Изучение готовности ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
4. Осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе
1.1 Понятие готовности ребёнка к школе
1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе
2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Заключение
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 3:

 

7 человек  – высокий уровень;

 

9 человек - средний уровень;

 

4 человека  – низкий уровень.

 

Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего

 

нахватает?» (Приложение 5)

 

Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента.

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 4.

 

Очень высокий 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

1.   Никита  А. 

 

 

 

+

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

 

4.   Кристина Б. 

 

 

 

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

 

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

 

 

9.   Нияз  И. 

 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

+

 

13. Саша  С. 

 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

 

15. Лена П. 

 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

 

 

18. Шариф  Х. 

 

 

 

 

19. Владик  Ч. 

 

 

 

+

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 4:

 

2 чел –  очень высокий уровень;

 

6 чел –  высокий уровень;

 

9 чел –  средний уровень;

 

3 чел –  низкий уровень.

 

Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы

 

«Назови фигуры» (Приложение 6).

 

Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия.

 

Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы

 

«Понимание текста» (Приложение 7).

 

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст.

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 5.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

Зрит. 

Слух. 

Зрит. 

Слух. 

Зрит. 

Слух.

 

1. Никита  А. 

 

 

 

 

 

2. Роберт  А. 

 

 

 

 

 

3. Саша А. 

 

 

 

 

 

4. Кристина Б. 

 

 

 

 

 

 

5. Алеша  Б. 

 

 

 

 

 

6. Регина  В. 

 

 

 

 

 

7. Надя В. 

 

 

 

 

 

8. Петя Е. 

 

 

 

 

 

9. Нияз И. 

 

 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

 

 

13. Саша  С. 

 

 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

 

 

 

18. Шариф  Х. 

 

 

 

 

 

19. Владик  Ч. 

 

 

 

 

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 5:

 

Зрительное восприятие:

 

6 чел – высокий уровень;

 

10 чел –  средний уровень;

 

4 чел –  средний уровень.

 

Слуховое восприятие:

 

8 чел –  высокий уровень;

 

12 чел –  средний уровень.

 

Методика7. Методика для диагностики уровня развития

 

наблюдательности (Приложение 8).

 

Надо приготовить 2 картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей - различия.

 

Ребёнок рассматривает 1-2 мин обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 6.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

1.   Никита  А. 

 

 

+

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

4.   Кристина  Б. 

 

 

+

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

+

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

+

 

9.   Нияз И. 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

+

 

13. Саша  С. 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

+

 

18. Шариф  Х. 

 

 

+

 

19. Владик  Ч. 

 

 

+

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 6:

 

2 чел –  высокий уровень;

 

10 чел –  средний уровень;

 

8 чел –  низкий уровень.

 

Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов» (Приложение 9).

 

Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера (Приложение 10).

 

Полученные результаты.

 

 

Таблица 7.

 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень

 

Зрит. 

Слух. 

Зрит. 

Слух. 

Зрит. 

Слух.

 

1.   Никита  А. 

 

 

 

 

 

2.   Роберт  А. 

 

 

 

 

 

3.   Саша  А. 

 

 

 

 

 

4.   Кристина Б. 

 

 

 

 

 

5.   Алеша  Б. 

 

 

 

 

 

6.   Регина  В. 

 

 

 

 

 

7.   Надя  В. 

 

 

 

 

 

8.   Петя  Е. 

 

 

 

 

 

9.   Нияз  И. 

 

 

 

 

 

10. Артем  К. 

 

 

 

 

 

11. Алина  Л. 

 

 

 

 

 

12. Артем  Л. 

 

 

 

 

 

13. Саша  С. 

 

 

 

 

 

14. Ира М. 

 

 

 

 

 

15. Лена  П. 

 

 

 

 

 

16. Маша  П. 

 

 

 

 

 

17. Вова  С. 

 

 

 

 

+

 

18. Шариф  Х. 

 

 

 

 

 

19. Владик  Ч. 

 

 

 

 

 

20. Айрат  Ш. 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 7:

 

Зрительная память:

 

7 чел –  высокий уровень;

 

12 чел –  средний уровень;

 

1 чел –  низкий уровень.

 

Слуховая память:

 

6 чел –  высокий уровень;

 

10 чел –  средний уровень.

 

4 чел –  низкий уровень;

 

Результат исследования представлен в диаграмме:

 

Диагностика готовности к школе.

 

 

 

С целью статистического подтверждения полученных данных нами были использованы следующие методы: выборочное среднее значение, представляющее собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, а также были найдены дисперсионные характеристики наших полученных данных, которые позволяют сделать нам вывод, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем выше дисперсионные значения, полученные нами, тем больше отклонения или разброс данных. Также нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволяет судить о наличие существенной взаимосвязи между двумя массивами данных. В частности мы использовали метод линейной корреляции, позволяющий установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.

 

В результате проведенного статистического исследования были получены следующие данные.

 

Таблица. Выборочное среднее значение и данные дисперсии

№ 

Ф.И.О. 

9

 

Никита А. 

17 

3

 

Роберт А. 

22 

5

 

Саша А. 

22 

5

 

Кристина Б. 

22 

3

 

Алеша Б. 

26 

3

 

Регина В. 

26 

3

 

Надя В. 

26 

5

 

Петя Е. 

22 

3

 

Нияз И. 

22 

3

 

10 

Артем К. 

26 

5

 

11 

Алина Л. 

26 

10 

5

 

12 

Артем Л. 

22 

3

 

13 

Саша С. 

22 

3

 

14 

Ира М. 

22 

3

 

15 

Лена П. 

22 

5

 

16 

Маша П. 

26 

10 

5

 

17 

Вова С. 

17 

1

 

18 

Шариф Х. 

17 

3

 

19 

Владик Ч. 

17 

5

 

20 

Айрат Ш. 

22 

3

 

Выборочное среднее значение 

22,2 

1,85 

2,15 

6,55 

4,2 

3,9 

1,7 

4,2 

3,7

 

Данные дисперсии 

9,8 

0,7 

0,5 

3,8 

1,9 

1,04 

1,9 

1

 

 

 

1- степень  психосоциальной зрелости

 

2- школьная  зрелость

 

3- уровень  умственной работоспособности по  корректурным пробам

 

4- уровень  восприятия

 

5- зрительное  восприятие «Назови фигуры»

 

6- слуховое  восприятие «Назови фигуры»

 

7- уровень  развития наблюдательности

 

8- зрительная  память по методики Векслера

 

9- Слуховая  память по методике Векслера

 

Из данных таблицы видно, что наиболее ярко выраженные отличия по дисперсионным данным наблюдаются по следующим параметрам: 1, 4, 3, 5, 8.

 

Данные линейной корреляции можно представить в виде следующей таблице.

 

 

Таблица. Данные линейной корреляции

№ 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,0266 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4165 

-0,69 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,8453 

0,6933 

 

 

 

 

 

 

 

0,3961 

0,8198 

0,4310 

0,735 

 

 

 

 

 

 

0,3277 

0,5025 

0,6706 

0,668 

0,588 

 

 

 

 

 

-0,42623 

0,8782 

0,4614 

0,648 

0,736 

0,58 

 

 

 

 

0,1447 

0,6193 

0,757 

0,579 

0,591 

0,732 

0,624 

 

 

 

-0,0314 

-0,302 

0,354 

0,229 

0,162 

0,324 

0,559 

0,411 

 

 

 

 

1- степень  психосоциальной зрелости

 

2- школьная  зрелость

 

3- уровень  умственной работоспособности по  корректурным пробам

 

4- уровень восприятия

 

5- зрительное  восприятие «Назови фигуры»

 

6- слуховое  восприятие «Назови фигуры»

 

7- уровень  развития наблюдательности

 

8- зрительная  память по методики Векслера

 

9- Слуховая  память по методике Векслера

 

Из приведенных выше данных видно, что наиболее сильные взаимосвязи существуют между следующими параметрами: 1-4, 2-3, 2-5, 2-7, 3-4, 3-6, 3-8, 4-5, 5-7, 6-8 – уровень значимости для всех значений одинаков и равен Р=0,001. Это говорит о взаимозависимости этих параметров друг от друга, т.е. наличие одного параметра у ребенка может служить предпосылкой формирования другого и наоборот. Т.к данные корреляционного анализа являются положительными, то и взаимосвязь между зависимыми параметрами является прямопропорциональной. Данные корреляционного анализа представлены в виде корреляционной плеяды в приложении № 11.

 

Исходя из данных, полученных с помощью методов математической обработки можно увидеть, что результаты и выводы дипломной работы нашли подтверждение в методах математической обработки данных.

 

 

2.2 Психокоррекционная  работа со школьниками на этапе  адаптации

 

 

Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.

 

Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.

 

В группу вошли дети с низкими показателями произвольности, форсированности учебных действий и тонкой моторики руки.

 

Занятия проводились 2 раза в неделю по 45-50 мин. Каждое занятие было просвещенно развитию различных психических процессов и организовывались по традиционной для всей программы схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть рефлексия, ритуал прощания.

Информация о работе Изучение готовности ребенка к школьному обучению