Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения мор-фологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Изучить соответствующую теме научную и методическую литера-туру.
• Рассмотреть особенности работы над частями речи в 3классе.
• Проанализировать базовую программу по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; «Школа россии»; развивающую систему Занкова.
Методологическую основу исследования составили:
• теория личностно – деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
• особенности развития ребёнка данного возрастного периода, рас-смотренные в трудах В.А. Аверина, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной;
• методика преподавания русского языка в начальных классах (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская).
Введе-ние………………………………………………………………………...……3
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкозна-ния…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной шко-ле………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам освоения основной образовательной програм-мы начального общего образова-ния………………………………………………......10
2.2. УМК по русскому языку «Классическая шко-ла»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа Рос-сии»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохло-вой………………………..................19
2.4. "Развивающая система Занко-ва"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 клас-се..................25
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОССОШАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам
Курсовая работа
Выполнила студентка
4 курса группы «А»
Беланова Татьяна Алексеевна
Научный руководитель:
Якубянец Валентина Прокофьевна,
преподаватель русского языка
Россошь-2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкознания…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной школе………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам
освоения основной образовательной
программы начального общего образования……………………………………………….
2.2. УМК по русскому языку «Классическая школа»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа России»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной
и Хохловой………………………...........
2.4. "Развивающая система Занкова"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 классе..................25
Заключение
Список литературы
Введение
Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка в начальной школе учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. А также формируются первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Одним из важнейших разделов школьного курса русского языка является морфология. От успешности усвоения этого раздела во многом зависит успешность дальнейшего изучения русского языка. Согласно программам к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать главные части речи.
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых изучение морфологии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
В трудах М.Р. Львова, Л.Л. Буланина уделяется особое внимание изучению морфологии в начальных классах, ими разработана методика изучения частей речи в начальной школе: имя прилагательное, глагол, существительное. А также различные темы курса морфологии: знакомство с местоимением, именем числительным, наречием и служебными частями речи.
В ходе исследования было выявлено противоречие между высокой степенью абстрактности морфологических понятий и готовностью (необходимостью) их усвоения младшими школьниками. Анализ противоречия позволил сформулировать проблему: каким образом учитель может помочь ученику усвоить морфологические понятия.
Необходимость решения данной проблемы позволили определить тему курсовой работы: «Изучение частей речи в 3 классе по различным образова-тельным программам».
Объект исследования: процесс и результат обучения морфологии учащихся начальной школы.
Предмет исследования: система обучения морфологии.
Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения морфологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили:
Сочетание теоретико–методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования.
Теоретические: анализ методической литературы, раскрывающей состояние исследуемой проблемы.
Эмпирические: обобщение педагогического опыта учителей общеобразовательной школы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкознания
Морфология (от греч. µпсцз "форма" и лпгпу "учение", буквально "учение о форме") – раздел грамматики, изучающий словоизменение и грамматические разряды слов (части речи), имеющиеся в данном языке. В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразование отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.
До середины ХХ в. в русской грамматике не было четкого различия между морфологией и словообразованием. Однако постепенно словообразование выделилось в самостоятельный раздел грамматики, обособившись от морфологии. При этом предмет морфологии несколько сузился. В современных учебниках он представлен в виде трех разделов:
1) грамматические классы и разряды слов (части речи);
2) грамматические категории;
3) парадигматика (системы форм словоизменения).
С появлением раздела словообразования содержание предмета морфологии в школьных учебниках стало более четким[1, 105].
В результате морфологию можно определить как раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В.В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове[2,68].
Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом. Слова, прежде всего, изучаются в лексикологии, где они рассматриваются с точки зрения их конкретной, «вещественной» семантики в качестве обозначений предметов, явлений, признаков и т.д. Однако любое слово является не только лексической, но и грамматической единицей и, наряду с вещественным значением, слово обладает в той или иной форме некоторыми дополнительными, так называемыми грамматическими значениями (время, род, число, падеж и пр.). Формы слова на основе свойственных им грамматических значений соотносятся друг с другом, а также с формами других слов и могут быть объединены в определенные ряды (парадигмы). Изучение слов по всем указанным параметрам относится уже не к лексикологии, а к морфологии.
Особенно тесно морфология соприкасается со словообразованием. Проблема заключается в том, что не всегда можно четко определить, где лишь словоформа, а где уже новое лексическое значение слова, например, образование видовых пар глаголов (делать - сделать, записать - записывать). Такие вопросы можно рассматривать как в области морфологии, так и словообразования[1,115]. Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слов, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений. Различие морфологии и синтаксиса заключается в том, что объектом изучения морфологии является слово, тогда как для синтаксиса объектом изучения служит предложение, элементы предложения в виде разных групп слов. И морфология, и синтаксис рассматривают слова, но подходят к ним с разных сторон и выясняют разные взаимоотношения слов в общей системе языка[3,98]. Основными понятиями морфологии являются понятие формы слова (словоформы), грамматического значения, грамматической категории, морфологической парадигмы и части речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию.
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной школе
В начальной школе значительное место отводится формированию грамматических понятий. Посмотрим, какое же определение понятия нам даёт М.Р. Львов. «Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений». Он говорит, что «любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы.
Первый этап – эмпирический - предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.
Второй этап – теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.
Третий этап – дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы»[6,202].
Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6-7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка – с именами числительными.
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – представлены в каждом из I-IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в III и IV классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения - повелительное, сослагательное и пр.; местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы – в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.
В различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:
а) лексическое значение слова – предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;
б) роль в предложении, или синтаксическая функция;
в) наличие тех или иных категориальных
признаков; признак времени присущ только
глаголу, признак одушевленности/
г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.)[6,180]. Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).
Информация о работе Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам