Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: всесторонний анализ особенностей изучения мор-фологии в 3 классе по различным образовательным программам.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Изучить соответствующую теме научную и методическую литера-туру.
• Рассмотреть особенности работы над частями речи в 3классе.
• Проанализировать базовую программу по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; «Школа россии»; развивающую систему Занкова.
Методологическую основу исследования составили:
• теория личностно – деятельностного подхода (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
• особенности развития ребёнка данного возрастного периода, рас-смотренные в трудах В.А. Аверина, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагиной;
• методика преподавания русского языка в начальных классах (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская).

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………...……3
Глава I. Изучение морфологии в начальной школе
1.1. Морфология как раздел языкозна-ния…………………………………….……6
1.2. Содержание работы по изучению морфологии в начальной шко-ле………...8
Глава II. Анализ различных УМК с точки зрения изучения морфологии
2.1 Требования к результатам освоения основной образовательной програм-мы начального общего образова-ния………………………………………………......10
2.2. УМК по русскому языку «Классическая шко-ла»…………………………....14
2.3. Учебно-методический комплекс «Школа Рос-сии»……………………….....17
2.3.1. Анализ учебника Зелениной и Хохло-вой………………………..................19
2.4. "Развивающая система Занко-ва"…………………………………………..….23
2.5. Из опыта работы учителей по изучению частей речи в 3 клас-се..................25
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В начальной школе ведется наблюдение над различными видами описаний, школьники учатся составлять короткие устные письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека и др.

В теме «Имя прилагательное» учебника для III класса Т.Г. Рамзаевой 23 упражнения — тексты. Среди них три загадки, два отрывка из стихотворений, четырнадцать описаний, четыре повествования с элементами описания. Присутствуют тексты-описания различных тематических групп: пейзажное описание, описание животного, описание предмета.

По мнению Блохиной осознать роль прилагательных в речи, научиться использовать их в своих высказываниях учащиеся могут только при систематической работе с текстами, особенно описаниями, и не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения, изобразительного искусства. Осуществление таких межпредметных связей в  начальной школе вполне возможно.

В III классе в процессе изучения темы «Имя прилагательное» учащиеся приобретают программные знания об имени прилагательном как части речи, связи имен прилагательных с существительными, об изменении имен прилагательных по родам и числам и обучаются правописанию родовых окончаний прилагательных.  Кроме этого дети знакомятся с синонимами и антонимами-прилагательными и функцией прилагательных в речи. Г.В. Блохина говорит: «Помогая ученику осознать смысл изучения родного языка мы делаем этот процесс более результативным и значимым для него»[1].

Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального обучения русскому языку Г.Ю. Колычева пишет, что высокая культура речи невозможна без овладения нормами русского литературного языка, поэтому требование соблюдения грамматических норм является неотъемлемым требованием культурной, развитой речи. Учить школьников соблюдению этих норм следует уже в начальных классах в процессе изучения грамматических категорий различных частей речи. Остановимся на одной из тем — склонение имен существительных.

         Прежде всего, необходимо научить учащихся правильно ставить вопрос. Желая

определить падеж существительного, учащиеся отступают от норм литературного языка и к существительным в форме предложного падежа — в комнате, в городе ставят вопрос в ч ё м?; к существительным в форме родительного падежа — из города — из чего?; к существительным в форме винительного падежа — в комнату что? Словарная работа должна помочь преодолеть эти трудности.

Для тренировки в правильной постановке вопроса можно проделать ряд упражнений. Учитель пишет на доске вопросы, на которые учащиеся должны ответить в тетрадях, надписывая над существительными соответствующие падежи. Отвечая на предложенные вопросы, ученики привыкают к правильной их постановке и запоминают, что существительные, стоящие в том или ином падеже, могут отвечать не только на вопросы этих падежей, но и на другие вопросы, в частности, на вопросы где? куда? откуда?

Помимо затруднения в постановке вопроса к существительным родительного, винительного и предложного падежей, учащихся затрудняет само склонение; для тренировки в склонении обычно берут случайное существительное. Между тем можно сочетать совершенствование навыка в склонении с формированием навыков грамотного письма и выбирать для склонения существительные с безударной гласной в корне или слова, записанные в словарик. Постоянное использование трудных слов сделает привычным их правильное написание.

Для того чтобы учащиеся поупражнялись в определении склонения существительных, им предлагается воспользоваться орфографическим словарем: выписать из словаря существительные, обозначающие родство, профессию, мебель, материал, цветы, деревья, сельскохозяйственные орудия школьные принадлежности. Внутри каждой выписанной группы распределить существительные по склонениям. Другой вид работы — выписать из словаря по десять существительных 1, 2 и 3-го склонения. Образцы заданий: 1) Выписать из орфографического словаря существительные на буквы в, к, м, обозначающие одежду, обувь, головные уборы, и сгруппировать их по склонениям. 2) Выписать по три существительных каждого склонения и три существительных несклоняемых. Такая работа вызывает интерес у учащихся начальных классов, помогает им вы учить типы склонений и упражняться в орфографии[5].

Таким образом, стандарт предусматривает требования к  освоению основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: личностные, метапредметные, предметные. Для реализации таких требований разработаны учебно-методические комплексы. Некоторые из них были проанализированы в данной работе.

В основе УМК «Классическая начальная школа» – лежит целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она называется классической, потому что в ее основе – классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.

УМК «Школа России» предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю. Упражнения учебников «Русский язык» 3 класс  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой включают разнообразные морфологические  задания, ориентированные на развитие у младших школьников вдумчивого отношения к слову, потребности и способности «открывать» удивительное и неожиданное в жизни родного языка. Учащимся даётся мало теоретических сведений. Достаточно упражнений творческого характера.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Целью обучения является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.

В результате анализа статей журнала «Начальная школа», обобщающих опыт изучения частей речи младшими школьниками, было установлено, что при изучении частей речи ученик должен осознать, какими языковыми богатствами он овладевает для того, чтобы выражать свои мысли в устной и письменной форме; что высокая культура речи невозможна без овладения нормами русского литературного языка, поэтому требование соблюдения грамматических норм является неотъемлемым требованием культурной, развитой речи. Учить школьников соблюдению этих норм следует уже в начальных классах в процессе изучения грамматических категорий различных частей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В начальной школе значительное место отводится формированию грамматических понятий. В курсе морфологии в начальных классах изучаются самостоятельные части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и некоторые другие  их разряды (практически); наречия; служебные части речи: предлоги, союзы; в программах углубленного изучения русского языка – с именами числительными.

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики, распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразование отдельных частей речи. С опорой на эти понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на уроках русского языка оперируют практически всеми морфологическими понятиями, хотя и не используют соответствующую научную терминологию. Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает требования к  освоению основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: личностные, метапредметные, предметные.

В ходе исследования было установлено, что противоречие между высокой степенью абстрактности морфологических понятий и готовностью (необходимостью) их усвоения младшими школьниками, решается с помощью различных методов, приёмов и видов работы на уроках, при использовании учебно-методических  комплексов: классическая начальная школа, школа России, система Занкова, проанализированных в данной работе.

В основе УМК «Классическая начальная школа» – лежит целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она называется классической, потому что в ее основе – классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.

УМК «Школа России» предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю. Упражнения учебников «Русский язык» 3 класс  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой включают разнообразные морфологические  задания, ориентированные на развитие у младших школьников вдумчивого отношения к слову, потребности и способности «открывать» удивительное и неожиданное в жизни родного языка. Учащимся даётся мало теоретических сведений. Достаточно упражнений творческого характера.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Целью обучения является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.

В результате анализа статей журнала «Начальная школа», обобщающих опыт изучения частей речи младшими школьниками, было установлено, что при изучении частей речи ученик должен осознать, какими языковыми богатствами он овладевает для того, чтобы выражать свои мысли в устной и письменной форме; что высокая культура речи невозможна без овладения нормами русского литературного языка, поэтому требование соблюдения грамматических норм является неотъемлемым требованием культурной, развитой речи. Учить школьников соблюдению этих норм следует уже в начальных классах в процессе изучения грамматических категорий различных частей речи.

Список литературы

1. Блохина Г.В. Работа над описанием в процессе изучения прилагательного / Г.В. Блохина // Начальная школа. – 2008. – №12. – C. 32-37.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Л.Л. Буланин. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.

3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 2001. – 220 с.

4. Зеленина Л.М. Учебник  для 3 кл. нач. шк. 2 часть / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2006. – 175 с.

5. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология / А.А. Камынина. – М.: Просвещение, 1999. – 240 с.

6. Колычева Г.Ю. Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного / Г.Ю. Колычева // Начальная школа. – 2008. – №8. – C. 37-39.

7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.

8. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.

9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с., ил.

10. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1982. – 24 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

12. http://rudocs.exdat.com

 

 

 


Информация о работе Изучение частей речи в 3 классе по различным образовательным программам