Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 14:53, курсовая работа
Объект исследования: формирование навыков ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Раскрыть особенности развития пространственного ориентирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2) Подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
Сущность понятия «пространственное ориентирование»…………………5
Особенности формирования основных умений пространственного ориентирования у младших школьников с нарушениями зрения………..9
Особенности формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения……………………………12
Глава 2. Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………………………………..16
2.2. Роль дидактической игры в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения на коррекционных занятиях……………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………....................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…………………
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
Глава 2. Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
2.1. Сущность дидактической игры
и ее место в формировании
навыков пространственного
2.2. Роль дидактической игры в
формировании навыков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………...……………………
ВВЕДЕНИЕ
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению коррекционных курсов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено малое количество разработок по игровым технологиям как средстве развития навыков ориентирования детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Это позволило обозначить цель подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги, разработать дидактический материал и методические рекомендации по реализации
Объект исследования: формирование навыков ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
В соответствии с
целью исследования были
1) Раскрыть особенности развития пространственного ориентирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2) Подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги.
3) Разработать дидактический материал и методические рекомендации по реализации.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в коррекционно-педагогическом процессе по формированию навыков пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями зрения.
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
Пространственное ориентирование — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).
Термин «ориентировка» тесно связан с термином «мобильность». Изучая применение этого термина, многие авторы отмечают, что мобильность – это рациональное передвижение, которое определяется следующими факторами: двигательная способность, навыки применения двигательного контроля и знание структуры окружающей обстановки. Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой – это и есть мобильность. Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны между собой.
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения. Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у лиц с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Точка отсчета помогает определять свое положение на земле по отношению к сторонам горизонта. Это в свою очередь, помогает ориентироваться в окружающем пространстве и связано с умениями ориентироваться по шести направлениям: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Тем самым определяется трехмерность пространства (то есть его объемность) на основе выбранной системы отсчета.
Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.
В процессе ориентирования осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. В связи с этим дошкольников с нарушениями зрения необходимо обучать:
1) ориентироваться по схеме тела как физического субъекта, так и в геометрическом плане;
2) ориентироваться относительно предметов, других людей в измененной позиции субъекта (лежа, сидя); или другой объект в каком-либо положении может быть принят за точку отсчета;
3) использовать теоретически заданную точку отсчета.
Различение направлений, из которых слагается система отсчета – впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные, формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения.
Пространственная ориентировка сложный процесс. В нем участвуют комплексно все органы чувств, правильнее сказать, все анализаторы: световой (зрение), звуковой (слух), двигательный, тактильный и температурный (вместе составляющие осязание), обоняние, вкус.
Предпосылкой для успешного восприятия пространства служит готовность сохранных органов чувств правильно отражать свойства и признаки предметов окружающего мира. От их состояния, особенно от состояния зрения и слуха, зависит качество и возможности пространственной ориентировки. Вот почему преподаватель пространственной ориентировки должен очень хорошо знать психическое и физическое развитие каждого своего воспитанника, каждую особенность его поведения, обусловленную сопутствующим слепоте заболеванием или дефектом.
Пространство, в котором приходится ориентироваться людям с нарушенным зрением, различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.
Зрение является наиболее совершенным «зондом» пространства. На расстоянии оно дает наиболее полное, тонко дифференцированное восприятие окружающей среды. Нарушения функций зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев слабовидящие продолжают ориентироваться визуально. Зрительная ориентировка большей части из них мало чем отличается от ориентировки нормально видящих. Только наиболее серьезные зрительные нарушения вносят в этот процесс определенную специфику: становится невозможной или весьма затрудняется ориентировка в предметнопознавательном пространстве, резко сужаются границы реального видения в большом пространстве. Необходимость рассматривания объектов под большим углом зрения затрудняет их визуальную локализацию в пространстве, а в последующем и решение основных задач – выбора и сохранения направления движения и обнаружение цели. Но, несмотря на возникающие трудности, даже при отсутствии форменного зрения слабовидящие продолжают ориентироваться в большом пространстве визуально. Уже наличие светоощущения дает незрячему возможность ориентироваться в помещении по оконным проемам, осветительным приборам и другим источникам света, которые он различает на темном фоне. При ориентировке на местности чередование светлых и темных пятен сигнализирует человеку с глубокими нарушениями зрения о наличии препятствий.
Следует иметь в виду, что при отсутствии навыков визуальной ориентировки некоторые формы патологии зрения могут неблагоприятно влиять на этот процесс, дезориентируя незрячего. Такие случаи наблюдаются при заболеваниях сетчатки, вызывающих так называемую «куриную слепоту», при которой человек в сумеречном освещении становится временно абсолютно слепым; при деформациях поля зрения, когда человек с нарушенным зрением видит окружающее его пространство лишь частично; при нарушениях цветового зрения.
Осязание как совместное функционирование кожно-механического и двигательного анализаторов имеет для людей с глубокими нарушениями зрения при отражении пространственных свойств и отношений исключительно большое значение. Однако, будучи контактным способом перцепции, оно значительно проигрывает по сравнению со зрением в смысле возможности чувствования вдаль. Поэтому пространство, в котором ориентируется незрячий, ограничено зоной действия рук. Осязаемое пространство может быть расширено за счет использования различных щупов, например, трости, а также перемещения тела в пространстве. Однако во всех случаях незрячий в каждый определенный момент будет иметь дело с очень узким пространством, которое можно определить как предметопознавательное. Сфера применения осязательных способов обследования при ориентировке незрячих дошкольников исключительно широка: осязание используется в быту, учебной и игровой деятельности.
При ориентировке в большом пространстве в процессе передвижения по местности осязание, в основном, опосредованное, продолжает выступать как предметнопознавательное. Ощущая через подошвы обуви изменения рельефа местности, нащупывая тростью препятствия и обнаруживая ориентиры, незрячие успешно придерживаются избранного направления и обнаруживают цель.
Входящий в комплекс осязания двигательный анализатор может выступать самостоятельно. Мышечное чувство позволяет незрячим оценивать расстояния между объектами и составлять представления о протяженности пространства.
Слух в пространственной ориентировке незрячих играет исключительно важную роль. Это связано с тем, что при полной или частичной утрате зрения он становится ведущим видом чувствительности при дистантном восприятии предметов. Благодаря слуховым ощущениям и восприятиям незрячие способны локализовать в пространстве являющиеся источниками звука невидимые объекты, определить направление его расположения, судить по распространению и качеству звука о величине и заполненности замкнутого пространства. Звуки, лишенные сами по себе элементов пространственности (формы, величины, объемности), ассоциируются с множеством признаков издающих их предметов. Чем шире круг таких ассоциаций, тем увереннее незрячий ориентируется в пространстве, не только констатируя наличие звукового источника, локализуя его в пространстве и определяя направление звуковой волны, но и осознавая его предметное значение. Таким образом, слуховые восприятия, ассоциируясь с восприятиями других модальностей, приобретают предметность и участвуют в формировании пространственных представлений.