Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Актуальность выбранной темы. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Введение …........................................................................................................... 3
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся ………………………………………………………..7
1.1.Исследовательский метод обучения…………………………………..7
1.2.Приобщение учащихся к исследовательской работе………………12
1.3.Исследовательское обучение………………………………………….15
Глава 2. Исследовательская деятельность в программе к «Окружающему миру»…………………………………...…………….........19
Глава 3. Виды исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальных классах …………………………........25
3.1.Использование исследовательских заданий при знакомстве с изменениями в природе………………………………………………………...25
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы…………30
3.3.Исследовательская деятельность на экскурсии………………………33
Заключение ......................................................................................................... 37
Список использованной литературы ............................................................ 40
Приложение...................................................................................................42
Необходимо воспитывать
у школьников правила и нормы
поведения в природе,
Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих заболевания и травмы. Задача учителя – научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п.
Большое место в
процессе обучения
Систематически
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы.
Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения: алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, традесканция, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).
Из класса пресмыкающихся
в школе содержатся черепахи.
Для уголка живой природы
Для содержания
птиц в уголке живой природы
необходимо создать
В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки. Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.
Уголок живой природы для младших классов школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.
Заключение
Долгое время нас
пытались приучить к тому, что
обучение ребёнка должно
Если мы хотим,
чтобы процессы развития и
саморазвития личности
Задача общеобразовательной
школы заключается, прежде
Таким образом,
в процессе исследовательской
деятельности у учащихся
Организация
человека нравственного, родового: помогает принципиально принять многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Литература
1.О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин .Программа Окружающий мир 1-4 классы 1999.№2 .,с.60-76.
2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Автореф. дисс. н. М., 2003.
3. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. ~ 2001. - №1.
4.Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.В. Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч. - 2000. - №2.
5.Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках
природоведения. Начальная школа. М, 2004г., с. 41-43
6.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. с. 18-23.
7.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. с. 29-42.
8.Рыжова Н.А. Экологический проект Моё дерево . 1997.№4.,с.48-52
9.Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на эколого-экономическую тему. Начальная школа. М, 2003г., с. 40-42 .
10.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. с. 22-32.
11.Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. ? 2001. ? №1.
12.Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.
13.Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.В. Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч. – 2000. ? №2. .
14. Журналы «Начальная школа».
Приложение 1.
Работа в рамках экологического проекта «Мое дерево» предполагает интегрированный подход. Исследования ученики проводят в основном самостоятельно, в качестве домашних заданий. В школе ученики вместе с учителем обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают полученные данные. Наблюдения, исследования ведутся в основном во внеурочное время, дома. Тем самым снимается проблема выделения дополнительного объема времени для исследовательской работы.
В качестве объекта
исследований детей выбрано
Проект включает три этапа работы.
Первый этап — подготовительный. Учитель объясняет цель, задачи проекта, проводит беседы, дискуссии, экскурсии. Определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий — дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирали для исследований деревья, которые были видны из окон их домов, росли во дворе дома. У большинства детей сформировано представление о том, что главное дерево нашей страны — береза. Поэтому этот вид стал самым массовым объектом исследований. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива. Реже дети выбирали каштан, вяз, дуб, клен, ясень.
Важной задачей работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Анализ детских рассказов (устных и письменных) о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманным именем, а не ботаническим названием. Видимо, таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого педагог должен познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту, убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. Работа в рамках проекта для многих родителей оказалась привлекательной, способствовала их совместной с детьми деятельности. Часто помощь оказывали старшие братья и сестры. С другой стороны, ученики могут привлекать к наблюдениям своих младших братьев и сестер, тем самым приобщая их к природе. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления: во многих семьях есть деревья, посаженные кем-либо из членов семьи или их знакомыми. В одной семье сажали деревья в честь рождения детей.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом», «Изучение снега» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов.
Пример одного из заданий — «Изучение ствола, коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?
Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира