Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: формирование навыков ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Раскрыть особенности развития пространственного ориентирования у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2) Подобрать дидактические игры по формированию умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…………………. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования умений и навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения

Сущность понятия «пространственное ориентирование»…………………5

Особенности формирования основных умений пространственного ориентирования у младших школьников с нарушениями зрения………..9
Особенности формирования умения ориентирования на листе бумаги у младших школьников с нарушениями зрения……………………………12

Глава 2. Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушениями зрения

2.1. Сущность дидактической игры и ее место в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения………………………………………………………………………………..16

2.2. Роль дидактической игры в формировании навыков пространственного ориентирования младших школьников с нарушениями зрения на коррекционных занятиях……………………………………………….20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………....................24


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………25

Файлы: 1 файл

KURS_3_a.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку».Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя. Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Игра «Разноцветная рамка».

Заранее вместе с ребенком нарисуйте или наклейте разноцветную рамку по краям листа белой бумаги. Например, пусть верхняя сторона рамки будет синяя, нижняя – красная, правая сторона – зеленая, а левая – желтая. При назывании местоположения конкретного края листа предложите ребенку проводить по нему пальчиком. Затем замените пособие на лист белой бумаги (можно перевернуть пособие обратной стороной).

Упражнение 1: «Нарисуй на верхней части листа квадрат, а на нижней – круг».

Упражнение 2: «Нарисуй на левой части листа треугольник, а на правой – прямоугольник».

Игра «Найди уголок».

Заранее подготовьте пособие. Для этого раскрасьте у листа белой бумаги углы в разноцветные цвета. Покажите ребенку, где у листа верхний левый угол и попросите назвать его цвет. Затем так же покажите остальные углы. Пусть малыш повторит эти названия вслед за вами и покажет их пальчиком. В другой раз поверните «вверх ногами» лист бумаги и попросите показать и назвать поочередно все углы

Игра   «Волшебный квадрат»

Детям предлагается 9-тиклеточный квадрат (9x9 см). Каждая клетка (3х3 см) этого квадрата имеет свой цвет. Предлагаются задания следующего вида:

1. Цветовая ориентировка: «Покажи квадрат голубого (…) цвета; покажи квадрат такого же цвета как трава (…); покажи цвета теплые, холодные».

2. Счет: «Посчитай все  квадраты; посчитай квадраты второго  ряда (первого, третьего); посчитай квадраты  первого столбика (второго, третьего); порядковый счет – на каком месте в первом ряду…; цвет – какого цвета квадрат на третьем месте во втором ряду» и т. п.

3. Знакомство с понятиями: «Покажи верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый  угол, нижний правый угол, центр, левая сторона, правая сторона, диагональ, верхняя (нижняя) сторона.

4. Назови соседа: «Справа  от красного (…) квадрата, слева от  голубого (…), под желтым (…), над  оранжевым (…), нижнего черного (…), верхнего (белого)» и т. п.

5. Путешествие: «Начинаем  путешествие с верхнего левого  угла. Дальше мы идем на одну клетку вниз, затем на одну клетку направо, на две клетки вверх» и т. д. Используется все пространство квадрата.

6. Дойди до игрушки. Здесь  на одну из клеток квадрата  ставится игрушка, например, в левый  верхний угол. Ребенок должен  предложить и осуществить план путешествия по квадрату с целью достать игрушку. Отправная точка маршрута задается взрослым, например, из второго нижнего квадрата.

Примечание. Во всех заданиях-играх используются игрушки из киндер-сюрпризов.

Игра «Закодированный рисунок»

Данная игра направлена на развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в системе координат, развитие зрительно-моторной и рече-двигательной координации.

Детям предлагается тетрадный лист бумаги в клеточку на который они наносят координатную сетку по типу известной игры «Морской бой». Затем им поочередно называются координаты точек, которые надо отметить в пределах координатной сетки посредством крестиков (крестики делают фигуру более выпуклой и более узнаваемой). Например, точки: a1 и б1, а2 и б2, а3 и б3, а2 и б4, a1 и б5 образуют фигуру треугольника. При внимательном и правильном нанесении всех точек на листе бумаги появляется закодированный рисунок, в качестве которого можно использовать геометрические фигуры, рисунки фигур, составленных из простых элементов: флаг, ключ, рыба, снеговик, снежинка, самолет, дом и т. п.


Даны точки:

a1, б1;

а2, б2;

а3, б3;

а2, б4;

a1, б5.

 

 

Игра «Построй в темноте»

Эта игра направлена на развитие пространственной ориентации, координации движений.

На столе лежат 10–12 кубиков или столько же спичечных коробков (лучше оклеенных цветной бумагой). Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился, – без шести, так как поставить шесть кубиков один на один очень легко.

На большом столе могут строить одновременно двое или трое детей.

Игра «Сосед, подними руку»

В этой игре развивается зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственная ориентировка, координация движений, удержание правила, последовательность действий.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднимет не ту руку или вообще забудет ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Игра «Помоги маме накрыть на стол»

Поставь хлебницу посередине стола. Слева от хлебницы поставь специи (соль, перец). Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева – вилку и т. д. Вариант той же игры: «Накрой стол для завтрака». Посмотри на картинку. Найди ошибки у художника.

Решение поставленных задач развития может также происходить и в играх другого типа. В качестве примера ниже приводится ряд таких игр.

Игра «Расположи мебель в комнате для кукол»

Эта игра направлена на развитие пространственной ориентировки, оперативной памяти, внимания, последовательности действий.

Поставь кровать к стене справа от окна, стол – прямо перед окном, шкаф – у стены слева от окна, кресло – слева от двери и т. п.

Игра «Справа-слева»

Такая игра направлена на развитие пространственной ориентации, последовательности действий, мышления, речи, внимания.

Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.

Здесь приведены некоторые игры на развитие зрительно-слухового сосредоточения, пространственной ориентации, мышления и речи.

Игра «Далеко-близко, дальше-ближе»

Попросите ребенка показать, что на приведенной ниже картинке расположено ДАЛЕКО от него (БЛИЗКО к нему), а также что расположено ДАЛЬШЕ от него (БЛИЖЕ к нему).

Затем спросите, высокое или низкое дерево расположено ближе к дому, высокие или низкие кусты расположены ближе к реке (т. е. уже по отношению не к самому ребенку, а к другому объекту).

Затем поменяйте характер задания, чтобы поставить ребенка перед необходимостью самому выразить словами пространственные отношения между предметами. С этой целью начинайте фразу, побуждая ребенка вставить в нее соответствующие слова. Например: «Речка находится… (далеко), а дом… (близко)». Или: «Высокое дерево к дому… (ближе), а низкое от дома… (дальше)». Таким же образом может быть использована и любая другая подобная картинка.

Игра  «Графический диктант»

Цель: формирование пространственных представлений :слева , справа, вверху , внизу.

Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

На листе в уголке клетки поставлена точка :

-от точки проведи линию  на 1 клетку вправо , 2 клетки вверх , 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз. Нарисуй такие же узоры до конца строчки.

Варианты игры : помоги паучку, мышке, машине…и т.д. найти дорогу домой.

-от точки проведи линию  на 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 3 клетки влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вверх , что получилось?(самолетик).

Ученики могут самостоятельно подготовить подобные задания и диктовать товарищам (что является не менее полезным).

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение эффективности использования дидактических игр как средства формирования навыков ориентирования младших школьников с нарушени