Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения
Третья ситуация - консультирование педагогов первых классов по актуальным запросам, касающимся проблем обучения конкретных детей или класса в целом. Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер.
2. Консультирование и просвещение родителей.
У психолога достаточно возможностей и шансов активно привлечь родителей к сопровождению их детей в процесс обучения. На что он может рассчитывать, чего добиваться? Прежде всего, – повышение психологической компетентности родителей в вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Далее- создания доброжелательного контакта, доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители к психологу пойдут и своими наблюдениями честно поделятся. И последнее – принятие на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе. Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций. Что же касается форм работы, они весьма традиционны: собрания, на которых психолог имеет возможность сообщить родителям нужную психологическую информацию, индивидуальные консультации по запросам, как со стороны семьи, так и решению самого психолога. В начале первого класса собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в два месяца, рассказывая родителям о трудностях адаптационного периода, формах поддержки ребенка, оптимальных психологических формах домашнего решения школьных проблем и т.д. Перед началом психологической развивающей работы обязательно нужно рассказывать родителям о ее целях и задачах, привлекать их к обсуждению с детьми проходящих занятий, дать определенные задания по наблюдению за детьми в период психологической работы.
3. Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.
Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- Развитие
у детей когнитивных умений
и способностей, необходимых для
успешного обучения в
- Развитие
у детей социальных и
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Прежде всего, возможные формы организации развивающей работы.
Более эффективная и экономичная – групповая форма. Численность развивающей группы не должна превышать 5-6 человек. Это означает, что в процессе психологической развивающей работы может быть включена либо лишь часть первоклассников, либо класс делится на несколько стабильно действующих развивающихся групп.
Могут быть предложены следующие принципы комплектования таких мини – объединений:
1. В каждую группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
2. При
отборе детей в группу надо
по возможности уравнивать
3. На
первых этапах работы
По мере работы групп их состав, по усмотрению психолога, может изменяться, с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября - начало ноября. Цикл должен включать в себя не менее 20-ти занятий. Частота групповых встреч зависит от того, на каком этапе работы она находится. Так в начале она должна быть довольно высокая 3-4 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психологические упражнения. На протяжении всего существования группы психолог должен заниматься развитием и поддержанием групповой динамики. Могут использоваться ритуалы приветствия прощания, различные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. Вместе с тем необходимо помнить, что существование группы в постоянном составе не должно быть очень длительным.
Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия текущего занятия, ритуал прощания. Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, направленных формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
К середине первого класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющиеся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности. Учебная деятельность обладает большой привлекательностью в глазах первоклассников, они любопытны, ориентированы на «взрослые» занятия. Им интересно и, если так можно выразиться «психологически комфортно» заниматься познанием.[5, 8, 10]
Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедшие эпоху адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими и недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс не успешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти и в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не удались отношения со сверстниками, педагогом. Хроническая не успешность в общении привела к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других, нападать первому. Кому-то удается справиться с учебой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слезы или температура по утрам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей и волос. Эти дети – дезадаптированные. У некоторых из них дезадаптация уже приобрела формы угрожающие личностному благополучию, у других приняла более мягкие формы, сглаженные черты.[28]
Таким образом, основные задачи третьего этапа работы – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.[29]
Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направления:
1. Психолого-педагогическая
диагностика уровня и
2. Проведение
психолого-педагогического
3. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.
4. Организация
педагогической помощи
5. Организация
социально-психологической
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
2.1 Выбор
методов и методик для
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих первокласснику успешно осуществлять учебную деятельность, мотивационная готовность - сформированость внутренней позиции школьника, личностная готовность - определенное отношение к себе, своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Основной целью психологического обследования ребенка приема в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации.[4]
Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие сенсомоторной координации. Эмоциональная зрелость – это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять различные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить, роль ученика в ситуации школьного обучения.
В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.[13] Диагностика готовности – это не более чем поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать программу, справляться с учебной, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.
Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы воспользовалась несколькими методиками:
Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, подложенная С.А. Банковым) (Приложение № 2) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка.
Полученные результаты.
Таблица 1.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Никита А.
+
2. Роберт А.
+
3. Саша А.
+
4. Кристина Б.
+
5. Алеша Б.
+
6. Регина В.
+
7. Надя В.
+
8. Петя Е.
+
9. Нияз И.
+
10. Артем К.
+
11. Алина Л.
+
12. Артем Л.
+
13. Саша С.
+
14. Ира М.
+
15. Лена П.
+
16. Маша П.
+
17. Вова С.
+
18. Шариф Х.
+
19. Владик Ч.
+
20. Айрат Ш.
+
Как видно из таблицы 1:
6 человек – высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;
10 человек
– средний уровень; 4 человека - низкий
уровень психосоциальной
Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту
Керна – Йирасека (Приложение № 3)
Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.
Полученные результаты:
Таблица 2.
Высокий уровень
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
Очень низкий
1. Никита А.
+
2. Роберт А.
+
3. Саша А.
+
4. Кристина Б.
+
5. Алеша Б.
+
6. Регина В.
+
7. Надя В.
+
8. Петя Е.
+
9. Нияз И.
+
10. Артем К.
+
11. Алина Л.
+
12. Артем Л.
+
13. Саша С.
+
14. Ира М.
+
15. Лена П.
+
16. Маша П.
+
17. Вова С.
+
18. Шариф Х.
+
19. Владик Ч.
+
20. Айрат Ш.
+
Как видно из таблицы 2: 7чел – высокий уровень
11чел – средний уровень
2 чел – низкий уровень
Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным
пробам (Приложение 4).
Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.
Полученные результаты.
Таблица 3.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Никита А.
+
2. Роберт А.
+
3. Саша А.
+
4. Кристина Б.
+
5. Алеша Б.
+
6. Регина В.
+
7. Надя В.
+
8. Петя Е.
+
9. Нияз И.
+
10. Артем К.
+
11. Алина Л.
+
12. Артем Л.
+
13. Саша С.
+
14. Ира М.
+
15. Лена П.
+
16. Маша П.
+
17. Вова С.
+
18. Шариф Х.
+
19. Владик Ч.
+
20. Айрат Ш.
Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению