Изучение готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

Третья ситуация - консультирование педагогов первых классов по актуальным запросам, касающимся проблем обучения конкретных детей или класса в целом. Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер.

 

2.   Консультирование  и просвещение родителей.

 

У психолога достаточно возможностей и шансов активно привлечь родителей к сопровождению их детей в процесс обучения. На что он может рассчитывать, чего добиваться? Прежде всего, – повышение психологической компетентности родителей в вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Далее- создания доброжелательного контакта, доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители к психологу пойдут и своими наблюдениями честно поделятся. И последнее – принятие на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе. Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций. Что же касается форм работы, они весьма традиционны: собрания, на которых психолог имеет возможность сообщить родителям нужную психологическую информацию, индивидуальные консультации по запросам, как со стороны семьи, так и решению самого психолога. В начале первого класса собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в два месяца, рассказывая родителям о трудностях адаптационного периода, формах поддержки ребенка, оптимальных психологических формах домашнего решения школьных проблем и т.д. Перед началом психологической развивающей работы обязательно нужно рассказывать родителям о ее целях и задачах, привлекать их к обсуждению с детьми проходящих занятий, дать определенные задания по наблюдению за детьми в период психологической работы.

 

3. Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.

 

Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

 

Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

 

- Развитие  у детей когнитивных умений  и способностей, необходимых для  успешного обучения в начальной  школе. Комплекс этих умений входит  в понятие психологической готовности  к школе;

 

- Развитие  у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

 

- Формирование  устойчивой учебной мотивации  на фоне позитивной «Я - концепции»  детей, устойчивой самооценки и  низкого уровня школьной тревожности.

 

Прежде всего, возможные формы организации развивающей работы.

 

Более эффективная и экономичная – групповая форма. Численность развивающей группы не должна превышать 5-6 человек. Это означает, что в процессе психологической развивающей работы может быть включена либо лишь часть первоклассников, либо класс делится на несколько стабильно действующих развивающихся групп.

 

Могут быть предложены следующие принципы комплектования таких мини – объединений:

 

1.   В  каждую группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

 

2.   При  отборе детей в группу надо  по возможности уравнивать число  мальчиков и девочек.

 

3.   На  первых этапах работы необходимо  учитывать личные взаимоотношения  детей и подбирать их в группы  на основе взаимных симпатий.

 

По мере работы групп их состав, по усмотрению психолога, может изменяться, с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября - начало ноября. Цикл должен включать в себя не менее 20-ти занятий. Частота групповых встреч зависит от того, на каком этапе работы она находится. Так в начале она должна быть довольно высокая 3-4 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

 

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психологические упражнения. На протяжении всего существования группы психолог должен заниматься развитием и поддержанием групповой динамики. Могут использоваться ритуалы приветствия прощания, различные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. Вместе с тем необходимо помнить, что существование группы в постоянном составе не должно быть очень длительным.

 

Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия текущего занятия, ритуал прощания. Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, направленных формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.

 

К середине первого класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющиеся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности. Учебная деятельность обладает большой привлекательностью в глазах первоклассников, они любопытны, ориентированы на «взрослые» занятия. Им интересно и, если так можно выразиться «психологически комфортно» заниматься познанием.[5, 8, 10]

 

Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедшие эпоху адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими и недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс не успешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти и в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не удались отношения со сверстниками, педагогом. Хроническая не успешность в общении привела к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других, нападать первому. Кому-то удается справиться с учебой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слезы или температура по утрам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей и волос. Эти дети – дезадаптированные. У некоторых из них дезадаптация уже приобрела формы угрожающие личностному благополучию, у других приняла более мягкие формы, сглаженные черты.[28]

 

Таким образом, основные задачи третьего этапа работы – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.[29]

 

Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направления:

 

1.   Психолого-педагогическая  диагностика уровня и содержания  школьной адаптации первоклассников.

 

2.   Проведение  психолого-педагогического консилиума  по итогам диагностики с разработкой  стратегии и тактики сопровождения  каждого ребенка и в первую  очередь тех школьников, которые  испытывают трудности в адаптации.

 

3.   Проведение консультативной и просветительской работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.

 

4.   Организация  педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности в адаптации.

 

5.   Организация  социально-психологической помощи  детям, испытывающим трудности в  адаптации.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

 

 

2.1 Выбор  методов и методик для изучения  готовности ребёнка к школьному  обучению

 

 

Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих первокласснику успешно осуществлять учебную деятельность, мотивационная готовность - сформированость внутренней позиции школьника, личностная готовность - определенное отношение к себе, своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Основной целью психологического обследования ребенка приема в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации.[4]

 

Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие сенсомоторной координации. Эмоциональная зрелость – это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять различные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить, роль ученика в ситуации школьного обучения.

 

В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.[13] Диагностика готовности – это не более чем поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать программу, справляться с учебной, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.

 

Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы воспользовалась несколькими методиками:

 

Методика 1.         Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, подложенная С.А. Банковым) (Приложение № 2) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка.

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 1.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

1.   Никита  А. 

 

 

+

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

4.   Кристина  Б. 

 

 

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

 

9.   Нияз  И. 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

13. Саша  С. 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

+

 

18. Шариф  Х. 

 

 

+

 

19. Владик  Ч. 

 

 

+

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 1:

 

6 человек  – высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;

 

10 человек  – средний уровень; 4 человека - низкий  уровень психосоциальной зрелости.

 

Методика 2.         Определение школьной зрелости по тесту

 

Керна – Йирасека (Приложение № 3)

 

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.

 

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

 

Полученные результаты:

 

 

Таблица 2.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Ниже среднего 

Низкий уровень 

Очень низкий

 

1.   Никита  А. 

 

 

 

 

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

 

 

4.   Кристина  Б. 

 

 

 

 

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

 

 

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

 

 

 

9.   Нияз  И. 

 

 

 

 

 

10. Артем К. 

 

 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

 

 

13. Саша  С. 

 

 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

 

 

 

18. Шариф  Х. 

 

 

 

 

 

19. Владик  Ч. 

 

 

 

 

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 2: 7чел – высокий уровень

 

11чел –  средний уровень

 

2 чел –  низкий уровень

 

Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным

 

пробам (Приложение 4).

 

Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 3.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

1.   Никита  А. 

 

 

+

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

4.   Кристина  Б. 

 

 

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

+

 

9.   Нияз  И. 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

13. Саша  С. 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

+

 

18. Шариф  Х. 

 

 

 

19. Владик Ч. 

 

 

+

 

20. Айрат  Ш. 

Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению