Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной  темы. В эпоху, когда  личность стоит на первом месте,  как в социальном, так и в  учебном пространстве, необходимо  создать благоприятные условия  для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Содержание работы

Введение …........................................................................................................... 3
Глава 1. Метод исследования – путь к активизации познавательной деятельности учащихся ………………………………………………………..7
1.1.Исследовательский метод обучения…………………………………..7
1.2.Приобщение учащихся к исследовательской работе………………12
1.3.Исследовательское обучение………………………………………….15
Глава 2. Исследовательская деятельность в программе к «Окружающему миру»…………………………………...…………….........19
Глава 3. Виды исследовательской деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальных классах …………………………........25
3.1.Использование исследовательских заданий при знакомстве с изменениями в природе………………………………………………………...25
3.2.Исследовательская деятельность в уголке живой природы…………30
3.3.Исследовательская деятельность на экскурсии………………………33
Заключение ......................................................................................................... 37
Список использованной литературы ............................................................ 40
Приложение...................................................................................................42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

 Необходимо воспитывать  у школьников правила и нормы  поведения в природе, систематически  и последовательно добиваться, чтобы  эти правила стали привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической работе важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению растений и животных.

 

 Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих заболевания и травмы. Задача учителя – научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п.

 

 Большое место в  процессе обучения природоведению  занимает выработка практических  умений и навыков. Процесс этот  длительный и требует систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения наблюдать за погодой. Учащиеся "читают" записи из "Дневника наблюдений", и это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и "минус", объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов мороза и т. д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-опытном участке.

 

 Систематически осуществляемое  трудовое воспитание в процессе  обучения, вовлечение школьников  в посильный общественно полезный  труд являются важнейшими условиями  формирования сознательного отношения  к учебе, развития нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.

 

3.2.Исследовательская  деятельность в уголке живой  природы.

Уголок живой природы  – это не только место для хранения живых растений и животных и для  подготовки опытов с ними, но и место  для проведения внеурочных и внеклассных  занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.

 

 Комната для уголка  живой природы должна быть  хорошо освещена, отвечать нормам  и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения: алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, традесканция, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.

 

Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).

 

 Из класса пресмыкающихся  в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно  приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных  классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи  является террариум или даже  ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.

 

 Для содержания  птиц в уголке живой природы  необходимо создать определенные  условия, так как птицы в  отличие от земноводных и пресмыкающихся  более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.

 

 В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки. Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.

 

Уголок живой природы  для младших классов школы  имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а  также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.

Заключение

 

 Долгое время нас  пытались приучить к тому, что  обучение ребёнка должно строиться  на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска  истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

 

 Если мы хотим,  чтобы процессы развития и  саморазвития личности школьника  шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.

 

 Задача общеобразовательной  школы заключается, прежде всего,  в подготовке учащихся быть  адекватными окружающей биологической  действительности. Один из перспективных  методов достижения образованности выпускников школы – это исследовательская работа учащихся, выполняемая под руководством учителя,

 Таким образом,  в процессе исследовательской  деятельности у учащихся формируются  следующие качества и навыки:

  • способность к самореализации,
  • умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,
  • инициативность, изобретательность,
  • смекалка,
  • готовность и способность к придумыванию,
  • нестандартность, самобытность мышления;
  • чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
  • склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.

 Организация исследовательской  деятельности позволяет учителям  предметникам развивать у обучающихся  качества следующих составляющих созидающей личности человека творческого: создает исследовательскую среду как на уроках, так и во внеурочной деятельности;

человека нравственного, родового: помогает принципиально принять многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин  .Программа Окружающий мир 1-4 классы 1999.№2 .,с.60-76.

2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Автореф. дисс. н. М., 2003.

3. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. ~ 2001. - №1.

4.Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.В. Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч. - 2000. - №2.

5.Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках

 природоведения. Начальная  школа. М, 2004г., с. 41-43

6.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. с. 18-23.

7.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. с. 29-42.

8.Рыжова Н.А. Экологический проект Моё дерево . 1997.№4.,с.48-52

9.Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на эколого-экономическую тему. Начальная школа. М, 2003г., с. 40-42 .

10.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. с. 22-32.

 11.Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. ? 2001. ? №1.

 12.Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.

 13.Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.В. Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч. – 2000. ? №2. .

14. Журналы «Начальная школа».

Приложение 1.

 

Работа в рамках экологического проекта «Мое дерево» предполагает интегрированный подход. Исследования ученики проводят в основном самостоятельно, в качестве домашних заданий. В школе ученики вместе с учителем обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают полученные данные. Наблюдения, исследования ведутся в основном во внеурочное время, дома. Тем самым снимается проблема выделения дополнительного объема времени для исследовательской работы.

 

 В качестве объекта  исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль  в нашей жизни. Они окружают  нас постоянно, однако большинство  детей и взрослых не обращают  на них внимания. Опыт показывает, что дети младшего возраста  часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья — довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

 

 Проект включает  три этапа работы.

 

 Первый этап —  подготовительный. Учитель объясняет цель, задачи проекта, проводит беседы, дискуссии, экскурсии. Определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий — дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирали для исследований деревья, которые были видны из окон их домов, росли во дворе дома. У большинства детей сформировано представление о том, что главное дерево нашей страны — береза. Поэтому этот вид стал самым массовым объектом исследований. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива. Реже дети выбирали каштан, вяз, дуб, клен, ясень.

 

 Важной задачей  работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Анализ детских рассказов (устных и письменных) о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманным именем, а не ботаническим названием. Видимо, таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

 

 Экологический проект  «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого педагог должен познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту, убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. Работа в рамках проекта для многих родителей оказалась привлекательной, способствовала их совместной с детьми деятельности. Часто помощь оказывали старшие братья и сестры. С другой стороны, ученики могут привлекать к наблюдениям своих младших братьев и сестер, тем самым приобщая их к природе. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления: во многих семьях есть деревья, посаженные кем-либо из членов семьи или их знакомыми. В одной семье сажали деревья в честь рождения детей.

 

Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом», «Изучение снега» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов.

 

 Пример одного из  заданий — «Изучение ствола, коры».

 

1. Найди место, где  ствол дерева шире (уже) всего.

2. Погладь кору дерева. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая?  Есть ли на ней трещины? В  каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира