Изучение эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, которое и определяет недоразвитие психической, психологической и физической деятельности ребёнка.
В психологической литературе распространено представление о том, что задержка психического развития – это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности у детей.
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития……………………………………………………….....6
1.1Эмоциональная сфера………………………………………………………………….…6
1.1.1 Понятие «Эмоции» и их функции.…………………………………………………....6
1.1.2 Классификации эмоций……………………………………………………………......9
1.1.3. .Особенности эмоционального развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста…………………………………………………………...10
1.2.Дети с задержкой психического развития……………………………………………..11
1.2.1 Определение понятия «Задержка психического развития». ……………………….11
1.2.2 Классификация и причины возникновения задержки психического развития.…..12
1.3.Депрессия………………………………………………………………………………..16
1.3.1.определение понятия «Депрессия», её проявления………………………………....16
1.3.2. Особенности депрессивного состояния……………………………………………..18
1.3.3. Проявления депрессивного состояния у детей……………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….……….

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

 

Дипломная работа

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Карельская государственная  педагогическая

академия»

 

 

 

 

 

Кафедра

физического и психического

здоровья ребенка

 

 

 

 

 

Изучение  эмоций депрессивной направленности у  детей с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

 

выполнила:

Карина Андреевна Лаврентьева

студентка 751 группы, 5 курса

очного отделения

 

Научный руководитель:

Шельшакова Наталья Николаевна

кандидат психологических  наук,

старший преподаватель.

 

Рецензент:

Терюшкова Юлия Юрьевна

психолог высшей категории

старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск, 2011

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Теоретический аспект  изучения особенностей эмоциональной  сферы у детей с задержкой  психического развития……………………………………………………….....6

1.1Эмоциональная сфера………………………………………………………………….…6

1.1.1 Понятие «Эмоции» и их функции.…………………………………………………....6

1.1.2 Классификации эмоций……………………………………………………………......9

1.1.3. .Особенности эмоционального  развития детей дошкольного

 и младшего школьного  возраста…………………………………………………………...10

1.2.Дети с задержкой  психического развития……………………………………………..11

1.2.1 Определение понятия  «Задержка психического развития».  ……………………….11

1.2.2 Классификация и причины  возникновения задержки психического  развития.…..12

1.3.Депрессия………………………………………………………………………………..16

1.3.1.определение понятия  «Депрессия», её проявления………………………………....16

1.3.2. Особенности депрессивного  состояния……………………………………………..18

1.3.3. Проявления депрессивного  состояния у детей……………………………………...19

Список литературы………………………………………………………………….……….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, которое и определяет недоразвитие психической, психологической и физической деятельности ребёнка.

В психологической литературе распространено представление о  том, что задержка психического развития – это эмоциональная и волевая  незрелость в сочетании с отставанием  в развитии познавательной деятельности у детей.

В последние годы заметно  увеличилось число детей с  задержкой психического развития. Более  того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики  в раннем онтогенезе в настоящее  время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

В работах таких исследователей как  М. С.Певзнер(1966), Г. Е. Сухарева (1965, 1974), В. В. Ковалёв (1973), К. С. Лебединская (1975), И. Ф. Марковская (1993) раскрываются клинические особенности детей  с задержкой психического развития, причины нарушений. Многие отечественные  учёные занимались вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний (М. С. Певзнер,  Г. Е. Сухорева,  В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова  и др.). Особенности формирования различных представлений, знаний и  навыков, некоторые психологические  особенности детей с задержкой  психического развития представлены в  психолого-педагогических исследованиях  Н. А. Никашиной (1965, 1972, 1977), В. И. Лубовского (1972, 1978, 1989), Е. А. Слепович (1978, 1989,1990), У. В. Ульенкова (1990,1994).

 В. А. Запорожец,  П. М. Якобсон, Л. С. Выготский,  Я. З. Неверович и другие  авторы акцентируют внимание  на необходимости развития эмоциональной  сферы в дошкольном возрасте. Эмоциональные реакции как внешнее  проявление внутреннего состояния  ребёнка выступают показателем  благополучного ил затруднённого  вхождения в социум и принятия  определённой социальной роли. В  процессе усвоения ребенком социальных  ценностей, норм, идеалов, а так  же общения с взрослыми и  сверстниками эмоции ребёнка  приобретают более богатое содержание  и сложные формы поведения. 

Всего 30-40 лет назад многие детские психиатры отвергали  возможность возникновения депрессии  в детском возрасте, считая её присущей только созревающей или зрелой личности. К настоящему времени доказано, что  депрессивные расстройства, в том числе эндогенные могут возникать в любом  возрастном периоде детства, начиная с младенчества.

Многие нарушения детского поведения не на много выходят за рамки нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, напоминают заболевание. Тревожность, депрессивное состояние могут быть результатом, как эмоциональной напряженности дошкольника, так и одним из симптомов органической психической патологии. Поэтому изучение данной проблемы весьма актуально для специалистов-дефектологов, психологов, учителей. Синдром депрессивного поведения у детей встречается довольно часто и имеет социальную значимость. Такие дети отличаются нормальным или даже высоким интеллектом, однако, как правило, плохо ведут себя и плохо учатся. Помимо трудностей в поведении и обучении, для них характерна двигательная гипоактивность и ослабленная концентрация внимания. Они склонны отвлекаться, уходить в себя. У них часто возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Цель исследования:  
Изучить эмоции депрессивной направленности и сопутствующие соматические признаки у детей с задержкой психического развития.

 Объект исследования:  
Депрессия как психическое состояние. 
          Предмет исследования:  
Эмоции депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:  
          1. Провести теоретический анализ психолого – медико-педагогической  литературы по проблеме изучения эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития.

2. Подобрать методики  для изучения эмоций депрессивной  направленности у детей с задержкой  психического развития дошкольного  и младшего школьного возраста.

3. Изучить эмоциональный  фон,  эмоции грусти, страха, особенности  проявления тревожного состояния  в различных жизненных ситуациях  у детей с задержкой психического  развития.

4. Определить наличие   признаков соматического синдрома, сопутствующего эмоциям депрессивной  направленности,  у детей с  задержкой психического развития  дошкольного и младшего школьного  возраста.

5.Разработка рекомендаций  по превенции депрессивного состояния  у детей с задержкой психического  развития. 

Гипотеза исследования:

У детей с задержкой  психического развития эмоции депрессивной направленности сочетаются с соматическими  симптомами, имеют реактивный характер и не достигают уровня психического состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический  аспект изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.

    1. Эмоциональная сфера.
      1. Понятие «Эмоции» и их функции.

Эмоции (лат. Emovere-потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. (Гамезо ).

Эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени  доступный самонаблюдению, самоанализу  и рефлексии.[ 8 ]

В широком смысле слова  эмоции рассматривались, например, как  особая форма или вид познания (античная философия), как познание интуитивное, или чувственное, в  отличие то познания рационального. (Б. Спиноза)

В более узком смысле этого  слова эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного  переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции – своеобразный индикатор значимости окружающего  для человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду, тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность».

Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия  внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний  их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Эмоции, проявляющиеся  в виде удовольствия, называются положительными, а в виде неудовольствия – отрицательными.

Уже в первых концепциях эмоций можно отметить два диаметрально противоположных взгляда на проблему возникновения эмоций и их связи  с деятельностью. Так, Демокрит и  Эпикур считали, что возникновение  и развитие эмоций связаны с предметами окружающего мира и именно эмоции и чувства являются руководителями поведения человека.

Ч. Дарвин(1872), один из первых научных исследователей эмоций, связал эмоции человека с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире. Он показал  общность эмоциональных выражений  человека и животных: чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом; раньше мимическое выражение эмоций имели определённое приспособительное значение.

 В психодинамических  теориях эмоций отражены взгляды  исследователей на то, каким образом  эмоции работают как мотивационный  компонент динамических реакций  человека.

Основой психодинамической  традиции в психологии и психиатрии стал взгляд З. Фрейда, который показал  важность в человеческом существовании  некогнитивных феноменов, или «аффектов», понимаемых им как мотивационные  переменные. Фрейд подчеркивал бессознательный  характер эмоций и их связь с физиологическими коррелятами. [18]

В когнитивной теории С. Шехтера  эмоция определяется как «недифференцированное  возбуждение плюс знание». На его  взгляд, физиологическое состояние, лежащие в основе эмоций, одно и  то же для всех , а качественные особенности  эмоций – результат оценки ситуации.

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее  живым существам определять биологическую  значимость состояний организма  и внешних воздействий.

Эмоции проявляются в  мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических  явлениях: изменение дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и  состояния). Эмоции охватывают почти  весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма ( П. К. Анохин).

Эмоциональность – интегративное, многомерное свойство личности, характеризующее  содержание, качества и динамику ее эмоциональной сферы.

Эмоциональная устойчивость – эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени  чувствительности к эмоциональным  раздражителям и в разной степени  нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении  человека, который их испытывает. Это  стремительно и бурно протекающий  эмоциональный процесс взрывного  характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект не предшествует поведению, а как  бы сдвинут на его конец. Именно аффекты  по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку.

Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но и всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

На протяжении детства  особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи  с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также  в связи с усложнением отношений  ребенка с окружающим миром.

Мотивы и эмоции тесно  связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Эмоции – это своеобразные психические  процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение  в соответствии с имеющимися у  субъекта мотивами, которые реализуются  в сложных и изменчивых условиях.

Развитие эмоций и чувств связано с возрастными этапами  и кризисами в развитии личности. Каждое центральное для данного  возраста новообразование, возникая в  ответ на потребности ребенка, включает и эмоциональный компонент.

Информация о работе Изучение эмоций депрессивной направленности у детей с задержкой психического развития