Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения
2. «Минутка»
Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное 1 минуте. Когда внутренняя минутка пройдет, каждый поднимает руку. Ведущий с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа. Это упражнение помимо тренировки внимания, представляет собой и хороший диагностический метод исследования внутреннего темпа ребенка.
Объем внимания.
3. «Что изменилось»
Упражнение имеет несколько вариантов.
- Что изменилось в классе по сравнению с предыдущим занятием (уроком, днем)?
- Что изменилось в круге? Если участники занятия сидят в круге, то можно использовать этот вариант. Водящий закрывает глаза или отворачивается. Ведущий молча (жестами) просит поменяться местами любых участников занятия, затем водящий должен восстановить первоначальную картину круга.
4. «Живая картина»
Ведущий (или кто-то из детей) организует участников (от двух до всех) в любую группу. Живая картина может иметь сюжет, а может не иметь его. Участники замирают в заданной позе. Входящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится оговоренное количество изменений. Задача входящего – восстановить первоначальную картину.
Концентрация (интенсивность) внимания.
5. Слова невидимки.
Ведущий пишет на доске (или на стене, или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами учащемуся, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается (от двух до трех на первых занятиях до одного по мере привыкания), постепенно увеличивается и темп упражнения.
6. Синтез слов из звуков.
Входящий произносит слово, но не слитно (мяч), а по отдельным звукам (м – я - ч, к – о – р – о – в - а). Дети синтезируют эти звуки в слово. Два параметра, которые регулируют сложность упражнения - длина слова и темп произнесения звуков. По мере усвоения дети сами загадывают слова из звуков (пластилин)
7. Счет по командам.
Группа делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; ·). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, ведущий, или кто-то из детей называют арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются местами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.
Переключение внимания.
8. Корректурная проба.
Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.
В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква, проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. тоже является тренингом внимания.
Педагогу следует обратить внимание на индивидуальные особенности и темп каждого ребенка при выполнении корректурной пробы. Один ребенок работает в быстром темпе, просматривает большой кусок текста, однако, и ошибок у него много.
Другой делает все без единой ошибки, но медленно и мало по объему. В зависимости от выявленных особенностей деятельности каждый ребенок получает рекомендации по совершенствованию стиля работы.
Распределение внимания.
9. Одновременно
читать простое стихотворение
и решать простые
Объем памяти.
10. Восстановить пропущенное слово.
Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец - груша. Затем ряд читается не полностью, одно из слов пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем – и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвертый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью, без сохранения очередности слов или по порядку.
Точность памяти.
11. «Жил-был кот…»
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение.
Например, «Это был красивый кот…»
«Это был красивый пушистый кот…»
«Это был красивый, пушистый кот с зелеными глазами…»
Могут быть использованы разные варианты, например, «Бабушка, испекла пирог. Это был…»
12. Составление историй.
а) Из отдельных слов.
Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назвать свое слово, необходимо повторить все сказанные ранее слова.
б) Из предложений.
Упражнение аналогично предыдущему, разница заключается в том, что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие повторение предыдущего ряда.
13. Птица – зверь – рыба.
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику одно из трех слов. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять ранее названное нельзя.
Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, зверь – медведь и т.д.
14. Передача воображаемого предмета.
Ведущий задает какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним (например, гладит котенка, играет в мяч). Вслух предмет не называется, показываются только действия. Предмет передается по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постараться почувствовать (пушистого белого котенка, упругий мяч) или что-то сделать с этим предметом и передать его другому. Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают все большую уверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнение хорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждый передает свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил.
Способы развития диверянтного мышления.
Беглость мышления.
15. Придумать слова с заданной буквой.
а) Начинающиеся на букву «а»;
б) Оканчивающиеся на букву «т»;
в) В котором третье от начала буквы «с»;
16.
Перечислить объекты с
а) Красного (белого, зеленого и т.д.) цвета;
б) Круглой формы.
Гибкость мышления.
17.
Перечислить все возможные
Беглость ассоциаций.
18.
Перечислить слова со
19.
Дается четыре не больших
20. Бег ассоциаций.
Первый участник называет слово. Второй участник добавляет свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающие два названых слова. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложении и т.д. Задача заключается в постепенном увеличении выполнения упражнений.
Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего.
21. Беглость выражений.
Даются начальные буквы (например, В – С – Е –П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог».
Легкость приспособления.
22. Решение задач на спичках.
Способность к установлению причинно – следственных связей.
23. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что …», «потому что …».
Сегодня я очень замерз, потому что: … на улице мороз.
… долго гулял.
У мамы хорошее настроение, потому что … т.д.
Способы развития конвергентного мышления. Способность понимания элементов.
24. Угадать предмет или животное по его признакам.
Дети задумывают предмет в отсутствие водящего и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т.д. По этим признакам водящий указывает задуманный объект.
25. Установление отношений.
Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.
Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
Песня Картина
Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
Нож Стол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
26. Исключение 4 –го лишнего.
Выделение существенных признаков.
Предлагается группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай – транспорт.
27. Дедукция.
Предлагаются осмысленные задачи типа: Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег?
28. Обобщения.
Назвать одним словом предметы, например:
Вилка, ложка, нож – это…
Дождь, снег, мороз – это…
Воображение.
29. Внутренний мультфильм.
Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Например: «Вы идете по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Вы заходите в городские ворота и …»; или «Вы идете на прогулку в лес. Светит солнце, дует легкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и …». Дети представляют продолжение истории. Можно использовать как отдельное упражнение.
30. Дорисовать рисунки.
Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например силуэт дерева с одной веткой, кружок – голова с ушами, простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности, необычности созданного ребенком изображения (отсутствие повторов из рисунков других детей) и свобода в использовании заданных элементов для создания образа воображения (например, фигура выступает не как основная часть картинки, а включается как один из второстепенных элементов в созданный ребенком образ: треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку).
Коммуникативные навыки.
31. Ручеёк.
В произвольном порядке разбиться на пары, например, вписать в пару с тем, кто сейчас рядом. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д. По сути, эта игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
32. Путаница.
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники начинают «запутываться», меняя свое положение в круге, но не размыкая рук. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.
33. Совместный рисунок.
а) Каждый участник по очереди или на листке бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
б) Игру можно проводить по командам. В этом варианте вводится параметр времени.
Приложение 2
Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа,
подложенная С.А. Банковым).
Вопросы для обследования:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество
2. Назови фамилию, имя. Отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь тётей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше обед или ужин?
8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец? Мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках? - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Звонок и парта в школе нужны зачем?
16. Ты сам (а) хочешь пойти в школу №7
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза и уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких ты знаешь птиц?
20. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха?
Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению