Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 14:53, курсовая работа
Объект исследования: формирование навыков ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Раскрыть особенности развития пространственного ориентирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2) Подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
Сущность понятия «пространственное ориентирование»…………………5
Особенности формирования основных умений пространственного ориентирования у младших школьников с нарушениями зрения………..9
Особенности формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения……………………………12
Глава 2. Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушениями зрения
2.1. Сущность дидактической игры и ее место в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………………………………..16
2.2. Роль дидактической игры в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения на коррекционных занятиях……………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………....................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………25
Строго выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других сенсорных функций, невозможно. Почти во всех играх и упражнениях ребенку помогает осязание.
Одновременное привлечение в этих играх зрения и осязания способствует созданию у детей адекватного образа воспринимаемых пространственных признаков и отношений.
Как и в других играх, младшие школьники учатся составлять словесные описания предметов и их пространственного расположения.
В играх и упражнениях уделяется также внимание формированию понятий «далеко - близко», «дальше -ближе». Например, в играх: «Далеко - близко», «Друг за другом», «Расскажи о предметах», «Катится мяч», «Автогонки». В двух последних дети должны следить за движущимися объектами. Это способствует развитию глазодвигательных функций, тренирует глазомер, помогает восстановлению бинокулярного зрения.
Необходимо научить ребят не только различать с помощью зрения и осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения «Найди предметы длинные и короткие», «Что изменилось у куклы в комнате?», «Чем отличается расположение игрушек?» и другие.
Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит также в играх «Узнай предмет на ощупь», «Узнай игрушку на ощупь», «Какой игрушки не стало?». Эти и подобные игры сначала проводятся с опорой одновременно и на зрение, и на осязание. Когда дети начинают делать это успешно, их учат различать предметы, игрушки, геометрические фигуры только на ощупь (либо с закрытыми глазами, либо располагая предметы за ширмой).
При помощи слуха невозможно непосредственно воспринимать многие пространственные признаки предметов, например форму, величину, объем. Тем не менее, его значение в пространственной ориентировке слабовидящих детей достаточно велико.
С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игру и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Все эти игры и упражнения могут проходить и в помещениях детского сада, и на участке, и на улице во время прогулки, экскурсии.
Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Как и в других играх, детям нужно пользоваться и нарушенным зрением, и различными сохранными анализаторами.
Постепенно на основе непосредственного чувственного контакта с окружающим миром дети учатся объединять зрительные и осязательные образы предметов и явлений с их звуковой характеристикой, а также словесно обозначать различные пространственные отношения. В результате на основе полисенсорного восприятия у них создается обобщенный образ окружающего пространства, что также является основой для формирования адекватных пространственных представлений.
Ориентировка в пространстве в процессе передвижения. Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения. Для успешного освоения окружающего пространства в процессе передвижения предлагаются такие игры и упражнения, как: «Зайчик и собачка ездят на машине», «Найди игрушки», «Путь до кабинета врача», «Автогонки», «Катаем куклу в коляске», «Везем тележку с кубиками», «Гуляем с куклой».
Ориентировка в микропространстве. В процессе проведения этих игр и упражнений дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве. Например, такие игры и упражнения, как: «Где, чей домик?», «Где чье окошко?», «Разноцветные квадраты», «Расскажи сказку».
Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов. В играх и упражнениях младшие школьники учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить их в местах, отмеченных на схеме; обозначать на схеме местоположение реальных предметов. Упражняясь, таким образом, слабовидящие дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их со схемами и планами, могут по ним ориентироваться в замкнутом и открытом пространстве.
Самостоятельное составление схем и планов пространства - трудная задача для детей с нарушением зрения. Обучение этому требует много времени и практических упражнений. Проводятся такие игры и упражнения, как: «Кабинет врача», «Составляем схему и план кабинета врача», «Что изображено на схеме?», «Найди игрушку по схеме», «К Мишке на день рождения» и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пространственное ориентирование — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения.
Успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах.
Между тем недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.
Взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мышечно-суставные, обонятельные, вибрационные, статические, а у частичнозрячих и зрительные ощущения достаточно подробно информируют людей с нарушенным зрением об окружающем пространстве, благодаря чему они при известном навыке оказываются в состоянии успешно решать задачи выбора, сохранения направления и обнаружения цели.
Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Тифлопедагог организует работу с детьми таким образом, что их игровые действия тесно связаны с уже сформированными навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре.
Важно и то, что в играх слабовидящие младшие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы малыш не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.
Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.- С.34.
Приложение 1
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (пространстве и листе бумаги)
Упражнение: «Кто куда плывет?».
Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?
Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.
Игра «Составь картинку».
Сложить разрезную картинку.
Дети выкладывают сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (с усложнением).
Игра «Волшебный коврик».
Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).
Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).
Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.
-Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
-Справа от квадрата
на некотором расстоянии
-Между большим кругом
и квадратом нарисуй
-Слева от треугольника
нарисуй маленький квадрат. Он
должен быть меньше
-Выше большого квадрата нарисуй овал.
-Под треугольником нарисуй круг.
-Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.
-Справа от большого круга нарисуй флажок.
-Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
-Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.
Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.
Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.
-Раскрась фигуру, которая
находится между
-Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
-Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
-Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
-Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
-Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
-Фигуру над жёлтым кругом оставь не закрашенной.
-Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
-Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
-Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
-Фигуру между флажком
и маленьким треугольником
Вот что должно в результате получиться.
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2. Воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.
Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.