Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной  темы. В эпоху, когда  личность стоит на первом месте,  как в социальном, так и в  учебном пространстве, необходимо  создать благоприятные условия  для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Содержание работы

Введение …........................................................................................................... 3
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся ………………………………………………………..7
1.1.Исследовательский метод обучения…………………………………..7
1.2.Приобщение учащихся к исследовательской работе………………12
1.3.Исследовательское обучение………………………………………….15
Глава 2. Исследовательская деятельность в программе к «Окружающему миру»…………………………………...…………….........19
Глава 3. Виды исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальных классах …………………………........25
3.1.Использование исследовательских заданий при знакомстве с изменениями в природе………………………………………………………...25
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы…………30
3.3.Исследовательская деятельность на экскурсии………………………33
Заключение ......................................................................................................... 37
Список использованной литературы ............................................................ 40
Приложение...................................................................................................42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

 Обучение учащихся  началам исследовательской деятельности  возможно и вполне осуществимо  через урок, дополнительное образование,  защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

 

 Очень важно учитывать,  что процесс обучения началам  научного исследования представляет  собой поэтапное, с учётом возрастных  особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

 

1) мыслительных умений  и навыков: анализ и выделение  главного; сравнение, обобщение и  систематизация; определение и объяснение  понятий; конкретизация, доказательства  и опровержение, умение видеть противоречия;

2) умений и навыков  работы с книгой и другими  источниками информации;

3) умений и навыков,  связанных с культурой устной  и письменной речи.

 

 Педагог играет  немаловажную роль в выполнении  исследовательской деятельности  учащихся: контролирует, направляет, помогает.

 

 Приобщение детей  к исследовательской деятельности  должно быть нацелено не на  результат, а на процесс. Главное  – заинтересовать ребёнка, вовлечь  в атмосферу деятельности. Исследовательская  деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

 

1.3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ.

 

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена  биологически, ребенок рождается  исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает  соответствующее поведение и  создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

 

Попытки выстроить образовательную  деятельность в массовой школе на основе исследовательских методов  обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию на практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему господствуют в образовании.

 

В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

 

Общая тенденция развития современного материального и духовного  производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

 

Главным инструментом развития исследовательского поведения в  образовании выступает исследовательский  метод обучения. Он входит в арсенал  методов обучения, применяемых современными педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.

 

В настоящее время  исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем (или педагогом).

 Важно и то, что  весь этот процесс - как процесс,  отвечающий потребностям активной  детской натуры, - окрашен положительными  эмоциями.

 

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

 В современной методике, по степени самостоятельности  ребенка, выделяется три уровня  реализации «исследовательского  обучения»: 

 

1. Учитель ставит сам проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти учащемуся.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребенок  ищет самостоятельно. На этом  уровне допускается коллективный  поиск.

3. Высший уровень –  постановка проблемы, поиск методов  её исследования и разработка  решения осуществляется ребенком  самостоятельно.

 

Учебное исследование включает в себя ряд этапов:

 

  • выделение и постановка проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, таблица и др.
  • защита проекта.

 

Учащиеся начальной  школы исследовательскую работу проводят как на уроках природоведения и экологии, так и во внеурочное время, наблюдая за развитием комнатных растений, изучая условия жизни животных , насекомых, природных явлений и т.д.

 

Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОГРАММЕ К «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ».

 

 В последние годы  в связи с изменением целей  начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных областей. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998-1999 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент “Окружающий мир”, реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.

Что же представляет собой образовательный компонент “Окружающий мир” в современной четырехлетней начальной школе?

 

 Во-первых, следует  сказать о том, что в российской  начальной школе накоплен достаточно  богатый опыт начального естественнонаучного  образования. Учителя хорошо знакомы с предметом “Природоведение”, который начал преподаваться в школах с 1972 года. В последние годы произошло осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной образовательной сферы. Сегодня содержание природоведения – это часть содержания образовательного компонента “Окружающий мир”. Само название говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким образом, происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.

 

 Приказом Минобразования  России от 19.05.98 № 1235 утвержден  обязательный минимум содержания  начального общего образования, где в числе других определено содержание двух образовательных областей – “Естествознание” и “Обществознание”. Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его.

 

 В четырехлетней  начальной школе на изучение  образовательного компонента “Окружающий  мир” в Базисном учебном плане  общеобразовательных учреждений  Российской Федерации (приказ  Минобразования России от 09.02.98 №  322) в инвариантой (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному часу в неделю, в 3 и 4 – по два. Учитывая то, что в содержание данного образовательного компонента включены элементы знаний из двух образовательных областей, в 1 и 2 классах “Окружающий мир” дается интегрировано без деления на предметы.

 

 Во-вторых, “Окружающий  мир” – это, прежде всего,  мировоззренческий курс, который  формирует основы мировоззрения ребенка, а так же, представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

 В-третьих, при изучении  содержания курса “Окружающий  мир” ставится задача не только  ознакомления ребенка с ближним  и дальним природным окружением, но и обогащения его социального  опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

 Четвертый момент, о котором следует сказать,  – это значение курса “Окружающий  мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. Все утвержденные Минобразованием России курсы для 1 класса, реализующие содержание образовательного компонета “Окружающий мир”, рассчитаны на ребенка 7-го года жизни.

 Вряд ли нужно  сегодня доказывать кому-либо  остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

 

 Много вопросов  вызывает организация проведения  уроков по ОБЖ. Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

 Еще одна особенность  образовательного компонента “Окружающий  мир” состоит в том, что  он предусматривает предварительное  (пропедевтическое) ознакомление учащихся  с историей Отечества и родного  края. На ярком и доступном  детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается

с 3 класса. Как уже  было сказано выше, курс “Введение  в историю” вводится параллельно  с курсом “Природоведение” или  “Окружающий мир”. В настоящее  время разработаны интегрированные курсы “Окружающий мир”, включающие историческое содержание.

 

 Для традиционной  начальной школы разработано  для всех четырех классов пять  курсов:

 “Зеленый дом”, автор  А.А.Плешаков  (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес).

 

Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими  разработками для учителя, в каждом курсе полностью реализуется  обязательный минимум содержания начального общего образования.

Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности, и вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих

Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира