Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения мор-фологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Изучить соответствующую теме научную и методическую литера-туру.
• Рассмотреть особенности работы над частями речи в 3классе.
• Проанализировать базовую программу по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; «Школа россии»; развивающую систему Занкова.
Методологическую основу исследования составили:
• теория личностно – деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
• особенности развития ребёнка данного возрастного периода, рас-смотренные в трудах В.А. Аверина, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной;
• методика преподавания русского языка в начальных классах (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская).
Введе-ние………………………………………………………………………...……3
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкозна-ния…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной шко-ле………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам освоения основной образовательной програм-мы начального общего образова-ния………………………………………………......10
2.2. УМК по русскому языку «Классическая шко-ла»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа Рос-сии»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохло-вой………………………..................19
2.4. "Развивающая система Занко-ва"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 клас-се..................25
Заключение
Список литературы
Программа начальных классов по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями, словарями и т.д.), способности к самооценке и самоконтролю.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:
постановка проблемы и её анализ обучающимися совместно с учителем;
самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;
уточнение обучающимися сформулированных выводов с опорой на учебник;
упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.
Основным разделом программы является «Морфология и морфемика». Состав этого раздела: морфология и морфемика; часть речи; лексическое значение, грамматические признаки, употребление в предложении; имя существительное. род, изменение имён существительных по числам, падежам; имя прилагательное; изменение прилагательных по родам, числам и падежам; глагол; неопределённая форма глагола; время, лицо, число глагола; спряжение глагола; личные местоимения; предлог.
На изучение частей речи отводится 69 часов.
Изучая имя существительное, дети знакомятся с лексическим значением (существительных типа стол, река, дерево, туман, гроза, мысль, сон, стук, белизна и т.д). Учатся определять основные грамматические признаки: род и число существительных; изменение существительных по числам и вопросам (по падежам); понятие о склонении существительных. А также существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.
В теме имя прилагательное дети изучают его лексическое значение, основные грамматические признаки: число и род прилагательных по вопросам, числам, родам. Знакомятся с понятием о склонении прилагательных. А также Прилагательные с твёрдой и мягкой основами. Ещё изучают родовые окончания прилагательных и употребление имени прилагательного в речи (в предложении).
На изучение личных местоимений отводится всего три часа. И поэтому на уроках они знакомятся с общим понятием о личных местоимениях.
По теме глагол они изучают его лексическое значение (глаголы типа бегать, рисовать, думать, грустить, радоваться, черстветь, темнеть и т.д.). А также основные грамматические признаки: время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи ( в предложении).
К концу 3 класса по морфологии, обучающиеся должны знать части речи, их грамматические признаки и уметь различать и сравнивать:
имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам; писать раздельно предлоги со словами; определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных; определять число, время, лицо глаголов; писать не с глаголами[7,28].
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохловой 2 часть
Курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Программа ориентирована на «формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям»
В 3 классе предполагается большая работа по морфологии. Этому аспекту посвящено достаточное количество упражнений.
У школьников формируются такие понятия, как существительное. И изучая эту тему, дети узнают, что существительное может обозначать предмет, явление природы, действие или признак, бывают собственными и нарицательным. Ученики подбирают однокоренные слова к существительным с помощью суффиксов: -ость-, -еньк-, -ок-, -ушк-, -юшк-, -ак-, -як-, -яр-, -ник-, -к-, -ик-, -ек. Например, упражнение 17 «Образуйте от существительного берёза однокоренные существительные с суффиксами -к- и -оньк-. Какое значение придали эти суффиксы словам? Запишите и разберите по составу три существительных. Составьте и запишите с ними предложения»[4,58].
Дети вспоминают, что существительные изменяются по числам, бывают мужского, женского, среднего рода. Школьники закрепляют правило, работая со следующим упражнением: «Прочитайте стихотворение.
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом.
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона.
Старенькие ели вдруг позеленели.
В лужицах-оконцах
Заиграло солнце.
Найдите в стихотворении существительные. Спишите стихотворение. Укажите род имён существительных»[4, 63].
Дальше они изучают существительные с твёрдой и мягкой основами. Система упражнений подводит детей к пониманию того, что существительные мужского, женского и среднего рода могут быть с твёрдой и мягкой основами. Школьникам самостоятельно предлагается сделать вывод: когда в существительных с основами на ж, ч, ш, щ с нулевым окончанием пишется мягкий знак, когда не пишется. В закрепление этого вывода даётся упражнение 58 «Прочитайте слова. На какой звук оканчивается основа каждого слова? плющи, вещи, рощи, товарищи, стрижи, крыши, багажи.
Поставьте каждое существительное в начальную форму и запишите его. Разберите эти существительные по составу. Объясните, почему в одних существительных с нулевым окончанием нужно писать ь, а в других – нет»[4, 74].
Изменение имён существительных по вопросам. Упражнения подводит детей, к тому, что изменение окончания в существительном зависит от вопроса: хвоя (чего?) сосны. Обращают внимание на то, что существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Через два урока они узнают, что изменение окончаний существительных по вопросам – это изменение по падежам. Вводится понятие косвенных падежей. Школьники изучают, в каком падеже существительные употребляются с предлогами. И в этой теме много упражнений на определение падежа. В конце темы приведен порядок разбора имени существительного.
При введении понятия об имени прилагательном дети знакомятся с его суффиксами -к-, -н-, -енн- , -еньк. Учатся определять род и число прилагательного по рядом стоящему существительному. Они узнают, что только в единственном числе прилагательные изменяются по родам. Например, упражнение 19 «Спишите отрывок из стихотворения А.Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Выпишите словосочетания существительных с прилагательными. Укажите род и число прилагательных»[4, 110].
После этих тем они знакомятся с родовыми окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода. Школьники вспоминают, сколько падежей в русском языке и как называется изменение существительных по падежам. И из этого вывод о то, что прилагательные изменяются по падежам. Приводится упражнение 52 «Образуйте прилагательные от существительных лето, зима, радость. Составьте и запишите с вопросами словосочетания существительных зной, холод, известие с образованием прилагательными. Определите род, число и падеж прилагательных»[4, 127].
Понятие о глаголе. Дети вспоминают, какие слова называются глаголами. На какие вопросы они отвечают. Узнают, что они бывают совершенного и несовершенного вида. Знакомятся с числом глаголов. Определяют время глаголов и в этом помогают упражнения. Например, упражнение 35 « Прочитайте, отгадайте и объясните загадку.
Очень жарко.
Я взяла да и зонтик сорвала.
Я под зонтиком зелёным
В лес по ягоды пошла.
Запишите загадку и отгадку. Подчеркните каждый глагол и укажите его время» [4, 145].
Ученики изучают 1, 2, 3 лицо глагола. Каким членом предложения является. Знакомятся с окончаниями глаголов. В конце темы приводится упражнение 68 «Прочитайте строки из стихотворения Е. Благиной. Назовите слова, которые предают настроение девочки. Какой частью речи они являются?
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Спишите. Глаголы подчеркните, укажите их время. Выпишите глаголы в неопределённой форме, образуйте от них глаголы будущего времени[4,161].
Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношение между звуками и буквами.
Упражнения учебников «Русский язык» 3 класс Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой включают разнообразные морфологические задания, ориентированные на развитие у младших школьников вдумчивого отношения к слову, потребности и способности «открывать» удивительное и неожиданное в жизни родного языка. Учащимся даётся мало теоретических сведений. Даются упражнения творческого характера.
2.4. Развивающая система Занкова
Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Целью обучения является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.
Дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
Типические свойства методической системы:
– многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по всем образовательным областям;
– формы организации обучения;
– система изучения успешности обучения и развития школьников.
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Третий год обучения, по сути, является началом дальнейшего многолетнего изучения структурных и тематических единиц русского языка. В течение двух предыдущих лет перед учениками предстала общая картина языка. Они увидели его структурные разделы, выделяемые в науке о языке — фонетику, морфологию, морфемику, синтаксис, орфографию. Дети наблюдали «жизнь» слова внутри каждого раздела, осмысливали их единство и взаимодействие. Теперь эта общая картина будет поделена на отдельные тематические части, и ученики будут подробно изучать каждую из них. Но при этом они смогут осознать место и роль каждой части в общей системе языка.
Центральной задачей третьего года обучения которая логически вытекает из содержания учебного материала, является усвоение определённых знаний об именах существительных и прилагательных. Морфологическая схожесть этих двух частей речи и тесная синтаксическая связь позволяют изучать их в комплексе, что соответствует требованиям системы Л. В. Занкова.
При решении центральной задачи решаются и другие.
Во-первых, дети овладевают умениями, связанными с грамматическим анализом, у них формируются соответствующие мыслительные операции.
Во-вторых, развивается произвольность и повышается осознанность при решении грамматических и орфографических задач.
В-третьих, при изучении склонения и падежных форм имени существительного и прилагательного, в процессе наблюдения их взаимодействия в предложении между собой и с другими частями речи, дети учатся внимательнее относиться к родному языку. Это повышает культуру речи, развивает навыки чтения.
В-четвёртых, развивается произвольность речевых действий и осмысление способов передачи связного высказывания средствами письменной речи.
К концу учебного года обучающиеся должны знать имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки. Выпускники 3 класса должны уметь различать и сравнивать: имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам. А также определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных; число, время, лицо глаголов; писать не с глаголами[9].
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 классе
Работа над описанием в процессе изучения прилагательного.
Старший преподаватель кафедры методики гуманитарного начального образования Г.В. Блохина говорит, что при изучении частей речи ученик должен осознать, какими языковыми богатствами он овладевает для того, чтобы выражать свои мысли в устной и письменной форме. Одним из главнейших упражнений или в этой работе является анализ текстов, потому что только в тексте слово проявляет все свои свойства и особенности. В учебнике русского языка Т. Г. Рамзаевой для III класса работа по теме «Имя прилагательное» обеспечивает углубление знаний об описании.
Информация о работе Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам