Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: формирование навыков ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Раскрыть особенности развития пространственного ориентирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2) Подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…………………. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения

Сущность понятия «пространственное ориентирование»…………………5

Особенности формирования основных умений пространственного ориентирования у младших школьников с нарушениями зрения………..9
Особенности формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения……………………………12

Глава 2. Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушениями зрения

2.1. Сущность дидактической игры и ее место в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………………………………..16

2.2. Роль дидактической игры в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения на коррекционных занятиях……………………………………………….20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………....................24


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………25

Файлы: 1 файл

KURS_3_a.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Строго выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других сенсорных функций, невозможно. Почти во всех играх и упражнениях ребенку помогает осязание.

Одновременное привлечение в этих играх зрения и осязания способствует созданию у детей адекватного образа воспринимаемых пространственных признаков и отношений.

Как и в других играх, младшие школьники учатся составлять словесные описания предметов и их пространственного расположения.

В играх и упражнениях уделяется также внимание формированию понятий «далеко - близко», «дальше -ближе». Например, в играх: «Далеко - близко», «Друг за другом», «Расскажи о предметах», «Катится мяч», «Автогонки». В двух последних дети должны следить за движущимися объектами. Это способствует развитию глазодвигательных функций, тренирует глазомер, помогает восстановлению бинокулярного зрения.

Необходимо научить ребят не только различать с помощью зрения и осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения «Найди предметы длинные и короткие», «Что изменилось у куклы в комнате?», «Чем отличается расположение игрушек?» и другие.

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит также в играх «Узнай предмет на ощупь», «Узнай игрушку на ощупь», «Какой игрушки не стало?». Эти и подобные игры сначала проводятся с опорой одновременно и на зрение, и на осязание. Когда дети начинают делать это успешно, их учат различать предметы, игрушки, геометрические фигуры только на ощупь (либо с закрытыми глазами, либо располагая предметы за ширмой).

При помощи слуха невозможно непосредственно воспринимать многие пространственные признаки предметов, например форму, величину, объем. Тем не менее, его значение в пространственной ориентировке слабовидящих детей достаточно велико.

С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игру и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Все эти игры и упражнения могут проходить и в помещениях детского сада, и на участке, и на улице во время прогулки, экскурсии.

Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Как и в других играх, детям нужно пользоваться и нарушенным зрением, и различными сохранными анализаторами.

Постепенно на основе непосредственного чувственного контакта с окружающим миром дети учатся объединять зрительные и осязательные образы предметов и явлений с их звуковой характеристикой, а также словесно обозначать различные пространственные отношения. В результате на основе полисенсорного восприятия у них создается обобщенный образ окружающего пространства, что также является основой для формирования адекватных пространственных представлений.

Ориентировка в пространстве в процессе передвижения. Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения. Для успешного освоения окружающего пространства в процессе передвижения предлагаются такие игры и упражнения, как: «Зайчик и собачка ездят на машине», «Найди игрушки», «Путь до кабинета врача», «Автогонки», «Катаем куклу в коляске», «Везем тележку с кубиками», «Гуляем с куклой».

Ориентировка в микропространстве. В процессе проведения этих игр и упражнений дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве. Например, такие игры и упражнения, как: «Где, чей домик?», «Где чье окошко?», «Разноцветные квадраты», «Расскажи сказку».

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов. В играх и упражнениях младшие школьники учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить их в местах, отмеченных на схеме; обозначать на схеме местоположение реальных предметов. Упражняясь, таким образом, слабовидящие дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их со схемами и планами, могут по ним ориентироваться в замкнутом и открытом пространстве.

Самостоятельное составление схем и планов пространства - трудная задача для детей с нарушением зрения. Обучение этому требует много времени и практических упражнений. Проводятся такие игры и упражнения, как: «Кабинет врача», «Составляем схему и план кабинета врача», «Что изображено на схеме?», «Найди игрушку по схеме», «К Мишке на день рождения» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пространственное ориентирование — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).

Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения.

Успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах.

Между тем недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.

Взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мышечно-суставные, обонятельные, вибрационные, статические, а у частичнозрячих и зрительные ощущения достаточно подробно информируют людей с нарушенным зрением об окружающем пространстве, благодаря чему они при известном навыке оказываются в состоянии успешно решать задачи выбора, сохранения направления и обнаружения цели.

Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Тифлопедагог организует работу с детьми таким образом, что их игровые действия тесно связаны с уже сформированными навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре.

Важно и то, что в играх слабовидящие младшие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы малыш не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.

      Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.- С.34.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.
  2. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.
  3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- С.324.
  5. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.
  6. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/В.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1986.- С.80.
  7. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.
  8. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.
  9. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- 334 .
  10. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.
  11. Денисенко, Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) [Текст]/Н.Денисенко// Дошкольное воспитание. -1991. -№ 3.- С.18.
  12. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.
  13. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
  14. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 1992.- 226 с.
  15. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С.28.
  16. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972.-С.55.
  17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  18. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 1983.- С.254.
  19. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2.- С. 5.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.
  21. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие для преподавателей реабилитационных центров по обучению незрячих и слабовидящих ориентированию и мобильности. -М.: 1982 г.
  22. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.
  23. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2003.- С.337.
  24. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.
  25. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. -М.: 1982г.
  26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.- С.224.
  27. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.
  28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999.- С.175.
  29. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. – 512 с.
  30. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. -С. 97.
  31. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (пространстве и листе бумаги)

 

Упражнение: «Кто куда плывет?».

Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?

Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.

 

 

Игра «Составь картинку».

Сложить разрезную картинку.

Дети выкладывают сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (с усложнением).

Игра «Волшебный коврик».

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).

Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.

-Слева от него нарисуй  треугольник, а справа от круга  квадрат.

-Справа от квадрата  на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.

-Между большим кругом  и квадратом нарисуй прямоугольник.

-Слева от треугольника  нарисуй маленький квадрат. Он  должен быть меньше треугольника.

-Выше большого квадрата  нарисуй овал.

-Под треугольником нарисуй круг.

-Между маленьким квадратом  и треугольником нарисуй линию.

-Справа от большого  круга нарисуй флажок.

-Правее флажка, на некотором  расстоянии от него нарисуй  треугольник, который меньше уже  имеющегося.

-Слева от маленького  треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

 

 

Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.

-Раскрась фигуру, которая  находится между прямоугольником  и флажком синим цветом.

-Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.

-Раскрась последнюю фигуру  в ряду зелёным цветом.

-Фигуру, стоящую слева  от снежинки, но справа от синего  круга, раскрась красным цветом.

-Фигуру под большим  треугольником раскрась жёлтым цветом.

-Фигуру, находящуюся слева  от большого круга, но справа  от квадрата, раскрась зелёным  цветом.

-Фигуру над жёлтым  кругом оставь не закрашенной.

-Фигуру в начале всего  ряда, слева от линии, раскрась  синим цветом.

-Фигуру под овалом  закрась зелёным цветом.

-Фигуру между двумя  кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым  цветом.

-Фигуру между флажком  и маленьким треугольником оставь  незакрашенной.

Вот что должно в результате получиться.

 

 

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2. Воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Информация о работе Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушени