Изучение готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

Начиналось занятие куплетом песни, которая выбиралась ребятами по своему настроению и или общим рукопожатием с пожеланием всем здоровья и добра. Как правило им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. В начале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем – стали интересоваться содержанием. Если не предполагалось проведение полюбившихся им упражнений, шли с неохотой. В такие дни приходилось прилагать дополнительные усилия для повышения их заинтересованности (это и включение в программу понравившихся игр, и вручение медалек «Самая серьёзная», «Самая догадливая», и др.)

 

Из упражнения на развитие внимания особенно понравилось «Живая картина» во время занятий на развитие мышления удивление вызывало задание перечислить возможные виды использования кирпича. К концу занятий дети стали гораздо быстрее принимать условия работ, повышалась их внимательность, о чём свидетельствует доброта и правильность выполнения достаточно сложных заданий.

 

В программе цикла «Развивающие игры» представлено 12 занятий. Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов.

 

Занятие 1. Знакомство.

 

Цель занятия: Создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.

 

1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет  своё имя. Второй круг проводится с повторение трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева.

 

2. Путаница

 

3. Коррекционная  проба

 

4. Совместный  рисунок

 

5. Колечко

 

6. Письмо

 

Занятие 2. Внимание.

Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы

 

над сплочением группы.

 

1.   Повторение  имен по кругу. Бросать мяч  любимому участнику называя его  имя.

 

2.   Слушать  тишину.

 

3.   Корректурная  проба.

 

4.   Синтез  слов из звуков.

 

5.   Живая  фотография.

 

6.   Слова  – невидимки.

 

7.   Путаница.

 

Занятие 3. Память.

 

Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой,

 

зрительной и моторной памяти.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Жил  – был – кот.

 

3.   Передача  воображаемого предмета.

 

4.   Живая  фотография.

 

5.   Слова  – невидимки.

 

6.   Птица  – дверь – рыба.

 

Занятие 4. Дивергентное мышление.

 

Цель занятия: тренировка способности творчески мыслить, давать

 

собственные ответы на неоднозначные вопросы.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Слова  с заданной буквой.

 

3.   Составление предложений.

 

4.   Установление  причинно-следственных связей.

 

5.   Дорисовать  рисунок.

 

6.   Совместная  история.

 

7.   Письмо.

 

Занятие 5. Воображение.

 

Цель занятия: тренировка способностей фантазировать, креативных

 

способностей.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Внутренний  мультфильм.

 

3.   Нарисовать  увиденное.

 

4.   Перечислить  все возможные виды использования  кирпича.

 

5.   Закончить  «Колобок» иначе.

 

6.   На  что похожи пятна чернил?

 

Занятие 6. Конвергентное мышление.

Цель занятия: тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Закончить  ряд цифр.

 

3.   Исключение 4-го лишнего.

 

4.   Слова  – невидимки.

 

5.   Выявление  соотношений.

 

6.   Зеркало.

 

Занятие 7. Коммуникативные навыки.

 

Цель занятия: тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Ручеек.

 

3.   Заколдованные.

 

4.   Слова  с заданной буквой.

 

5. Совместный  рисунок

 

6. Тропинка.

 

7.   Письмо.

 

Занятие 8. Дивергентное мышление.

 

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Бег  ассоциаций.

 

3.   Составить  предложение.

 

4.   Упражнение.

 

5.   Решение  задач на спичках.

 

6.   Упражнение.

 

7.   Отгадать  предмет по спичкам.

 

Занятие 9. Внимание.

Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействовать

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Что  изменилось в классе.

 

3.   Синтез слов и звуков.

 

4.   Запретное  движение.

 

5.   Слова  – невидимки.

 

6.   Счет  по команде.

 

7.   Колечко.

 

Занятие 10. Память.

 

Цель занятия: тренировка произвольного компонента различных видов памяти.

 

Занятие 11. Воображение.

 

Цель занятия: тренировка способностей фантазировать, творческих способностей.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Внутренний  мультфильм.

 

3.   На  что похожи облака?

 

4.   Совместная  история из предложений.

 

5.   Придумать  задания для этой истории.

 

6.   Рисовать  свое настроение в цветах.

 

Занятие 12. Заключение.

 

Цель занятия: Закрепление положительно окрашенного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию к группе сверстников.

 

1.   Корректурная  проба.

 

2.   Слова  – невидимки.

 

3.   Бег  ассоциаций.

 

4.   Письмо.

 

5.   Путаница.

 

6.   Комплименты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

«Готовность ребёнка к школе», - понятие комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения сверстников.

 

Основными компонентами готовности ребёнка к школе являются - личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность к школе. Оба аспекта важны как для того чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без болезненного вхождения в новую систему отношений.

 

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, неготовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающую работу, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

 

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставятся специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребёнка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное и развитие ребёнка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребёнка желание научится чему - то новому, а уже затем начать работу по развитию высших психологических функций.

 

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод: подготовка ребёнка к школе является одной из важных задач обучения воспитания, её решения в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие личности каждого ребёнка.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Азарова  Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе./ Т.В. Азарова., М.р,Битянова. – М.: Мир психологии, 1996. – 125с.

 

2. Амонашвили  Ш.А. Здравствуйте дети./ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983. – 320с.

 

3. Андрющенко  Т.Ю. коррекция психологического  развития младших школьников на этапе обучения./ Т.Ю. Андрющенко., Н.В. Карабекова //Вопросы психологии. – 1993. №1 –С.18-23.

 

4. Ануфриев  А.Ф. Как преодалеть трудности  в обучении детей./ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – М.: Просвещение, 1998 – 340с.

 

5. Битянова  М.Р. Работа психолога в начальной  школе./ М.Р. Битякова., Т.В. Азарова., Е.И. Афанасьева и др. - М.: Генезис, 2001. – 347с.

 

6. Блонский  П.П. Психология младшего школьника./ П.П. Блонский, - М.: Просвещение, 1997 – 285с.

 

7. Варга  А.Я. Психологическая коррекция нарушений  общения // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –М.: Сфера, 1989 –304с.

 

8. Венгер  А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. /А.Л. Венгер., Г.А. Цукерман. –Томск.: Знание, 1993 –218с.

 

9. Выготский  Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М.: 1984. Г4.

 

10. Гильбух  З.В. Методика распределения первоклассников по классам. /З.В. Гильбух., С.Л. Коробко., Л.И.Андрющенко. –Киев.: Наука, 1998 –105с.

 

11. Гуревич  К.М. Психологическая диагностика. / К.М. Гуревич, Е.М.Борисова.–М.: НПО, «МОДЭК».,2001 –367с.

 

12. Гуревич  К.М. Психологическая коррекция. / К.М. Гуревич, И.В.Дубровина.–М.: Просвещение 1991 –217с.

 

13. Гуткина  Н.И. Психологическая готовность  к школе. / Н.И. Гуткина. –М.: Просвещение, 1996-265с.

 

14. Давыдов  В.В. Проблемы развивающего обучения. /В.В.Давыдов. –М.: знание, 1994 –308с.

 

15. Дубровина  И.В. Рабочая книга школьного психолога./ И.В. Дубровина- М.: Просвещение, 1991-217 с.

 

16. Дубровина  И.В. Школьная психологическая служба./ И.В.Дубровина- М.: Просвещение, 1991-395с.

 

17. Дащицына  З.В. Оценка степени готовности  детей к обучению в школе  разноуровневой дифференциации. /З.В. Дащицена. - М: Сфера,1998-107с.

 

18. Елфимова  Н.В. Диагностика и коррекция мотивации  учения у дошкольников и младших  школьников./Н.В.-М.:1991-295с.

 

19. Ингенкамп  К. Педагогическая диагностика./ К. Ингенкамп.-М.:Владос,1991-215с.

 

20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка./ О.А.Карабанова. – М.: Знание, 1997 – 187с.

 

21. Коломинский  Я.Л. Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста./Я.Л. Коломинский, Е.А.Панько. - М.: Просвещение., 1998- 252с.

 

22. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения, их учителей и родителей с 1 по 11 класс./Е.А. Козырева. –М.: Сфера, 1997-471с.

 

23. Кочубей  Б.И. Эмоциональная устойчивость  школьников./ Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Сфера, 1991-398с.

 

24. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе./Е.Е. Кравцова. –М.: Сфера, 1995-153с.

 

25. Лусканова  Н.Г. Методы исследования детей  с трудностями в обучении./Н.Г.Лусканова. - М.: Мысль,1993-250с.

 

26. МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./ А.К. Маркова.-М.: Сфера.,1993-220с.

 

27. Матвеева  Л.А. Развитие свойств субъекта  учебной деятельности в младшем  школьном возрасти. /Л.А.Матвеева.-Л.:Наука,1991-124с.

 

28. Матюхина  М.В. Мотивация учения младших  школьников./ М.В.Матюхина. –М.: Просвещение.,1996-135с.

 

29. Михайлова  З.А. Игровые занимательные задачи./ З.А.Михайлова. –М.:Владос.,1998-56с.

 

30. Мухина  В.С. Детская психология./ В.С.Мухина - М.: Просвещение, 1996г-420с.

 

31. Мухина  В.С. Психология детства и отрочества /В.С.Мухина. - М.: Институт практической психологии,1998-216с.

 

32. Немов  Р.С. Психология. В 3т.- М.: Владос,2001-651с.

 

33. Нижегородцева  Н.В. Развитие познавательных процессов  и личности в старшем дошкольном  возрасте./ Н.В.Нижегородцева.- Ярославль,: Академия развития.,1996-308с.

 

34. Нижегородцева  Н.В. Психолого-педагогическая готовность  ребёнка к школе./Н.В.Нижегородцева.,В.Д.Шадриков.-М.:Владос.,2002-258с.

 

35. Общая  психология./Под. Ред. В.В.Богословского., А.Г.Ковалёва/.Спб.: Сфера.,1989-345с.

 

36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./ Под. Ред. Б.Д.Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: 1988 – 260с.

 

37. Овчарова  Р.В. Практическая психология в  начальной школе./Р.В.Овчарова.- М.: Сфера,1999-235с.

 

38. Петровский  В.А. Учимся общаться с ребенком./В.А.Петровский., А.М. Виноградова., Л.М.Кларина и др.-М.:Мысль.,1993-347с.

 

39. Психология  развивающейся личности./ Под ред.В.В.Давыдова.-М.:Просвещение.,1990-396с

 

40. Психологическое  развитие младших школьников./ Под  ред. В.В.Давыдова.- М.:Просвещение.,1990-402с.

 

41. Руководство  практического психолога: готовность  к школе: развивающие программы. М.: Знание, 1998 – 195с.

 

42. Самоукина  Н.В. Игровые методы в обучении  и воспитании./Н.В.Самоукина. –М.: Генезис, 1992-106с.

 

43. Тихомирова  Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль.: Академия развития 1996г-354с.

 

44. Фридман  Л.М. Психологический справочник  учителя./Л.М.Фридман., И.Ю.Кулагина.-М: Знание..1993-67с.

 

45. ЦукерманГ.А. Какая теория нужна школьной  психологии? / Вопросы психологии.-1993-№1- с 17.

 

46. Черемошкина  Л.В. Развитие внимания детей. /Л.В. Черемошкина. – Ярославль.: Популярное  пособие для родителей и педагогов., - 200с.

 

47. Шадриков  В.Д. Деятельность и способности /В.Д. Шадриков.-М.: Просвещение.,1994-138с.

 

48. Шмакова  С. От игры к самовоспитанию: сборник  игр- коррекции /С. Шмакова, Н.Безбородова- М.: Знание..1993-85с.

 

49. Эльконин  Б.Д. Возрастные и индивидуальные  особенности, младших школьников. /В.Д.Эльконин, Т.В. Драгунова. –М.: Просвещение 1981-210с.

 

50. Эльконин  Б.Д. Детская психология. /Б.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-320с.

 

51. Эльконин  Б.Д. Некоторые вопросы диагностики  психического развития детей. /В.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-190с.

 

Приложения.

 

Приложение 1.

 

Развивающий материал для занятий. Устойчивость внимания. Устранение импульсивности.

1.   «Слушаем  тишину»

 

В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.

 

Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению