи и т.д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют исследовательский метод в эвристический метод (частично-поисковый). Самостоятельное решение задач предполагает формирование у учащихся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении исследовательского метода играет индивидуализация обучения путём регулирования сложности и типов задач.

 

 Исследовательский метод применим на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Посильные для учащихся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями различных явлений, растительных и животных организмов с целью установления некоторых фактов, необходимых первоначальных обобщений. Более сложные исследовательские работы предполагают решение познавательных задач путём постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.

 

1.2. Приобщение учащихся к исследовательской работе.

 

Задача школы: создать  необходимые условия, чтобы ребенок, через разнообразные виды школьной деятельности, через многообразие социальных общностей (коллектива) смог освоить все богатство человеческих отношений. И осознать себя свободным в формах культурного поведения, чтобы добился признания и уважения окружающих, обрел свое признание и смысл жизни, чтобы в будущем смог в полной мере реализовать себя в творческом труде общественной и личной жизни.

 

 Способность мыслить  творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира актуально для человека, особенно в нашем современном мире, где много всякой информации поступает с экранов телевизора, со страниц газет, с Интернета. Считается, что занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

 

 Будущие академики  и ученые находятся сейчас  за школьной партой. Школа развивает  в учениках потребность получать  и добывать самостоятельно знания, занимать в жизни активную жизненную позицию. От ученого всегда требовалось наличие интеллекта, творческого потенциала знаний, трудолюбия, а от современного – еще и умения владеть междисциплинарным подходом в решении проблем, интегративного уровня знаний и умений, способность к активному диалогу и сотрудничеству. В школе идет развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся.

 

 Учителя, долгие  годы работающие в школе, знают,  какое бесчисленное количество  методов и форм обучения приходило  и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет стали привлекательны нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

 

 Не столь новой,  но востребованной в обучении  является научно – исследовательская  деятельность учащихся, которая  способствует развитию и индивидуализации  личности, а также формированию  мотивации к получению учащимися  знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира