Изучение готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в частности организовано вести себя на уроках.

 

Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их соподчинения, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а другие становятся менее важными. Все это, однако, не означает, что поведение ребенка поступающего в школу, может и должно отличаться высокой степенью произвольности, но важно то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.[15]

 

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы произвольности. Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и помощью специальных методик.[19]

 

Достаточно широко известны ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работы по образцу. Аналогично этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Так же существуют более простые методические приемы.[9]

 

Задание А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв. Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера: графический диктант и «Образец и правило». Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек проводить линии, а затем предлагает дорисовать получившиеся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, на сколько точно ребенок может выполнить требование взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительно воспринимаемому образцу. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником). Ребенок старается выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.[6]

 

 

1.3 Психологическое  сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе

 

 

В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называют адаптированным. Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий – важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных нравственных потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[4]

 

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

 

Цель психолого-педагогических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

 

То есть, для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологом необходимо: выявить психологические особенности ребенка, настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.[36]

 

Остановимся на основных этапах работы с детьми в период адаптации.

 

Первый этап – поступление ребенка в школу.

 

В рамках этого этапа предполагается:

 

1.   Проведение  психолого-педагогической диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребенка.

 

2.   Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в виде  родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию об организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

 

3.   Групповая  консультация педагогов будущих  первоклассников, носящая на данном  этапе общий ознакомительный  характер.

 

4.   Проведение  психолого-педагогического консилиума  по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

 

Второй этап – первичная адаптация детей в школе.

 

Без преувеличения его можно назвать самым взрослым для детей и самым ответственным для взрослых.

 

В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

 

1.   Проведение  консультативной и просветительской  работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление  взрослых с основными задачами  и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

 

2.   Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  педагогов по выработке единого  подхода к отдельным детям  и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом.

 

3.   Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

 

4.   Организация  педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится во внеурочное время. Основной формой работы являются различные игры.

 

5.   Организация  групповой развивающей работы  с детьми, направленная на повышение  уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

 

6.   Аналитическая  работа, направленная на осмысление  итогов деятельности педагогов  и родителей в период первичной  адаптации первоклассников.

 

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации

 

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

 

1.   Проведение  психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы  школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

 

2.   Групповое  и индивидуальное консультирование  и просвещение родителей по  результатам диагностики.

 

3.   Консультирование  и просвещение педагогов по  вопросам данного возраста в целом.

 

4.   Организация  педагогической помощи детям, испытывающим  различные трудности в обучении  и поведении с учетом данных  психодиагностики.

 

5.   Организация  групповой психокоррекционной работы  со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

 

6.   Аналитическая  работа, направленная на осмысление  результатов проведенной в течение  полугодия и года в целом  работы.

 

Какие же задачи необходимо решить педагогам и психологам при поступлении ребенка в школу?

 

Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности деятельности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения общения в школьной среде.

 

Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, т.е. повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.

 

Третья задача – продумать стратегию и тактику обучения ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей.

 

Выделим основные направления работы:

 

-   Психолого-педагогическая диагностика;

 

-   Просвещение  и консультирование родителей;

 

-   Консультирование  и просвещение педагогов по  вопросам комплектования класса  и обучение отдельных учеников.

 

Диагностика выявит уровень готовности ребенка к усвоению новой роли и выполнению требований учебной деятельности, а так же его индивидуальные особенности, без учета которых не возможно построить процесс его успешного обучения и развития.

 

Просвещение и консультирование родителей позволит решить некоторые наметившиеся или уже заявившие о себе проблемы еще до прихода в первый класс.

 

Работа с педагогами – это не только и не столько комплектование классов, это начало большой аналитической работы с предлагаемой учебной программой.

 

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально- психологической адаптации ребенка к новым условиям. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности.

 

Остановимся на задачах психолого-педагогического сопровождения школьников в этот период:

 

- Создание  условий для психолого-педагогической  адаптации детей в школе (создание  сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.).

 

- Повышение  уровня психологической готовности  детей к успешному обучению, усвоению  знаний, познавательному развитию;

 

- Адаптация  учебной программы, нагрузки, образовательных  технологий к возрастным и  индивидуально- личностным возможностям  и потребностям учеников.

 

Решение таких задач предполагает взаимную адаптацию ребенка пришедшего учиться и социально- психологической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны предпринимаются специальные усилия для того чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включиться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируется в соответствии с особенностями ребенка м его возможностями.

 

Основные направления работы:

 

1.   Консультирование  и просвещение педагогов, предполагающее  как собственно психологическое  консультирование по запросам, так  и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный этап консультирование педагогов по вопросам, касающимся организация педагогической поддержки детей в более острый период первичной адаптации. Выделим три основных типа консультативных ситуаций, которые организуются и реализуются в период первичной адаптации детей в школе.

 

Первая ситуация - организация методической работы педагогов.

 

Первый шаг приведение в соответствие психологической и педагогической стороны деятельности учителя, программы и системы психолого-педагогических требований к статусу первоклассника.

 

Второй шаг – приведение программы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся детей. Зависимой переменной должна выступать именно педагогическая программа. Если это авторский специфический продукт, модифицировать необходимо именно систему требований, и уже под них подбирать детей, которые смогут по этой программе обучаться, однако опыт показывает, что многие учебные программы, применяемые сегодня в массовой школе, в большей или меньшей степени нуждаются в психологической шлифовке (а в адаптации к конкретным детям и подавно). Но если даже педагог работает строго по определенной программе и считает ее идеальной, ведь есть еще методики преподавания, личный стиль. А это благодатная почва для самоанализа и самосовершенствования.

 

Начинается такая работа летом, но конечно же процесс реальной деятельности, встреча с реальными детьми помогают сделать и планирование и собственно работу более осмысленными. Основу анализа составляют: данные наблюдения, результаты диагностики и проработанная, модифицированная система психолого-педагогических требований.[36, 31, 38]

 

Вторая ситуация - организация педагогической помощи детям в период первичной адаптации.

 

Помочь детям адаптироваться в коллективе, выработать нормы и правила поведения: освоиться новом пространстве, почувствовать себя в нем комфортно – чисто педагогическая работа. Существует множество разработанных форм организации такой поддержки, среди них – различные развивающие игры. Именно сними их проведением связана прежде всего консультативная помощь психолога. Развивающие игры имеющие, глубокий психологический смысл для ребенка и детского коллектива, часто принимают внешне очень простые незамысловатые формы, легки в исполнении, интересны детям.

 

На этапе адаптации педагог может играть в них с первоклассниками во время динамического часа, на переменах, в группе продленного дня. Игра требует от каждого участника определенных навыков и способностей, предъявляет определенные требования к у ровню развития группы, отношениями между ее членами. В одном упражнении может проявиться готовность детей взять на себя в той или иной форме лидерские функции и, одновременно, подчиняться заданной лидером системе правил. Другая игра требует от детей навыков сотрудничества, конструктивного поведения. В любом коллективном взаимодействии диагностируется и развивается способность к эмпатии, сопереживанию. Каждая игра - это диагностика группы и ее отдельных членов, и возможность целенаправленного воздействия, и целостное развитие личностного, психологического потенциала ребенка. Планирование таких воздействий и анализ их результатов должны быть плодом сотрудничества педагога и психолога.

Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению