содержательных линий и поэтому
представлены достаточно широко.
Основные курсы дополнены
факультативами “Экология для
младших школьников” и “Планета
загадок”, что позволяет полнее
учитывать интересы и способности
детей, обеспечивать более широкую
и разнообразную деятельность
учащихся по изучению и охране
среды. Программа “Зеленый дом” получает
развитие в основной школе, где создан
новый учебный курс для 5 класса, обеспечивающий
переход к изучению естественнонаучных
дисциплин (биология, физика, химия и др.)
Таким образом, примерная
программа служит как ориентиром
для составления авторских программ, разработки
календарно-тематических планов, так и
создает условия для творчества учителя,
свободного выбора форм и методов обучения,
дифференциации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса
при реализации интегрированного курса
«Окружающий мир» могут быть разнообразными:
- дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.;
- уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;
- уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.
- Обязательны при этом кратковременные прогулки (1-й и 2-й классы) и предметные или комплексные экскурсии (3-й и 4-й классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
В целом содержание, методы, средства
и формы организации познавательной
деятельности ориентированы на обеспечение
мотивационного, ориентировочного, содержательно-операционного,
волевого и оценочного компонентов учения.
Глава 3. ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА»ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Большую роль в
экологическом образовании и
воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших,
играет практическая, исследовательская
работа в природных условиях. Теоретические
знания, полученные учеником на уроках,
должны стать базой для самостоятельной
оценки происходящих в природе процессов
и явлений, для проведения собственных
исследований, наблюдений, умения обобщить
результаты своих наблюдений, способствовать
экологически грамотному, безопасному
для природы и собственного здоровья поведению.
К сожалению, во
многих школах уроки природоведения,
экологии ограничиваются стенами
классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут
определить названия растений, животных,
изображенных на картинках, но не узнают
их в природе. Это объясняется многими
причинами: большим количеством учеников
в классе, ограниченным количеством часов,
выделяемых на естественнонаучные предметы,
удаленностью большинства школ от природных
объектов и т.п. Хотя бы частному решению
проблемы может помочь исследовательская
работа младших школьников в рамках экологических
проектов. В настоящее время в реализации
различных экологических проектов принимают
участие все больше школьников старшего
и среднего возраста. Однако опыт показал,
что и учащиеся младших классов с удовольствием
и большим интересом участвуют в такой
работе, естественно, на доступном для
них уровне. (см приложение 1)
Темы сочинений
могут быть разными. Главное
условие — в них необходимо
отразить результаты своих наблюдений.
Интересно, что в процессе написания
сочинений в классе ни у
кого из учеников не возникало
желания списывать: ведь у каждого
из них было свое дерево и свои наблюдения.
При выполнении
работы возникла проблема: учитывать
ли при оценке сочинений грамматические
ошибки? Практически во всех классах
дети спрашивали: «А вы будете
снижать оценку за ошибки?» Опыт показал,
что боязнь сделать ошибку и концентрация
внимания ученика на этом делает недостижимой
цель, которая ставится перед ним с точки
зрения проекта. Ученик, как правило, думает
не о содержании сочинения, а о том, как
пишется то или иное слово, старается сделать
сочинение коротким. Выход из этой ситуации
один: во время проверки педагог исправляет
ошибки, но на оценку за содержание это
не влияет. В процессе работы по проекту
ученикам, как правило, выставлялись только
хорошие оценки, плохие работы просто
не оценивались. Не секрет, что боязнь
получить плохую оценку сковывает инициативу,
фантазию ребенка, не способствует творческому
подходу к работе.
Школьники младшего
возраста нуждаются в конкретизации
темы сочинения. В рамках проекта
педагог давал только главные
направления, очерчивал круг вопросов, которые можно (но не обязательно)
затронуть в работе. При этом подчеркивалось,
что ученик сам может выбрать, на каком
вопросе он остановится подробнее, а какой
вообще не затронет. Если объяснения учителя
будут слишком детальными, сочинения получатся
похожими друг на друга: стараясь как можно
лучше выполнить указания, дети будут
строго следовать предложенному образцу.
Поэтому необходимо подчеркивать, что
поощряется творчество, оригинальность,
инициатива, ученик может написать и о
том, о чем учитель не упомянул. Главное,
чтобы все написанное имело отношение
к теме. (см. приложение 2 приводятся примеры
сочинений по разным темам)
Сочинения учеников
обсуждались в классе. У младших
школьников велика потребность
в «публичном» обсуждении и
положительной оценке их работ. Но есть категория учеников,
которые стесняются выносить свои мысли
и чувства на обсуждение всего класса.
С таким ребенком его сочинение лучше
обсудить наедине или написать свое впечатление
в тетради.
3.1.Использование
исследовательских заданий при знакомстве
с изменениями в природе.
Природоведения как
учебный предмет имеет большие
возможности для образования
и воспитания школьников. Образовательные
задачи определены содержанием
новой программы данного курса.
Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой
природе, знакомятся с некоторыми производствами
и трудом людей своей области (края), района,
города, села. В содержание образования
и воспитания данного курса входит непосредственное
изучение детьми объектов природы путем
проведения наблюдений, постановки опытов
с растениями и животными, ознакомления
школьников с трудовой деятельностью
человека, а также практическое участие
школьников в труде.
Природоведческий
материал изучается учащимися
уже начиная с 1 класса. При ознакомлении школьников с окружающим
миром накапливаются и формируются знания
о многообразии предметов неживой и живой
природы, их изменениях. Во 2 классе природоведческие
знания расширяются, объекты природы изучаются
в связи с сезонными изменениями, поэтому
с многими явлениями в природе учащиеся
знакомятся по временам года. Например,
изучают растения в разные времена года.
Особое место здесь уделяется наблюдению
за изменениями в жизни растений осенью,
зимой, весной. Программа 3-4 классов является
прямым продолжением и развитием ранее
полученных знаний, которые являются основой
для усвоения естественнонаучных дисциплин
в последующих классах. Поэтому содержание
курса природоведения включает в себя
элементы различных наук о растениях,
животных, человеке, знания о поверхности
Земли, ее недрах, почве, погоде, климате
и др.
Образовательные и
воспитательные задачи в процессе
обучения решаются комплексно. В
единстве с обучением осуществляется
всестороннее воспитание; оно включает
в себя формирование у школьников научного мировоззрения; научно-атеистическое,
патриотическое и интернациональное,
экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое,
физическое и трудовое воспитание. Задачи,
всестороннего воспитания: привить школьникам
навыки культуры труда и любви к людям
труда, познакомить с различными профессиями
и на этой основе проводить профориентационную
работу. Одной из задач воспитания является
формирование научного мировоззрения.
В содержании курса школьного природоведения
заложены большие возможности для ее решения.
Сообщая детям элементарные сведения
о неживой и живой природе, о труде людей,
учитель показывает, как взаимосвязаны
объекты природы, какое влияние на природу
оказывает трудовая деятельность человека.
Уже в 1 классе
при изучении темы "Наша школа" проводится урок на пришкольном
участке, где учащиеся знакомятся с изменениями
в жизни растений осенью, а позднее убеждаются,
что с наступлением холодов желтеют и
опадают листья на деревьях, исчезают
насекомые, многие птицы улетают на юг.
В процессе дальнейшего общения с природой
у детей накапливаются знания о том, что
с наступлением тепла появляются новые
листья, зеленеет и растет трава. Во 2 классе
наблюдения за объектами живой природы
продолжаются. На основе материалов экскурсий,
кратких записей в "Дневнике наблюдений"
устанавливаются взаимосвязи в неживой
и живой природе. На конкретных примерах
выясняется, какие сезонные изменения
характерны для растений и животных в
определенное время года. Знания об изменениях
в природе учащиеся лучше усваивают в
процессе проведения непосредственных
наблюдений за растениями и животными.
При этом очень важно учить детей самостоятельно
выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое
явление. Понимание взаимосвязей в живой
и неживой природе накапливается постепенно.
В 3 классе при изучении данного курса
учащиеся используют уже имеющиеся знания,
полученные в процессе наблюдения за объектами
природы. Школьники усваивают зависимость
живых объектов природы от погодных условий
и на этой основе устанавливают многосторонние
взаимосвязи живой и неживой природы.
Знания о взаимосвязях в природе позволяют
учащимся самостоятельно делать выводы
об изменениях в живой природе в зависимости
от времени года. В 4 классе имеются большие
возможности для формирования у учащихся
научного миропонимания при изучении
неживой и живой природы. На конкретных
примерах показывается взаимосвязь целых
экологических групп, например луга, леса,
водоема, поля. Последовательное развитие
знаний о природе, постоянное ведение
"Дневников наблюдений" способствуют
формированию у школьников убеждения
в том, что развитие живой природы является
закономерным явлением и вполне объяснимо.
Содержание материала
позволяет не только раскрыть
перед учащимися основные закономерности
изменений в природе, но и
объяснить причинно-следственные связи и на этой основе придать
каждому факту, процессу или явлению наилучшее
истолкование и обоснование. Формирование
научного мировоззрения тесно связано
с осуществлением научно-атеистического
воспитания учащихся, главная задача которого
– научить детей правильно понимать и
объяснять явления природы. Работу по
научно-атеистическому воспитанию следует
проводить на уроках, внеклассных занятиях
по природоведению, в процессе общения
учителя с родителями, индивидуально с
учащимися, используя при этом разнообразные
формы, методы и средства обучения, приобщая
учащихся к самостоятельному осмыслению
изученных явлений природы.
На современном
этапе большое внимание уделяется
эстетическому воспитанию учащихся,
главная задача которого –
формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем
этих чувств является природа. В процессе
изучения природы раскрываются ее красота
и многообразие. К. Д. Ушинский писал, что
день, проведенный ребенком посреди рощ,
полей, стоит многих недель, проведенных
на учебной скамье. Общение с природой
научит школьника слушать музыку леса:
шелест листвы, пение птиц, шум деревьев,
журчание воды, чувствовать многообразие
запахов цветов, видеть красоту и разнообразие
красок – все это вызывает эстетические
переживания, не оставляет детскую душу
равнодушной. В начальных классах необходимо
в первую очередь обращать внимание детей
на красоту формы, внешний вид растения
или животного, особенности окраски, эстетические
признаки и на этой основе формировать
у школьников конкретные знания и представления
о явлениях природы. Например, в 3 классе
проводится экскурсия в лес или парк с
целью наблюдения за весенними, изменениями
в жизни растений и животных. В самом начале
экскурсии учитель обращает внимание
детей на то, как преобразился парк весной:
листья деревьев окрашены в ярко-зеленый
цвет, на березах появились сережки и т.д.
Учитель предлагает школьникам остановиться
и послушать шелест листьев, а затем объяснить,
есть ли что общее в шелесте листьев с
тихой музыкой. Затем он может предложить
учащимся прочитать стихи о природе или
сделает это сам. Для эстетического воспитания
учащихся немаловажное значение имеют
культура учебного труда, чистота рабочего
места, создание соответствующих условий
для работы с объектами природы. Аккуратно
выполненная и красиво оформленная коллекция
насекомых или растений помогает детям
видеть не только результаты своего труда,
но и получать от него эстетическое наслаждение.
Задачи экологического
воспитания – формирование у
школьников бережного отношения
к природной среде. Важнейшей частью экологического
воспитания школьников является природоохранительная
работа. Она включает в себя ознакомление
младших школьников с растениями и животными
Красной книги, воспитание у детей правил
и норм поведения в природе, выполнение
разнообразной посильной общественно
полезной работы по охране природы своей
местности. Задача учителя: простым доступным
языком объяснить и показать детям на
конкретных примерах, что человек – это
часть природы, без которой его жизнь невозможна.
Например, в процессе изучения темы "Природа
нашего края. Важнейшие полезные ископаемые".
В начале урока учитель сообщает о добыче
полезных ископаемых и подводит учащихся
к выводу о значении полезных ископаемых
в жизни человека, затем обращается внимание
детей на необходимость охраны полезных
ископаемых. После изучения темы учащиеся
должны усвоить, что добыча полезных ископаемых
связана с изменением и нарушением природного
комплекса (лучше всего это показать на
примере местных карьеров во время экскурсий
или при просмотре учебного фильма); поэтому
добыча полезных ископаемых проводится
планово, с учетом всех особенностей данной
местности. На таких примерах формируются
понятия об экологическом равновесии
и причинах его нарушения. Экологическое
воспитание в начальных классах связано
с выполнением конкретной природоохранной
работы: изучение охраняемых объектов
своей местности, общественно полезная
работа по выращиванию растений, уход
за животными, изготовление и развешивание
кормушек для птиц, уход за молодыми посадками
в лесничествах, изучение научно-популярной
литературы, просмотр передач по природоохранной
тематике, экскурсии в природу.