Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения мор-фологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Изучить соответствующую теме научную и методическую литера-туру.
• Рассмотреть особенности работы над частями речи в 3классе.
• Проанализировать базовую программу по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; «Школа россии»; развивающую систему Занкова.
Методологическую основу исследования составили:
• теория личностно – деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
• особенности развития ребёнка данного возрастного периода, рас-смотренные в трудах В.А. Аверина, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной;
• методика преподавания русского языка в начальных классах (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская).
Введе-ние………………………………………………………………………...……3
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкозна-ния…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной шко-ле………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам освоения основной образовательной програм-мы начального общего образова-ния………………………………………………......10
2.2. УМК по русскому языку «Классическая шко-ла»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа Рос-сии»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохло-вой………………………..................19
2.4. "Развивающая система Занко-ва"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 клас-се..................25
Заключение
Список литературы
Таким образом, в начальной школе значительное место отводится формированию грамматических понятий. В курсе морфологии в начальных классах изучаются самостоятельные части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и некоторые другие их разряды (практически); наречия; служебные части речи: предлоги, союзы; в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.
В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики, распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразование отдельных частей речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию. Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
С 1 января 2010 года введён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
3.Предметные результаты
освоения основной
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Сегодня УУД придается
огромное значение. Это совокупность
способов действий обучающегося
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
2.2. УМК по русскому языку «Классическая школа»
В основе УМК «Классическая начальная школа» – лежит целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая
модель обучения младших
Третий класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам, прежде всего, потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью.
В 3 классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой.
В качестве таких общих линий изучения выступают следующие:
На изучение частей речи отводиться 63 часа. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).
Изучая имя существительное, дети знакомятся с общим значением, вопросами, ролью в предложении. А также с тем, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Когда надо писать заглавную букву в собственных именах существительных. Изучают род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Учатся распознавать падежи. Написание Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Знакомство с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Изучая имя прилагательное знакомятся с: общим значением, вопросами, ролью в предложении; именами прилагательными, близкие и противоположные по смыслу; употреблением в речи прилагательных–антонимов; изменением имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными; правописанием окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Изучая глагол знакомятся: с общим значением, вопросами, ролью в предложении; начальная формой; глаголами совершенного и не совершенного вида (ознакомление без термина); изменением глаголов по числам и временам; настоящим, прошедшим, будущим временем; окончаниями глаголов в прошедшем времени; правописанием не с глаголами; глаголами, близкими и противоположными по смыслу (антонимы и синонимы); выбором наиболее точного глагола для выражения мысли; многозначностью глаголов; употреблением глаголов в прямом и переносном значении; умением пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.
К концу 3 класса по морфологии, обучающиеся должны знать части речи и уметь:
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам[7, 16].
При изучении морфологии у школьников формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные УУД: чувство доброжелательности, умение регулировать свои эмоции, мотивация к работе на результат;
Познавательные УУД: развитие умения структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;
Регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;
Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;[7,15]
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа России»
Информация о работе Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам