Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения мор-фологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Изучить соответствующую теме научную и методическую литера-туру.
• Рассмотреть особенности работы над частями речи в 3классе.
• Проанализировать базовую программу по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; «Школа россии»; развивающую систему Занкова.
Методологическую основу исследования составили:
• теория личностно – деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
• особенности развития ребёнка данного возрастного периода, рас-смотренные в трудах В.А. Аверина, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной;
• методика преподавания русского языка в начальных классах (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская).

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………...……3
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкозна-ния…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной шко-ле………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам освоения основной образовательной програм-мы начального общего образова-ния………………………………………………......10
2.2. УМК по русскому языку «Классическая шко-ла»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа Рос-сии»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохло-вой………………………..................19
2.4. "Развивающая система Занко-ва"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 клас-се..................25
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в начальной школе значительное место отводится формированию грамматических понятий. В курсе морфологии в начальных классах изучаются самостоятельные части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и некоторые другие  их разряды (практически); наречия; служебные части речи: предлоги, союзы; в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики, распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразование отдельных частей речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию. Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии

 

 

2.1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

С 1 января 2010 года введён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностные;
  • метапредметные;
  • предметные.

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

3.Предметные результаты  освоения основной образовательной  программы начального общего образования по русскому языку, должны отражать:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного  отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  1. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[8,10].

  Сегодня УУД придается  огромное значение. Это совокупность  способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные УУД:

  1. формирование умения представлять информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  2. формирование умения представлять информацию в виде схемы;
  3. формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
  4. формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
  5. формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
  6. формирование умения ориентироваться на развороте учебника;
  7. формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умения слушать и понимать других;
  2. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формирование умения работать в паре.

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  2. формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  4. формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  1. воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
  2. гражданско–патриотическое воспитание;
  3. воспитание трудолюбия, способности познания;
  4. воспитание здорового образа жизни;
  5. экологическое воспитание;
  6. эстетическое воспитание.

     Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным  предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским  языком;

-умение слушать и слышать  учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать  и решать учебную задачу;

-навыки общения со  сверстниками;

- умение контролировать  свои действия на уроке.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться  на других этапах.

 

 

 

 

2.2. УМК по русскому языку «Классическая школа»

 

В основе УМК «Классическая начальная школа» – лежит целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

 Почему предлагаемая  модель обучения младших школьников  является классической? Потому что в ее основе – классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.

  Третий класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам, прежде всего, потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью.

В 3 классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой.

В качестве таких общих линий изучения выступают следующие:

  1. Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?
  2. На какие вопросы оно отвечает?
  3. Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?
  4. С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
  5. Каким членом предложения чаще всего является?

На изучение частей речи отводиться 63 часа. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).

Изучая имя существительное, дети знакомятся с общим значением, вопросами, ролью в предложении. А также с тем, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Когда надо писать заглавную букву в собственных именах существительных. Изучают род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Учатся распознавать  падежи. Написание Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Знакомство с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).

Изучая имя прилагательное знакомятся с: общим значением, вопросами, ролью в предложении; именами прилагательными, близкие и противоположные по смыслу; употреблением в речи прилагательных–антонимов; изменением имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными; правописанием окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

Изучая глагол знакомятся: с общим значением, вопросами, ролью в предложении; начальная формой; глаголами совершенного и не совершенного вида (ознакомление без термина); изменением глаголов по числам и временам; настоящим, прошедшим, будущим временем; окончаниями глаголов в прошедшем времени; правописанием не с глаголами; глаголами, близкими и противоположными по смыслу (антонимы и синонимы); выбором наиболее точного глагола для выражения мысли; многозначностью глаголов; употреблением глаголов в прямом и переносном значении; умением пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.

К концу 3 класса по морфологии, обучающиеся должны знать части речи и уметь:

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам[7, 16].

При изучении морфологии у школьников формируются следующие универсальные учебные действия.

Личностные УУД: чувство доброжелательности, умение регулировать свои эмоции, мотивация к работе на результат;

Познавательные УУД: развитие умения структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

Регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;[7,15]

 

2.3. Учебно-методический комплекс «Школа России»

Информация о работе Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам